среда
Сороковая «Дуэль» в МелиховеНовости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Культура — 25 Августа 2016, 00:38
28 августа Мелиховский театр «Чеховская студия» сыграет свой 40-й спектакль по повести А.П. Чехова «Дуэль». Это будет последний в нынешнем сезоне спектакль по знаменитой повести. Объясняется это тем, что он относится к разряду так называемых open-air проектов театра и может играться только в летний период. Но вначале небольшой исторический экскурс. У «Чеховской студии» до поры-до времени не было специально оборудованной сценической площадки, и спектакли игрались либо на веранде мелиховского Главного дома, либо в так называемом театрально-концертном зале – небольшом помещении, мало приспособленном для театральных зрелищ. В 2010 году театр, наконец, обрёл свой «угол». К 150-летию А.П. Чехова было принято решение о восстановлении на территории музея-заповедника хозяйственных построек. В том числе, мощного бревенчатого сруба, который в прежние времена служил скотным двором. В этом срубе после реконструкции планировалось проведение различных выставок. Художественный руководитель театра Владимир Байчер вспоминает: «Я шёл мимо этого бывшего скотного двора, заглянул туда и понял, что нахожусь в театре! В этой огромной избе, где ещё не было пола, я «увидел» сцену, порталы и даже закулисное пространство: вестибюль, туалет, гримёрки. Надо отдать должное Генеральному директору музея-заповедника Константину Васильевичу Бобкову, который, несмотря на утверждённый проект выставочного помещения, разрешил отдать его под театр. Внутреннее пространство было полностью перепланировано для наших нужд». Так мелиховский скотный двор стал «Театральным двором». Команда «Чеховской студии» довольно быстро обжила, обиходила новое помещение и очень удачно в театральном смысле расположилась в пространстве огромной избы, сыграв в ней часть нового спектакля, о котором ведется повествование в этой заметке.
Кто виноват и что делать? Читатель, надеюсь, помнит знаменитую повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Даже если он – читатель - по каким-то причинам не успел ее прочитать, то, безусловно, видел замечательный фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» с Владимиром Высоцким, Олегом Далем, Анатолием Папановым и Людмилой Максаковой в главных ролях. Конечно, режиссер спектакля Владимир Байчер и его подопечные шли на определенный риск. Потому что благодаря фильму у зрителей со стажем сложился определенный стереотип восприятия героев повести. И это вполне объяснимо, поскольку и фильм в целом, и каждая роль были необычайно хороши. Но, вспомнив известные классические строчки: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», мелиховская команда отважно бросилась осваивать очень сложный для театрального воплощения литературный материал.
Безусловно, спектакль «Дуэль» стал этапным в творческом становлении театра. Если прежде Владимир Байчер и его актёры «посягали» лишь на небольшие пьесы и инсценировки рассказов А.П. Чехова, то «Дуэль» стала масштабной театральной затеей, удивившей и порадовавшей постоянных мелиховских зрителей. Удивила эта затея, прежде всего, тем, что первая часть спектакля играется не просто на пленэре (к этому мелиховский зритель был готов), а на берегу пруда «Аквариум», окруженного старыми почтенными берлинскими тополями. Наверное, многие чеховеды не согласятся с автором этих строк, но я всегда был склонен отождествлять «Аквариум» с известным каждому, кто любит творчество А.П. Чехова, «колдовским озером»… «Сценография» первой части спектакля весьма изобретательно «вписана» в ландшафт музея-заповедника. Главные события происходят на специально сооружённых и спущенных на воду понтонных плотиках. На этих зыбких театральных «подмостках» и разворачивается драма «зыбкой» жизни несчастного и неприкаянного главного героя повести Ивана Андреевича Лаевского и тех, кто его окружает. Как пишет литературный критик и историк литературы А. М. Скабичевский, Лаевский - это «нравственно распущенный и чувственный ленивец и бабник, … печальное наследие крепостного права». Не знаю, как насчет крепостного права, но факт остается фактом: этот, в общем-то, неплохой, открытый, не злой, но легкомысленный человек вдруг начинает понимать, что его жизнь никчёмна и бездарна. С матерью он разошёлся, соблазнённую им чужую жену разлюбил (вернее, «понял, что никакой любви не было»), не обрёл и любимого дела... На себя он, судя по всему, махнул рукой. Вспомним повесть: «Лаевский сел рядом с Самойленком и сказал с искренним увлечением: Ситуация у Лаевского - хоть стреляйся, а тут еще моралист и зануда фон Корен лезет со своими нравоучениями. Разыгрывается нешуточная драма: в непримиримом нравственном противостоянии сталкиваются два антипода – ученый-зоолог, трудоголик, ненавидящий слюнтяйство и рефлексию, и слабый, потерявший точку опоры и «погрязший в грехе» бедняга, не имеющий сил выкарабкаться из своих жизненных передряг. Николай фон Корен (мощная, жёсткая и, при этом, тонкая роль Андрея Богданова) предельно прагматичен, уверен в своей правоте и готов без колебаний уничтожить противника – бездельника и эпикурейца. А Ивану Лаевскому претит немецкая педантичность и бессердечность зоолога, не способного понять столь свойственные обычному человеку мучения и метания.
Фон Корен с некоторых пор относится к Лаевскому даже не неприязненно, а с ненавистью. И если поначалу борьба между этими нравственными противниками ведётся, так сказать, за глаза - в полемических беседах с добродушным и благородным доктором Самойленко (заслуженный артист России Юрий Голышев), то, в конце концов, она перерастает в открытую очную конфронтацию. Фон Корен воюет с Лаевским, как было написано в одной статье, «как с персонифицированным пороком» и обвиняет в безнравственности не только его самого и его сожительницу Надежду Фёдоровну (эту роль в разных актерских составах блестяще играют актрисы Марина Суворова и Елена Ландер), но и в развращении людей, населяющих маленький патриархальный кавказский городок.
На протяжении этого умного, динамичного и трагического спектакля тебя будоражат вечные российские вопросы: «кто виноват» и «что делать»?! С одной стороны, вроде, прав фон Корен: с точки зрения морали и здравой логики Лаевский абсолютно бесполезен и даже вреден для общества. Авантажный, обаятельный и статный Андрей Богданов настолько убедителен в этой роли, что ты невольно соглашаешься с его логикой и аргументами. И думаешь: «А действительно: не пора ли всех этих бездельников и краснобаев погнать поганой метлой из нашего общества?!» Но тут же спохватываешься, ужасаясь своему жестокосердию. А видя несчастного, униженного Лаевского, твое сердце проникается жалостью к нему, и ты вспоминаешь великие строчки о «милости к падшим». Короче, запутываешься вконец, не имея сил признать правоту ни того, ни другого. И в этом еще раз проявляются гений и величие души Чехова, который находится как бы над схваткой и сопереживает обоим, признавая, что у любого человека всегда есть своя правда.
Контрапунктом главного противостояния становится словесная «дуэль» слабой, легкомысленной Надежды Федоровны и яркой, «вулканической» Марьи Константиновны (заслуженная артистка России Наталья Беляева). И опять у тебя в душе возникают противоречивые чувства. Ты умом понимаешь справедливость слов Марьи Константиновны, призывающей свою оппонентку жить так, как живут все порядочные люди (читай – обыватели): и дом надо содержать в порядке, и заботиться о своем мужчине, да и обвенчаться, наконец, с ним следует, а не жить в качестве содержанки! Наталья Беляева тоже весьма неоднозначна в своей роли. Её Марья Константиновна, конечно, резонерка и изрядная зануда. Но ты какими-то фибрами души ощущаешь в ее страстных монологах некую червоточинку. И понимаешь, что этой красивой и статной женщине, наверное, уже до чёртиков надоела эта добропорядочная жизнь. И что ей, наверное, тоже хочется влюбиться и махнуть с любимым человеком куда-нибудь на край света, только бы быть подальше от своего правильного мужа. Но она упорно гнет свою линию, стараясь сломить невыносимую легкость бытия неприкаянной Надежды Федоровны, порхающей как бабочка с цветка на цветок и неспособной обрести душевный комфорт, наладить семейный очаг и приобрести хоть какое-то реноме в обществе. И, вроде бы, надо согласиться с Марьей Константиновной, но ты начинаешь сочувствовать Надежде Федоровне.
Потому что, во-первых, она хоть и не большого ума, но красива, во-вторых, несмотря на грехи, добра и искренна, в-третьих, как и любая женщина, очень хочет простого человеческого счастья. Но у нее нет никакой опоры в жизни, потому что эта самая опора вот-вот сама рухнет в бездну. Ты ей сопереживаешь даже тогда, когда вдруг узнаешь, что она в силу своей слабости изменяет Лаевскому с полицейским приставом Кириллиным. А в финале, когда в ее душе происходит катарсис, ты еле сдерживаешь слезы… Гениальный писатель, а вслед за ним режиссер спектакля и актеры без всякой назидательности говорят нам, что все в нашем подлунном мире неоднозначно, готовых жизненных рецептов никто еще не изобрел. Равно как и какой-то общей, единственно возможной правды.
Очень убедителен в роли доктора Самойленко Юрий Голышев. Его немного наивный Александр Давидович, конечно, не философ, не мыслитель. Но у него есть твердые, незыблемые нравственные принципы и понятия о чести. Доброго и великодушного Самойленко совершенно искренне изумляют утверждения фон Корена о всесилии естественного отбора и призывы уничтожать «выродков».
Скрупулезно и точно простроены и «прилажены» друг к другу в этом спектакле и роли второго плана. Изумительно тонок и трепетен дьякон Владимира Курочкина. Он исподволь как бы подыгрывает всем персонажам, но сам зорко и цепко следит за происходящим и делает свои выводы. И у него есть своя правда, только он ее не хочет выражать словами. Но когда приходит беда, именно он разрубает гордиев узел, спасая Лаевского от смерти. Дьякон не проповедует, не увещевает, не старается внушить людям веру в Бога. Наоборот, он миролюбиво уходит от серьезных разговоров, и только однажды высказывается о самом сокровенном так: «Вы говорите - у вас вера. Какая вера? А вот у меня есть дядька поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы на обратном пути его дождик не промочил. Вот это вера! Вера горами движет».
Но, наверное, квинтэссенция чеховской повести заключена в авторском тексте, который имеет отношение к дьякону. «Славная голова! — думал он, растягиваясь на соломе и вспоминая о фон Корене. — Хорошая голова, дай бог здоровья. Только в нем жестокость есть...» За что он ненавидит Лаевского, а тот его? За что они будут драться на дуэли? Если бы они с детства знали такую нужду, как дьякон, если бы они воспитывались в среде невежественных, черствых сердцем, алчных до наживы, попрекающих куском хлеба, грубых и неотесанных в обращении, плюющих на пол и отрыгивающих за обедом и во время молитвы, если бы они с детства не были избалованы хорошей обстановкой жизни и избранным трутом людей, то как бы они ухватились друг за друга, как бы охотно прощали взаимно недостатки и ценили бы то, что есть в каждом из них».
Сергей Кирюшкин играет своего пристава Кирилина жестко и бескомпромиссно. Его герой производит даже не неприятное, а отталкивающее впечатление. Для этого мрачного и страшного типа не существует никаких нравственных законов и границ. Самое главное для него – удовлетворить собственную похоть и не прослыть обведенным вокруг пальца. А духовные искания живущих вокруг рефлексирующих дворянчиков и интеллигентиков для него пустой звук. Такой в своем мщении не остановится ни перед чем, если заденут его честь или не выполнят его требований. Актер, обладающий редким качеством, которое на театре принято называть «отрицательным обаянием», вместе с режиссером очень точно простраивает свою роль, не превращая, однако, своего персонажа в неадекватного урода или монстра.
Колоритен лавочник Ачмианов Ивана Кожевникова. Молодой актер играет его смешно, гротескно и, вместе с тем, немного жутковато. Высокий, стройный, пластичный, красивый, но подленький лизоблюд вызывает неприязнь и даже брезгливость. И ты даже представляешь себе, как он, потирая ручонки, хихикает в укромном месте после того, как приводит Лаевского в дом, где проводят свою последнюю «любовную» встречу Кирилин и Надежда Федоровна. Забавно и, при этом, тонко и простодушно играет своего духанщика Кербалая Виктор Рябов. Не произнося практически ни слова в ходе всего действия, этот маленький человек в финале вдруг открывает свою большую и добрую душу. Наверное, он отчасти становится выразителем идей самого писателя. «Зачем сердишься? - сказал Кербалай, хватаясь обеими руками за живот. - Ты поп, я мусульман, ты говоришь - кушать хочу, я даю... Только богатый разбирает, какой бог твой, какой мой, а для бедного все равно. Кушай, пожалуйста».
Впрочем, вернемся к главным героям повести. Драма достигает кульминации во второй части спектакля уже в пространстве «Театрального двора». Перенесение действия в мрачноватую атмосферу тесного бревенчатого сруба меняет настрой и темпоритмы спектакля, обостряет его драматизм и «взрывоопасность». В сцене бессонной ночи перед дуэлью Лаевский не просто раскаивается в своих грехах, ощущая бесполезность прожитой им жизни. Находясь у последней черты, он вдруг с ужасом осознаёт, что ему нечем будет оправдаться, «представ перед Всевышним»!
В течение этой ночи он переживает глубочайший катарсис, и буквально на глазах зрителя рождается иной Лаевский. Пусть немного не от мира сего, жалкий, каким он теперь представляется фон Корену, но совсем другой, чистый, «с новым выражением на лице и даже другой походкой»… Кстати, дуэль и последующее преображение Лаевского заставляет «обратить очи внутрь своей души» и фон Корена который начинает понимать, что мир не столь одномерен и прямолинеен, как ему представлялось ранее. И, глядя в финале спектакля в его немного растерянные и опечаленные глаза, зритель видит, что, несмотря на слова о том, что он не изменил своих убеждений, ощущение страшного греха, который он мог совершить, уже никогда не покинет фон Корена. Артисты очень точно и по-мужски сдержанно играют процесс нравственного преображения своих героев.
Упрямый зоолог, несмотря на морскую бурю, решает плыть на лодке к пароходу. «Да, никто не знает настоящей правды...» - думал Лаевский, с тоскою глядя на беспокойное темное море. «Лодку бросает назад, — думал он, — делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет всё вперёд и вперёд, вот уж её и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперёд и вперёд. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...»
Павел Подкладов
Государственный литературно-мемориальный Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово. 28 августа. 17-00. Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+12 +14 ночью +9 +11 утром +11 +13
Котировки
Партнеры |