воскресенье
В фарфоровом царстве, ремесленном государствеНовости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
![]() задайте ваш вопрос ![]() В нашем поселке вот уже шесть лет живет и работает удивительный творческий и талантливый человек, художник и скульптор Иван Иванович Федичкин. Увлечение детства Иван родился во Владивостоке в семье военнослужащего, его отец тогда служил на флоте подводником. С раннего детства любил рисовать, заниматься лепкой, лепил различные фигурки из пластилина и глины. Детское увлечение лепкой и рисованием не прошли даром. Несколько лет семья жила в Минске, где Иван учился в Центральной художественной школе при академии искусств. Там у молодого автора уже выработался свой индивидуальный стиль и техника, Как-то в годы перестройки Федичкины поехали отдыхать в Ташкент. Город им очень понравился, впоследствии они переехали туда и прожили там пятнадцать лет. В Ташкенте Иван работал на совместном советско-итальянском предприятии по производству керамики «Сов-италпласт», на котором не только набрался необходимого опыта, но и узнал все необходимые тонкости и секреты производства фарфоровых поделок, которые впоследствии позволили ему открыть собственную мастерскую по изготовлению фарфоровых изделий. Постижение ремесла В Ташкенте очень развито фарфоровое и глиняное производство. Практически в каждом дворе имеется кустарная мануфактура, поэтому конкуренция у мастеров огромная. На сегодняшний день в производстве фарфора используются все достижения многовекового опыта. Производители коллекционных товаров стремятся сделать каждую вещь, вышедшую из их мастерских, произведением искусства. Чтобы изделие стало качественным, необходим непрерывный контроль - начиная с этапа разработки модели и на всем протяжении процесса производства, который может занимать несколько месяцев, с момента, когда из-под карандаша художника выходит первоначальный эскиз, и до конечного пункта своего назначения. В одном только производственном цеху единственная фигурка может находиться несколько недель, пока не будет доведена до совершенства в каждой своей детали. Рождение подарка Создание фарфоровой скульптуры начинается с разработки художественной концепции. После того, как художник сделал набросок или эскиз, модельщик из сырой глины изготавливает форму. Сначала создается грубая форма, постепенно отсекая от нее глину по мельчайшим кусочкам, мастер создает окончательный вариант. В идеале скульптура должна иметь не только правильные очертания, но и отражать начальный замысел или ощущение, выраженные в концепции. Один «новый русский» жалуется другому: «Купил на днях фарфоровую вазу эпохи Сунн, и представляешь – Китай подсунули!» Во все времена человек стремился украсить свое жилище разнообразными фигурками и статуэтками, даже в период пещер и мамонтов. Первые статуэтки были из глины, дерева и кости, затем их разнообразили металлом. Преобладающими в доисторические времена были фигурки богов и духов, затем появились и милые украшения, предназначенные радовать глаз и поднимать настроение. Фарфоровые статуэтки впервые были созданы в Китае – родине фарфора. Гипсовая модель, из которой впоследствии будет сделана статуэтка, создается на основе первой формы. Зачастую для наиболее точной передачи замысла художника первую форму изготавливают по частям для последующего их объединения в конечной модели. Случается, что для изготовления одной фигурки необходимо вылепить до десятка различных частей модели. Мастер тщательно подходит к процессу создания модели, с тем, чтобы в точности воспроизвести первоначальную форму статуэтки. Этот процесс может состоять из нескольких этапов, включая создание пробной модели и матрицы, и завершаясь изготовлением рабочей модели. Еще один немаловажный фактор - хорошее сырье, без которого никак не получится качественное изделие. Свое дело Шесть лет назад семья Федичкиных переехала в Московскую область, в Шаховскую. Уже через два месяца Иван, оформив необходимые документы, открыл свою маленькую мастерскую, купил небольшую немецкую автоматизированную печь для обжига и начал мастерить различные фигурки и статуэтки из фарфора, которые в основной своей массе покупают коллекционеры – посетители сувенирных магазинов и лавок. До недавнего времени сырье мастер закупал на Украине - в Донбассе, где расположены огромные месторождения белой глины. После недавних трагических событий приходится искать новые источники фарфоровых смесей, в основном это уже более дорогостоящие, импортные китайские, немецкие и итальянские, привозимые на московские и подмосковные специализированные рынки. Сейчас Иван один трудится на своей маленькой мануфактуре, расположенной в крохотном помещении, и сам выполняет все этапы сложного технологического процесса. В его планах постройка собственного дома с большой мастерской, выпуск новых поделок, посуды, а также резных деревянных изделий, но для этого нужно большее помещение. «Стоимость аренды в райцентре высокая, поэтому приходится пока довольствоваться тем, что есть», – говорит Иван. СПРАВКА Фарфоровые статуэтки - это изделия, созданные из белой керамической массы путем высокотемпературного обжига. С тех пор, как эти миниатюрные изделия попали в Европу, они сразу же стали популярны. Фарфор ценился наравне с драгоценными металлами и даже назывался «белым золотом». Сколько шпионских страстей бушевало вокруг секрета этого хрупкого материала. Но китайцы умели хранить тайны, и европейцам ничего не оставалось, как открыть собственную рецептуру материала. Это произошло при дворе саксонского императора Августа в 1708 году. И вскоре по всей территории Германии, а затем и остальной Европы начали открываться фарфоровые мануфактуры. Некоторые из ныне существующих европейских марок возникли еще тогда. А вот слава китайского фарфора осталась в прошлом – в наше время лучший фарфор производится именно в Европе. Лидируют здесь Германия и Великобритания, причем абсолютное первенство остается за немцами. Благодаря своим эстетическим свойствам, качеству фарфора, статуэтки быстро попали в поле зрения коллекционеров. А разнообразие тематики, разноцветная живопись, динамика фигурок сделали их любимым предметами коллекционирования. Ценность фарфора определяют четыре фактора: материал, форма, декор и глазуровка. Говоря о материале, хочется заметить, что «керамика» - это общее название всех изделий из обожженной глины. Керамика подразделяется на множество видов, среди которых на первом месте стоит фарфор, а на последнем - шамот. Качество фарфоровой массы зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена, и еще целого ряда технологических особенностей, которые каждый мастер держит в секрете. М. ВЛАСОВ Фото автора Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
![]() ![]() утром +25 ![]() ![]()
Котировки
Партнеры
|