18
апреля 2024
четверг
 

Алёна Резник: «Моё призвание требует жить...»

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос
Культура — 4 Апреля 2014, 09:09

Ничто не обнажает душу так, как поэзия. И нужно обладать определённой дерзостью, волей и верой, чтобы говорить с современной публикой её языком. Актриса и певица Алёна Резник этими качествами наделена от природы
ТАТЬЯНА КОРОТКОВА
Вечер романса - это Елена Кам-бурова. Вечер поэзии - это Алла Демидова. Но музыкально-поэтический моноспектакль, когда один поющий актёр воссоздаёт на сцене полифонию жизни, с её консонансами и диссонансами - это только Алёна Резник.
— Все истоки творчества - в детстве. Кто наделил вас таким запалом?
— 5 февраля мой концерт совпал с днём рождения папы, ему исполнилось бы 74 года. Он для меня очень много значил, был разносторонне талантливый человек, художник-самородок! Хотя его отец, мой дед - профессиональный признанный художник, какое-то время возглавлял Омский фонд художников, писал в манере соцреализма. Папа был полной противоположностью - любил Пикассо и Модильяни, работал как экспрессионист, умудрялся доставать на «чёрном рынке» раритетные книги по искусству, запрещённую литературу. И всё это в Омске, где прошло моё детство. Для меня сочетание слов «чёрный рынок» до сих пор отдаёт чем-то фантастическим. Я росла на контрасте двух миров: школа - дом.
— В те годы личная свобода могла дорого обойтись...
— Так и случилось. Первая выставка отца стала единственной, картины резались и выбрасывались в окно. Искусство находилось под цензурой, на него был госзаказ, а всё прочее принималось враждебно. Даже у собственных родителей отец не находил понимания. Бабушка и спустя годы говорила мне: «Твой отец - не был художником!». С дедом на почве творчества у него был постоянный конфликт. Но, повзрослев, я всё поняла. Да, к реальности приспособиться папа не стремился. Читал Элюара, Солженицына, Кафку, ходил на какие-то закрытые показы кино. Постоянно что-то рисовал. Не работал, в общепринятом смысле.
— Бродского выслали с ярлыком «тунеядство», а оказалось - гений... Сложись всё иначе, ваш отец имел бы шанс на самореализацию, как думаете?
— Если бы он жил не в сибирском городе, а где-нибудь в Европе, вполне мог бы состояться как самобытный художник. У нас в семье сохранились только три его картины. Другие папа раздарил друзьям и уничтожил. Но он умел заглянуть в будущее, мне кажется, он понимал, что случится со страной. Сейчас мама, живущая в Америке, говорит: как же Валентин был прав! Мне кажется, меня как личность сформировал творческий бунт отца против всего обыденного, стандартного... Но главным обстоятельством была его страсть к симфонической музыке. Он собрал огромную фонотеку от Баха до Стравинского. Возвращаясь из школы, я слышала дома Бетховена или Шнитке, а отец сидел на кухне, курил и писал маслом картины. Так что тем, что из меня выплёскивается, я, конечно, целиком и полностью обязана отцу. Есть выражение «впитать с молоком матери». Я творчество впитала с табачным дымом отца. От мамы взяла голос и жизненную энергию!
— Наверное, поступление в театральный вуз удалось безболезненно?
— Что вы! Я прошла в школу-студию МХАТ только с третьего раза. Доходила до второго тура и выслушивала: девушка, у вас не соответствие внутренних и внешних данных. Сейчас-то понимаю - это просто формулировка вежливого отказа. А тогда мучилась: что не так?
— И как же вы провели два «провальных» года?
— Мне было 17 лет. После первой «осечки» вернулась в Омск, два месяца работала курьером в типографии. И вдруг мама говорит: хочешь няней в московскую театральную семью, там режиссёр, он тебя подготовит. Я была тепличным ребёнком, и мне было страшновато. Но упёртость победила. Так я попала в семью Иосифа Райхельгауза, он тогда работал в театре «Современник», смотрела за его трёхлетней дочкой Машей.
— Вот так поворот! Недавно Маша дебютировала как театральный художник
в «Записках русского путешественника»!
— А я восемь месяцев кормила её кашей. Готовить, кстати, научилась благодаря жене Иосифа Леонидовича - Марине, жила у них таким вторым ребёнком. Я была полноватая и грустная девочка. И Иосиф Леонидович как-то пошутил: Алёна, зачем тебе в артистки, у тебя так здорово рыба получается! Я тогда очень расстроилась. Но зато именно Иосиф Райхель-гауз напророчил мне вокальную стезю, я ведь приехала с гитарой и всё время пела. Вот пытаюсь представить себя на месте приёмной комиссии и понимаю, что очень сложно разглядеть в молодом человеке искру таланта через все юношеские комплексы. Наверное, тут важна собственная внутренняя убеждённость в правильности выбора. А я была уверена в своём выборе на сто процентов. Вернулась домой, отработала несколько месяцев уборщицей в Омском драмтеатре, посмотрела все спектакли и репетиции. Там я познакомилась с режиссёром Геннадием Трос-тянецким. Он сумел разглядеть во мне что-то «стержневое», при моей подростковой зажатости дал мне читать рассказ «Лошадиная фамилия». И я читала так, что зрители смеялись до колик.
— Но ведь вы - трагическая актриса?
— Тем не менее, он увидел во мне комедийные резервы, извлёк острохарактерную сущность. Но при этом показал возможности моего актёрского диапазона, заставив читать драматичное цветаевское стихотворение «Кабы нас с тобой, да судьба свела.». И обнаружилось то героическое нутро, которое сейчас стало осью моих концертов. Вот на этом стыке комического, острохарактерного и трагедийного я и поступила на курс Александра Калягина. Мне вообще-то повезло: в моём дипломе - росписи трёх великих артистов: Смоктуновского, Табакова и Калягина. И, кстати, от Смоктуновского на дипломном спектакле тоже получила прогноз. Я играла Полину Андреевну - возрастная характерная роль. И по окончании спектакля мы - студенты подходили к Иннокентию Михайловичу за «напутственным словом». Он меня похлопал по плечу и сказал: «Алёна, вы будете играть позже».
— Вы согласны с тем, что актёра создаёт тот театр, куда он попадает после института? Можно сказать, что вас «создал» «Сатирикон»? Каково вам было в художественном потоке этого театра?
— Я в «Сатириконе» прослужила четырнадцать лет. О том времени остались только светлые воспоминания: театр-дом, театр-пахота. Выражаясь любимой фразой Константина Аркадьевича, мы работали «на разрыв аорты»: с десяти утра - репетиция, после перерыва - разминка и спектакль, и в таком режиме - много лет. Но в «Сатириконе» тогда была атмосфера театра-семьи, взаимное уважение, прекрасная обстановка, постоянные сборища, песни, «капустники». Если до нас долетали истории о каких-то закулисных инт-
ригах в московских театрах, мы их воспринимали отголосками другого мира.
— Что вы вынесли от общения с Константином Райкиным?
— Это, конечно, высочайший класс профессионализма. Талант без дисциплины - ничто. Главное в нём - требовательность к себе и к другим. Он находится в вечном стремлении к идеалу, поэтому работает с завышением планки. Ещё одна его фраза: «Чтобы Бог вас заметил - надо подпрыгивать, стремится быть лучше в десять раз, тогда, возможно, удастся стать лучше вполовину». Надо развиваться, нельзя успокаиваться на чём-то. Конечно, такая фантастическая работоспособность - за гранью добра и зла, он фанат театра, остальное - по боку. Когда ты с ним на одной «шахматной доске», это трудно, почти невыносимо. Но со стороны - нельзя не восхищаться. В спектакле «Великолепный рогоносец» мы с Галей Даниловой играли горластых фламандских крестьянок. И был момент, где нужно кричать на главную героиню «на разрыв связок и сердца». А я - певица. На одной репетиции решила, что чуть-чуть себя поберегу, слегка притушила голос. Константин Аркадьевич вызвал меня к себе: «Алёна, вот этого я бы не хотел, либо ты всё делаешь на чистом сливочном масле, либо ты не делаешь этого вообще». И я теряла голос, сипела, хрипела. Но «Сатирикон» - это школа! И мне теперь бросается в глаза, если вижу, что какой-то актёр на сцене себя «бережёт», не рвёт сердце, не распахивается. Фальшь и «ремесленничество» отвратительны в нашей профессии.
— «Великолепный рогоносец» - это ведь спектакль Петра Фоменко? Совсем другой
подход.
— Мне посчастливилось работать с этим режиссёром. Он - иного склада, конечно. Когда Пётр Наумович просил на репетициях идти «от себя, по живому», я понимала, что я не артистка Константина Аркадьевича. Райкин работает с показа - таков его личный темперамент. Есть артисты, которые берут от него форму и делают всё великолепно. Но для меня театр делится на «живой», где актёры могут импровизировать, и «постановочный», как, например, театр Юрия Любимова. Однако лично я отношусь к типу артистов, которые могут раскрыть свою душу и тем взять зал. К сожалению, попасть в театр Фоменко было невозможно, труппа целиком - его курс.
— Но ведь это трагедия, когда природа актёра не совпадает с природой режиссёра.
— В сценической массовке годами киснут артисты, которые, уйдя из театра, становятся кинозвёздами. Примеров много. Но у Райкина всегда массовка - действующее лицо. Он любит массовые зрелища. И всегда внушал: не смейте скучать, работайте, глаз зрителя стрельнет, остановится на человеке, который «отсутствует» - и спектакль рухнет. Я всегда считала ниже своего достоинства «скучать».
— Кто-то сравнил сцену с наркотиком. Вы чувствуете себя - в сценической зависимости?
— В театре я растрачивала только ничтожную толику своих актёрских запасов. И эта нереализованность сжималась пружиной. А если пружину долго сдерживать, она выстрелит неожиданно. Я стала лауреатом конкурса актёрской песни им. Андрея Миронова. Елена Камбурова присутствовала в жюри и посоветовала: делайте сольный концерт. Спасибо Константину Аркадьевичу, с его позволения у меня появилась площадка - малая сцена «Сатирикона». Я подготовила первую концертную программу «Мираж любви», потом и вторую - «Бессонница», с помощью режиссёра Юрия Зуб-кова, он ученик Эфроса. Юрий Львович давал мне такие «манки» - задачи режиссёрские, что каждый номер становился «айсбергом», всё было увязано в единую драматургию, и у публики возникало ощущение полноты действия. Получилось интересно: я пела, читала стихи, прозу, причём, обыгрывала даже моменты смены костюма - из-за кулис публика слышала, как я читаю кусок из романа Макса Фриша о том, как человек идёт за мечтой к горизонту, а горизонт всё удаляется. Использовались световая и звуковая партитуры. И пресса сама назвала мои концерты моноспектаклями.
— Ваши спектакли идут на площадке культурного центра Владимира Высоцкого на Таганке. Это совпадение, что вы выступаете в Доме актёра и поэта?
— Я думаю, что меня ведёт моя планида. Высоцкий с юношества был моей путеводной звездой. В моём репертуаре две его песни: «Беда» и «Бокал». Судьба сама вывела на эту сцену, она стала родной, там хорошо. Владимир Семёнович меня «принял», и чувствую, что в каком-то смысле «благословил» мои «несовременные» устремления. Но к чему мне подстраиваться под «современность», пытаться себя ломать? Нужно, чтобы кто-то и в наше время пел словами Цветаевой, Лорки... Как-то случайно открыла для себя стихотворение Мандельштама: «Я вздрагиваю от холода, мне хочется онеметь. А в небе танцует золото, приказывает мне петь». И подумала: а ведь я могу с полным правом это сказать и от себя. Когда всё вокруг стремится к самоуничтожению, моё призвание настойчиво требует жить, и петь, и делать то, что я должна делать.
Её концерты - продуманные и драматургически точно выстроенные моноспектакли, где песня может легко перейти в поэзию, поэзия -в прозу, в музыку и вновь вернуться к песне. Каждая новая песня - иной поворот спектакля, который плавно складывается в широкую палитру красок открытой души женщины, в её самозабвенную исповедь


Версия для печати

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


Облако тегов

Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +7 +9
ночью +6 +8 утром +8 +10
Котировки
USD ЦБ РФ 94,0922 -0.2320
EUR ЦБ РФ 100,5316 0.2529

Партнеры









































все партнеры