24
апреля 2024
среда
 

Сороковая «Дуэль» в Мелихове

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос
Культура — 25 Августа 2016, 00:38

28 августа Мелиховский театр «Чеховская студия» сыграет свой 40-й спектакль по повести А.П. Чехова «Дуэль». Это будет последний в нынешнем сезоне спектакль по знаменитой повести. Объясняется это тем, что он относится к разряду так называемых open-air проектов театра и может играться только в летний период.

Но вначале небольшой исторический экскурс. У «Чеховской студии» до поры-до времени не было специально оборудованной сценической площадки, и спектакли игрались либо на веранде мелиховского Главного дома, либо в так называемом театрально-концертном зале – небольшом помещении, мало приспособленном для театральных зрелищ. В 2010 году театр, наконец, обрёл свой «угол». К 150-летию А.П. Чехова было принято решение о восстановлении на территории музея-заповедника хозяйственных построек. В том числе, мощного бревенчатого сруба, который в прежние времена служил скотным двором. В этом срубе после реконструкции планировалось проведение различных выставок. Художественный руководитель театра Владимир Байчер вспоминает: «Я шёл мимо этого бывшего скотного двора, заглянул туда и понял, что нахожусь в театре! В этой огромной избе, где ещё не было пола, я  «увидел» сцену, порталы и даже закулисное пространство: вестибюль, туалет, гримёрки. Надо отдать должное Генеральному директору музея-заповедника  Константину Васильевичу Бобкову, который, несмотря на утверждённый проект выставочного помещения, разрешил отдать его под театр. Внутреннее пространство было полностью перепланировано для наших нужд».

Так мелиховский скотный двор стал «Театральным двором». Команда «Чеховской студии» довольно быстро обжила, обиходила  новое помещение и очень удачно в театральном смысле расположилась в пространстве огромной избы, сыграв в ней часть нового спектакля, о котором ведется повествование в этой заметке.


2.jpg

Кто виноват и что делать?

Читатель, надеюсь, помнит знаменитую повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Даже если он – читатель - по каким-то причинам не успел ее прочитать, то, безусловно, видел замечательный фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» с Владимиром Высоцким, Олегом Далем, Анатолием Папановым и  Людмилой Максаковой в главных ролях. Конечно,  режиссер спектакля Владимир Байчер и его подопечные шли на определенный риск. Потому что благодаря фильму у зрителей со стажем сложился определенный стереотип восприятия героев повести. И это вполне объяснимо, поскольку и фильм в целом, и каждая роль были необычайно хороши. Но, вспомнив известные классические строчки: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», мелиховская команда отважно бросилась осваивать очень сложный для театрального воплощения литературный материал.

 


3.jpg

 

Безусловно, спектакль «Дуэль» стал этапным в творческом становлении театра. Если прежде Владимир Байчер и его актёры «посягали» лишь на небольшие пьесы и инсценировки рассказов А.П. Чехова, то «Дуэль» стала масштабной театральной затеей, удивившей и порадовавшей постоянных мелиховских зрителей. Удивила эта затея, прежде всего, тем, что первая часть спектакля играется не просто на пленэре (к этому мелиховский зритель был готов), а на берегу пруда «Аквариум», окруженного старыми почтенными берлинскими тополями. Наверное, многие чеховеды не согласятся с автором этих строк, но я всегда был склонен отождествлять «Аквариум» с известным каждому, кто любит творчество А.П. Чехова, «колдовским озером»…


4.JPG

 

«Сценография» первой части спектакля весьма изобретательно «вписана» в ландшафт музея-заповедника. Главные события происходят на специально сооружённых и спущенных на воду понтонных плотиках. На этих зыбких театральных «подмостках» и разворачивается драма «зыбкой» жизни несчастного и неприкаянного главного героя повести Ивана Андреевича Лаевского и тех, кто его окружает. Как пишет литературный критик и историк литературы А. М. Скабичевский, Лаевский - это «нравственно распущенный и чувственный ленивец и бабник, … печальное наследие крепостного права». Не знаю, как насчет крепостного права, но факт остается фактом: этот, в общем-то, неплохой, открытый, не злой, но легкомысленный человек вдруг начинает понимать, что его жизнь никчёмна и бездарна. С матерью он разошёлся, соблазнённую им чужую жену разлюбил (вернее, «понял, что никакой любви не было»), не обрёл и любимого дела... На себя он, судя по всему, махнул рукой. Вспомним повесть: «Лаевский сел рядом с Самойленком и сказал с искренним увлечением: - Я пустой, ничтожный, падший человек! Воздух, которым дышу, это  вино, любовь, одним словом, жизнь я до сих пор покупал  ценою  лжи,  праздности  и малодушия. До сих пор я обманывал людей  и  себя,  я  страдал  ют  этого,  и страдания мои были дешевы и пошлы. Перед ненавистью фон Корена я  робко  гну спину, потому что временами сам ненавижу и презираю себя». Яркую, психологически очень точно выстроенную режиссером роль в разных составах  играют актеры Сергей Фатьянов и Евгений Пеккер.  
 

5.JPG

6.JPG

Ситуация у Лаевского - хоть стреляйся, а тут еще моралист и зануда фон Корен лезет со своими нравоучениями. Разыгрывается нешуточная драма: в непримиримом нравственном противостоянии сталкиваются два антипода –  ученый-зоолог, трудоголик, ненавидящий слюнтяйство и рефлексию, и слабый, потерявший точку опоры и «погрязший в грехе» бедняга, не имеющий сил выкарабкаться из своих жизненных передряг. Николай фон Корен (мощная, жёсткая и, при этом, тонкая роль Андрея Богданова) предельно прагматичен, уверен в своей правоте и готов без колебаний уничтожить противника – бездельника и эпикурейца. А Ивану Лаевскому претит немецкая педантичность и бессердечность зоолога, не способного понять столь свойственные обычному человеку мучения и метания.   

7.jpg
 
Фон Корен с некоторых пор  относится к Лаевскому даже не неприязненно, а с ненавистью. И если поначалу борьба между этими нравственными противниками ведётся, так сказать, за глаза - в полемических беседах с добродушным и благородным доктором Самойленко (заслуженный артист России Юрий Голышев), то, в конце концов, она перерастает в открытую очную конфронтацию. Фон Корен воюет с Лаевским, как было написано в одной статье, «как с персонифицированным пороком» и обвиняет в безнравственности не только его самого и его сожительницу Надежду Фёдоровну (эту роль в разных актерских составах блестяще играют актрисы Марина Суворова и Елена Ландер), но и в развращении людей, населяющих маленький патриархальный кавказский городок. 

8.JPG

9.JPG
На протяжении этого умного, динамичного и трагического спектакля тебя будоражат вечные российские вопросы: «кто виноват» и «что делать»?! С одной стороны, вроде, прав фон Корен: с точки зрения  морали и здравой логики Лаевский абсолютно бесполезен и даже вреден для общества. Авантажный, обаятельный и статный Андрей Богданов настолько убедителен в этой роли, что ты невольно соглашаешься с его логикой и аргументами. И думаешь: «А действительно: не пора ли всех этих бездельников и краснобаев погнать поганой метлой из нашего общества?!» Но тут же спохватываешься, ужасаясь своему жестокосердию. А видя несчастного, униженного Лаевского, твое сердце проникается жалостью к нему, и ты вспоминаешь великие строчки о «милости к падшим». Короче, запутываешься вконец, не имея сил признать правоту ни того, ни другого. И в этом еще раз проявляются гений и величие души Чехова, который находится как бы над схваткой и сопереживает обоим, признавая, что у любого человека всегда есть своя правда.

 


10.jpg

 

Контрапунктом главного противостояния становится словесная «дуэль» слабой, легкомысленной Надежды Федоровны и яркой, «вулканической» Марьи Константиновны (заслуженная артистка России  Наталья Беляева). И опять у тебя в душе возникают противоречивые чувства. Ты умом понимаешь справедливость слов  Марьи Константиновны, призывающей свою оппонентку жить так, как живут все порядочные люди (читай – обыватели): и дом надо содержать в порядке, и заботиться о своем мужчине, да и обвенчаться, наконец, с ним следует, а не жить в качестве содержанки! Наталья Беляева тоже весьма неоднозначна в своей роли. Её Марья Константиновна, конечно, резонерка и изрядная зануда. Но ты какими-то фибрами души ощущаешь в ее страстных монологах некую червоточинку. И понимаешь, что этой красивой и статной женщине, наверное, уже до чёртиков надоела эта добропорядочная жизнь. И что ей, наверное, тоже хочется влюбиться и махнуть с любимым человеком куда-нибудь на край света, только бы быть подальше от своего правильного мужа. Но она упорно гнет свою линию, стараясь сломить невыносимую легкость бытия неприкаянной Надежды Федоровны, порхающей как бабочка с цветка на цветок и неспособной обрести душевный комфорт, наладить семейный очаг и приобрести  хоть какое-то реноме в обществе. И, вроде бы, надо согласиться с Марьей Константиновной, но ты начинаешь сочувствовать Надежде Федоровне.

 


11.jpg

 

 Потому что, во-первых, она хоть и не большого ума, но красива, во-вторых, несмотря на грехи, добра и искренна, в-третьих, как и любая женщина, очень хочет простого человеческого счастья. Но у нее нет никакой опоры в жизни, потому что эта самая опора вот-вот сама рухнет в бездну. Ты ей сопереживаешь даже тогда, когда вдруг узнаешь, что она в силу своей слабости изменяет Лаевскому с полицейским приставом Кириллиным. А в финале, когда в ее душе происходит катарсис, ты еле сдерживаешь слезы… Гениальный писатель, а вслед за ним режиссер спектакля и актеры без всякой назидательности говорят нам, что все в нашем подлунном мире неоднозначно, готовых жизненных рецептов никто еще не изобрел. Равно как и какой-то общей, единственно возможной правды.

 

 Очень убедителен в роли доктора Самойленко Юрий Голышев. Его немного наивный Александр Давидович, конечно, не философ, не мыслитель. Но у него есть твердые, незыблемые нравственные принципы и понятия о чести. Доброго и великодушного Самойленко совершенно искренне изумляют утверждения  фон Корена о всесилии естественного отбора и призывы уничтожать «выродков».


12.JPG

Фон Корен в присутствии  Самойленка произносит свой уничтожающий и уничижающий своего оппонента монолог:  «Я считаю твоего Лаевского мерзавцем, не скрываю этого и отношусь к нему как к мерзавцу, с полною моею добросовестностью. Ну, а ты считаешь его своим ближним — и поцелуйся с ним; ближним считаешь, а это значит, что к нему ты относишься так же, как ко мне и дьякону, то есть никак. Ты одинаково равнодушен ко всем». Услышав такое, Самойленко вскипает: «Замолчи!  Я  не  позволю,  чтобы  в  моем присутствии говорили дурно о благороднейшем человеке!» А когда его самого в запальчивости оскорбляет Лаевский, в душе этого незлобивого и неконфликтного человека вдруг поднимается волна праведного гнева. «Я русский врач, дворянин и статский советник! - сказал с расстановкой Самойленко. Шпионом я никогда не был и никому не позволю себя  оскорблять! - крикнул он дребезжащим голосом,  делая  ударение  на  последнем  слове.  - Замолчать! Извольте взять свои слова обратно!» Миротворец доктор пытается помирить ставших друг другу непримиримыми врагами Лаевского и фон Корена, но пропасть между ними настолько велика, что преодолеть ее может только катаклизм! Взрыв неминуем. Лаевский, не желая уступать напору бесчеловечного зоолога в словесной перепалке со своим противником сгоряча роняет фразу о возможной дуэли. Фон Корен, как будто ожидая этого, холодно и даже с каким-то иезуитским удовольствием хватается за возможность уничтожить «холерную микробу» в человеческом обличье.

 


13.JPG

 

Скрупулезно и точно простроены и «прилажены» друг к другу в этом спектакле и роли второго плана. Изумительно тонок и трепетен дьякон Владимира Курочкина. Он исподволь как бы подыгрывает всем персонажам, но сам зорко и цепко следит за происходящим и делает свои выводы. И у него есть своя правда, только он ее не хочет выражать словами. Но когда приходит беда, именно он разрубает гордиев узел, спасая Лаевского от смерти. Дьякон не проповедует, не увещевает, не старается внушить людям веру в Бога. Наоборот, он  миролюбиво уходит от серьезных разговоров, и только однажды высказывается о самом сокровенном так: «Вы говорите - у вас вера. Какая вера? А вот у меня есть дядька поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы на обратном пути его дождик не промочил. Вот это вера! Вера горами движет».

 


14.JPG

 

Но, наверное, квинтэссенция чеховской повести заключена в авторском тексте, который имеет отношение к дьякону. «Славная голова! — думал он, растягиваясь на соломе и вспоминая о фон Корене. — Хорошая голова, дай бог здоровья. Только в нем жестокость есть...» За что он ненавидит Лаевского, а тот его? За что они будут драться на дуэли? Если бы они с детства знали такую нужду, как дьякон, если бы они воспитывались в среде невежественных, черствых сердцем, алчных до наживы, попрекающих куском хлеба, грубых и неотесанных в обращении, плюющих на пол и отрыгивающих за обедом и во время молитвы, если бы они с детства не были избалованы хорошей обстановкой жизни и избранным трутом людей, то как бы они ухватились друг за друга, как бы охотно прощали взаимно недостатки и ценили бы то, что есть в каждом из них».

 


15.jpg

 

Сергей Кирюшкин играет своего пристава Кирилина жестко и бескомпромиссно. Его герой производит даже не неприятное, а отталкивающее впечатление. Для этого мрачного и страшного типа не существует никаких нравственных законов и границ. Самое главное для него – удовлетворить собственную похоть и не прослыть обведенным вокруг пальца. А духовные искания живущих вокруг рефлексирующих дворянчиков и интеллигентиков для него пустой звук. Такой в своем мщении не остановится ни перед чем,  если заденут его честь или не выполнят его требований. Актер, обладающий редким качеством, которое на театре принято называть «отрицательным обаянием», вместе с режиссером очень точно простраивает свою роль, не превращая, однако, своего персонажа в неадекватного урода или монстра.

 


16.JPG

 

Колоритен лавочник Ачмианов Ивана Кожевникова. Молодой актер играет его смешно, гротескно и, вместе с тем, немного жутковато. Высокий, стройный, пластичный, красивый, но подленький лизоблюд вызывает неприязнь и даже брезгливость. И ты даже представляешь себе, как он, потирая ручонки, хихикает в укромном месте после того, как приводит Лаевского в дом, где проводят свою последнюю «любовную» встречу Кирилин и Надежда Федоровна.  Забавно и, при этом, тонко и простодушно играет своего духанщика Кербалая Виктор Рябов. Не произнося практически ни слова в ходе всего действия, этот маленький человек в финале вдруг открывает свою большую и  добрую душу. Наверное, он отчасти становится выразителем идей самого писателя.  «Зачем сердишься? - сказал Кербалай, хватаясь обеими руками за  живот. - Ты поп, я мусульман, ты говоришь - кушать хочу, я  даю...  Только  богатый разбирает, какой бог твой, какой  мой,  а  для  бедного  все  равно.  Кушай, пожалуйста».

 

Впрочем, вернемся к главным героям повести. Драма достигает кульминации во второй части спектакля уже в пространстве «Театрального двора». Перенесение действия в мрачноватую атмосферу тесного бревенчатого сруба меняет настрой и темпоритмы спектакля, обостряет его драматизм и «взрывоопасность». В сцене бессонной ночи перед дуэлью Лаевский не просто раскаивается в своих грехах, ощущая бесполезность прожитой им жизни. Находясь у последней черты, он вдруг с ужасом осознаёт, что ему нечем будет оправдаться, «представ перед Всевышним»!

 


17.JPG

В течение этой ночи он переживает глубочайший катарсис, и буквально на глазах зрителя рождается иной Лаевский. Пусть немного не от мира сего, жалкий, каким он теперь представляется фон Корену, но совсем другой, чистый, «с новым выражением на лице и даже другой походкой»… Кстати, дуэль и последующее преображение Лаевского заставляет «обратить очи внутрь своей души» и фон Корена который начинает понимать, что мир не столь одномерен и прямолинеен, как ему представлялось ранее. И, глядя в финале спектакля в его немного растерянные и опечаленные глаза, зритель видит, что, несмотря на слова о том, что он не изменил своих убеждений, ощущение страшного греха, который он мог совершить, уже никогда не покинет фон Корена. Артисты очень точно и по-мужски сдержанно  играют процесс нравственного преображения своих героев.


18.JPG


  Упрямый зоолог, несмотря на морскую бурю, решает плыть на лодке к пароходу. «Да, никто не знает настоящей правды...» -  думал  Лаевский,  с  тоскою глядя на беспокойное темное море. «Лодку бросает назад, — думал он, — делает она два шага вперед и шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся высоких волн. Лодка идет всё вперёд и вперёд, вот уж её и не видно, а пройдет с полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут уже у пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперёд и вперёд. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...»   Эта мощная, будоражащая и очищающая душу буря и страстный внутренний монолог главного героя, вложенный в спектакле в уста солдат-гребцов, становятся смысловой и эмоциональной кодой глубокого и пронзительного спектакля Мелиховского театра «Чеховская студия».  

Павел Подкладов



19.JPG


20.jpg

 

Государственный литературно-мемориальный Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово. 28 августа. 17-00.


Версия для печати

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  склады  спорт  студенты  суд  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +12 +14
ночью +9 +11 утром +11 +13
Котировки
USD ЦБ РФ 92,5058 -0.7860
EUR ЦБ РФ 98,9118 -0.6491

Партнеры









































все партнеры