14
октября 2019
понедельник
 

«Заповедник» в заповеднике

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос
Культура — 15 Декабря 2015, 13:09

19 декабря в подмосковном Мелихове состоится 40-й спектакль по повести Сергея Довлатова.

В следующем году исполнится десять лет со дня рождения Мелиховского театра «Чеховская студия», который был создан режиссером Владимиром Байчером по инициативе Генерального директора Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» Константина Бобкова. Поскольку театр существует при музее великого писателя, то играет он в основном его пьесы и инсценировки прозы. Однажды в беседе с В. Байчером я задал ему непростой вопрос: не чувствует ли он себя в какой-то степени обделённым в том смысле, что статус обязывает его театр играть только произведения А.П. Чехова? И не возникает ли в связи с этой «обязаловкой» некоторое привыкание, а, может быть, даже «оскомина»?  Худрук ответил, что театр ставит только то, что считает важным и нужным. «Но поскольку мы находимся в музее А.П. Чехова, - продолжил мой собеседник, - то вполне естественно, что основой нашего репертуара являются его произведения. Было бы странно, если бы дело обстояло иначе. Для меня Чехов – это писатель и драматург № 1, и любое его произведение, на мой взгляд, буквально «просится» на сцену. Поэтому вопрос заключается вовсе не в том, что Чехов может нам надоесть, и мы от него «устанем». Проблема в том, что сам Чехов может устать и поэтому нужно дать ему немножечко «передохнуть» от нас». В. Байчер считает правильной тенденцией, когда главным автором для них остается А.П. Чехов, а рядом с ним, так сказать, «примагниченные» им писатели, которые либо повлияли на его литературное формирование, либо стали его последователями. Руководствуясь этим, «Чеховская студия» в свое время решила продолжить театральное изучение русской литературы и драматургии на примере некоторых последователей великого писателя.


1.jpg

Одним из «не чеховских» спектаклей «Чеховской студии» стал «Заповедник» по инсценировке известной повести Сергея  Довлатова. Поставил его актёр и режиссёр Дмитрий Пчела. Спектакль стал одной из самых успешных постановок театра, не раз выезжал на гастроли, получал призы на театральных фестивалях. Творчество Сергея Довлатова недаром заинтересовало Мелиховский театр. Некоторые литературоведы находят много общего между Чеховым и Довлатовым и в подходах к писательскому ремеслу, и в самом творчестве. Наверное, именно этим и руководствовалась «Чеховская студия», инсценируя и ставя повесть Довлатова. Тем, кто запамятовал, напомню в двух словах суть дела. В кризисный момент своей жизни Сергей Довлатов отправляется в заповедник «Пушкинские горы» поработать экскурсоводом, закончить кое-какие литературные опусы, а заодно - осмыслить реалии собственной личной жизни. О забавных, а порой и невесёлых и даже тревожных перипетиях его пребывания в Михайловском, о самых разных людях: от выпивох, секретарш и продавщиц до майора КГБ, - писатель, а вместе с ним и театр, ведут рассказ в присущем Довлатову ироническом и насмешливом стиле. Кто-то остроумно заметил, что в результате у «Чеховской студии» получился «Заповедник» в заповеднике, имея в виду и статус музея в Мелихове, и удивительных, порой нелепых, почти «реликтовых» персонажей повести.

Я попросил актера и режиссера Дмитрия Пчелу, который сейчас уже, к сожалению, не служит в Мелиховском театре, ответить на несколько вопросов по поводу его сценического произведения.


2.jpg

Почему вы выбрали для режиссерского дебюта в Мелиховском театре именно эту повесть Сергея Довлатова?

Поставить "Заповедник" мне предложил главный режиссер Мелиховского театра «Чеховская студия» Владимир Григорьевич Байчер. Я несколько лет работал в этом театре актёром, одновременно учился в Театральном институте имени Бориса Щукина на факультете театральной режиссуры, где преподавал В. Байчер. В институте одна из моих работ по прозе Сергея Довлатова была признана успешной, я получил несколько наград на конкурсе студенческих режиссёрских работ. Владимир Григорьевич увидел во мне подающего надежды, молодого режиссёра, далее последовало предложение о постановке, от которого я не смог отказаться.


10.jpg

 При первом прочтении «Заповедника» я был потрясён, повесть произвела на меня невероятное воздействие. За юмором и комичностью ситуаций стояла глубокая тоска и одиночество. Боль персонажей ощущалась мной на каком-то физическом уровне. Я очень долго писал сценарий. Не мог найти ключ к материалу. То объединяющее звено, которое могло бы соединить отдельные сцены в единое целое. Наконец решение было найдено: экскурсия по Заповеднику, экскурсия по жизни, по стране. Мой "Заповедник" это  прежде всего и невзирая ни на что признание в любви к нашей земле, а особенно к нашим людям. Попытка понять, кто же мы такие. Каждый персонаж в спектакле, похож на экспонат музея. Все очень разные. Сложные. Неоднозначные. Но все, без сомнения, достойны внимания.


8.jpg

В Мелиховском театре в основном ставятся произведения А.П. Чехова. Но главный режиссер театра В. Байчер сказал мне как-то, что С. Довлатов - один из "примагниченных" Чеховым писатель. Вы тоже видите творческую связь между писателями?

Сергей Довлатов говорил: "Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского, юмор Гоголя, однако похожим быть хочется только на Чехова». Этим всё сказано.

 Что вас, прежде всего, волновало в этом произведении? Могли бы сформулировать: о чем ваш спектакль?

Повесть поднимает много тем. Главными в спектакле для меня являются одиночество, отношение людей и их путь друг к другу, творчество, выбор, поиск смысла жизни. Серьёзные слова, не правда ли?!

Изменилось бы что-то в спектакле, если бы вам пришлось ставить его сегодня?

Не знаю, Возможно, я бы сделал его острее. Жестче. Когда я работал вместе с ребятами, мы на каждой репетиции что-то меняли. Долго говорили, обсуждали, спорили. Сейчас , к сожалению, судьба нас развела. Ребята играют без меня. Я уже не знаю, как изменился спектакль и что там происходит. Но когда-нибудь я обязательно к ним приду "инкогнито" и потом сделаю замечания. Они знают, о чём я говорю. Мне очень повезло с артистами. Мы прошли вместе очень большой путь.


3 Дмитрий Пчела.jpg

Не сложно ли было пребывать в роли режиссера в компании с друзьями-актерами? Отношения не испортились?

Постановка спектакля- это путь. Путь на вершину горы, если хотите. Режиссёр – это вожак, который ведёт за собой артистов. Даёт ориентиры. И проходить такой путь гораздо легче с преданными друзьями, которые будут верить в тебя и помогать. Конечно, бывало всякое, мы ссорились, потом мирились. С Ю.И. Голышевым,(исполнителем роли Михаил Ивановича, Майора Беляева и Филокартиста) вообще назревал серьёзный конфликт по- поводу трактовки некоторых персонажей спектакля. Доходило до того, что Ю.И. уходил с площадки, но всё же через некоторое время возвращался, и мы продолжали работу. Потом на каждом фестивале, где бы мы ни показывали «Заповедник» Ю. И. Голышев неизменно получал награды за роль второго плана.

В одной из рецензий о вашем "Заповеднике" было сказано: «режиссёр явно избегает политических и социальных контекстов довлатовского текста, возводя на пьедестал человеческую историю». Вы с этим согласны?

Мы старались как могли избегать политических и социальных контекстов. Но сейчас я понимаю, что от них никуда не деться. Они встают перед нами, так ясно и отчётливо и никуда от этого не сбежишь. Довлатовский текст поражает своей актуальностью и сегодня. «Заповедник» - это вся наша страна. Она может нравиться, может не нравиться, но она всё равно любимая и родная. Мы должны полюбить наш Заповедник, поверить в него, полюбить самих себя такими, какие мы есть. Это очень важно - принять своё прошлое, понять настоящее, двигаться в будущее и тогда возможно, что-то изменится. У Довлатова в «Заповеднике» герой произносит фразу : "Тут нечего объяснять…Мой язык, мой народ, моя безумная страна…Представь себе, я люблю даже милиционеров". И финал спектакля, отъезд героя из страны подобен гибели. Путь главного героя, его духовные искания и переживания мне близки. В процессе репетиций спектакля, Сергей Донатович Довлатов стал для меня родным человеком. Повесть "Заповедник" во многом автобиографична. И путь этого несомненно великого человека заслуживает большого уважения.


4.jpg

Собираетесь ли вы поставить что-то в другом театре? Какая драматургия, какие темы вас волнуют сегодня?

Этих тем,  не так уж много, они вечны : ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ. Хорошее драматическое произведение соединяет в себе все эти три темы. Сейчас я коплю силы. Возможно в будущем, я буду иметь моральное право приступить к новым репетициям. Читаю А.Н. Островского.

Пять лет назад вы блестяще сыграли Ивана Лаевского в спектакле Владимира Байчера по повести А.П. Чехова «Дуэль». Удается ли сейчас реализовать ваш актерский талант? Если да, то в каких театрах и пьесах?

Сейчас я, к сожалению, не работаю в театре. В связи с большой занятостью в кино и учёбой на высших курсах сценаристов и режиссеров. Это уже моё третье высшее образование. Возможно в будущем, я и вернусь в театр, как актер, если хороший режиссёр предложит мне хороший материал.


5.jpg

Не думали ли о моноспектакле?

Нет.

Вы много снимаетесь в кино. Есть ли роль, которая была бы адекватна по уровню тому же Лаевскому?

Я стараюсь всегда, в любом материале отдать всего себя роли, будь то театр или кино. Это моя профессия - отдавать. Судя по письмам, которые я получаю, больше всего я запомнился телезрителям в роли Антона Карагода в сериале «Верни мою любовь». Роль сложная, сценарий хороший. Конечно, не Чехов, но всё же.

Почему вы не сыграли главного героя «Заповедника» сами? Этот персонаж, на мой взгляд, как будто написан для вас.

Я - режиссёр спектакля, а режиссёр, по моему мнению, не должен играть в своём спектакле.


6.jpg

Исполнитель нескольких ролей в этом спектакле заслуженный артист России Юрий Голышев рассказывает: «Нам удалось через творчество Довлатова взглянуть на Пушкина и его посмертную славу – часто деформированную, искажённую -  с несколько иного ракурса. Помните стихи Маяковского о Пушкине: «Вы, по-моему, при жизни — думаю — тоже бушевали. Африканец!» Вот так «бушует» на пушкинской земле Довлатов. Эта замечательная повесть буквально просится на сцену, потому что в ней изначально заложен интересный монтажный приём: локальные эпизоды, которые вполне могут монтироваться и трансформироваться. Но самое главное: довлатовская повесть даёт щедрый материал для погружения в проблематику персонажей, используя школу русского психологического театра. Все наши актёры пытаются по-настоящему жить в этом материале, играют буквально «на разрыв аорты».


9.jpg

Спектакль окунает зрителя в узнаваемые советские реалии 70-х и 80-х годов. Но, несмотря на нелепости и абсурд этих реалий, режиссёр и исполнители не позволяют себе никакого стёба или издёвки. Они с улыбкой, а иногда с грустью рассказывают о людях, живших в те годы, и, глядя на них с высоты наших лет, пытаются разобраться в их мыслях, чаяниях и поступках. Спектакль заставляет зрителя поразмыслить о том, правильно ли мы живём сейчас, в ХХ1 веке?! Порой «Заповедник»  кажется неуютным и "зябким". Но вовсе не потому, что поставлен и сыгран неуверенно или холодно. Напротив: раз от разу спектакль приобретает какие-то новые черты, краски и смыслы. Режиссёрский рисунок становится всё более чётким, осмысленным и динамичным, актёрские работы - яркими и эмоциональными (порой даже чрезмерно). Ощущение «неуютности» объясняется тем, что проза Сергея Довлатова остаётся, увы, актуальной и в наши дни. И это не добавляет оптимизма, хотя и заставляет еще раз поражаться прозорливости классика, который в автобиографической повести, наверное, не претендовал на какие-то социально-исторические обобщения и философские выводы. Он просто попытался рассказать о печальной судьбе неприкаянного писателя-диссидента, представителя "потерянного поколения", которому, говоря словами его великого современника, "безвременье вливало водку" в глотки. «Зябко» становится еще и оттого, что пока ещё не сбывается прогноз замечательного пушкиноведа Семёна Гейченко, который был директором Пушкинского заповедника в Михайловском в течение 45 лет. Спектакль  начинается с документальных кинокадров его встречи с гостями заповедника, на которой он говорит, что через 200 лет после смерти Александра Сергеевича большинство российских людей по своим душевным качествам будет походить на Поэта. До 200-летия даты смерти Александра Сергеевича осталось двадцать с небольшим лет. Актуальность повести С. Довлатова и спектакля Мелиховского театра, к сожалению, свидетельствуют о том, что Семён Степанович Гейченко в своих прогнозах несколько заблуждался…


7.jpg

 
19 декабря в 17-00 спектакль «Заповедник» будет сыгран в Мелихове в 40-й раз!
 
 
Павел Подкладов


Версия для печати

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +10 +12
вечером +14 +16 ночью +13 +15
Котировки
USD ЦБ РФ 64,2237 -0.5179
EUR ЦБ РФ 70,7296 -0.5703

Партнеры









































все партнеры
 
Путешествия своим ходом по Тайланду и не только.