28
марта 2024четверг
Как Князь Юрий Долгорукий строил Храмы?Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Наука и образование — 13 Января 2014, 10:03
Окончив цикл статей под довольно смелым названием - «Почему князь Юрий Долгорукий посетил Москву» меня не оставляло чувство некой недосказанности. Появились новые вопросы, на которые ещё только предстояло найти ответы. И вновь все завязывалось в крепкий узел, который можно было развязать лишь на Подольской земле. После кропотливых поисков и раздумий, наконец - то разрозненные пазлы отдельных исторических событий сложились в единую картинку, о которой сейчас, собственно, и ведется рассказ. В последние десятилетия получило широкое распространение представление о том, что перемещение столицы Руси из Киева в Северо-Восточную Русь, во Владимир, связано было, прежде всего, с набегами воинственных кочевников из южнорусских степей. Так ли это? Один из известнейших специалистов по истории кочевников С. А. Плетнева основываясь в своих исследованиях на многочисленные источники, сформировала интересную таблицу, наглядно демонстрирующую хронологию и интенсивность набегов кочевников на Русь. Так вот, согласно этой таблице наибольший натиск кочевников приходится на конец XI века, а точнее - на 1090-е годы. Позже наблюдается постоянное снижение интенсивности, а в период между 1120 и 1150-м годами на Руси вообще не было нападений половцев. Нападения кочевников на Южную Русь возобновляются по интенсивности только с конца 1160-х годов, фактически тогда, когда великокняжеский стол перемещается из Киева во Владимир. К этому времени, как отмечает в своей работе «Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество» профессор С.В. Заграевский, во Владимиро-Суздальском княжестве уже появились белокаменные храмы: В Кидекше. Церковь Бориса и Глеба. Приблизительный год постройки - 1152 год В Переславле-Залесском. Спасо-Преображенский собор. Приблизительный год постройки - 1152 год. В Суздале. Церковь Спаса. Приблизительный год постройки - 1152 год. Во Владимире. Церковь св. Георгия на дворе Юрия Долгорукого. Приблизительный год постройки -1152 год. (Обрушилась при пожаре 1778 года) В Юрьев-Польском. Георгиевский собор. Приблизительный год постройки -1152 год. (Был разобран в начале XIII века). Однако, чуть позже, уже в то время, когда Юрий Долгорукий наконец-то добился вожделенного великокняжеского Киевского стола, история сделала интересный и во многом загадочный зигзаг. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, в 1155 году совершает для всех неожиданный поступок – оставляет данную ему отчину – Вышгород и тайно уходит из Киевской земли к себе во Владимирщину. Любимец отца и будущий приемник великого князя добровольно отказался от великокняжеского престола! На этот счет древний летописец сообщает, что отец и великий князь Юрий Долгорукий " негодоваше на него велми". На Руси было впервые, чтобы прямой наследник великокняжеского стола, из-за которого князья-братья пролили столько крови, вот так запросто, по доброй воле отказался от всего и удалился в отдаленную окраину. В своей "Истории России с древнейших времен" С. М. Соловьев писал об уходе Андрея Боголюбского из Киева буквально следующее: "Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей". Позднее, рассуждая о временах Андрея Боголюбского, В. О. Ключевский отмечал: "Историческая сцена меняется как-то вдруг, неожиданно, без достаточной подготовки зрителя к такой перемене. Под первым впечатлением этой перемены мы не можем дать себе ясного отчета ни в том, куда девалась старая Киевская Русь, ни в том, откуда выросла Русь новая, верхневолжская". Однако возникает вопрос: - Отчего было необходимым обратить внимание на личность Андрея Боголюбского и на события, которые последовали после его ухода из Киева? Да потому, что именно после этого события центр Руси стал стремительно перемещаться из Киева в далекий Владимир. Фактически началась массовая миграция мастеровых людей, бояр, купцов и крестьян в отдаленные Владимиро-Суздальские земли, в том числе и в Московь. Об этом очень интересно написано в исследовании Ю. А. Лимонова "Владимиро-Суздальская Русь" (1987), в котором рассматриваются причинно-следственные связи и последствия деятельности князя Андрея Боголюбского. "…Северовосточный регион, неизвестный по сути дела нашим летописцам до второй половины XII века, менее чем за сто лет превратился в крупнейший центр Руси, в одно из наиболее мощных государственных образований Восточной Европы... Июнь 1157 г. (начало самостоятельного правления Андрея Боголюбского после кончины Юрия Долгорукого.— В. К.) — дата исключительно важная в истории Руси. Она знаменует также официальный акт создания самостоятельного государственного образования на северо-востоке, очага будущего политического центра всей русской нации". При этом, другой известный исследователь истории и культуры Владимиро-Суздальского княжества, Н.Н.Воронин очень верно подметил, что «в деятельности Андрея Боголюбского выразилось стремление всеми средствами поднять и укрепить значение своей новой столицы и доказать ее равноправие с "матерью градов русских" Киевом и самим "восточным Римом" — Царьградом». И во многом, а может быть, вообще в целом, эти судьбоносные события произошли благодаря белому камню-известняку из Подмосковья! Например, обратим внимание на белокаменное строительство Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского: В Боголюбово. Церковь Рождества Богородицы, дворец и крепостные стены. 1158–1165 годы. (Церковь обрушилась в 1722 году). Во Владимире. Успенский собор, год строительства 1158–1160. В Ростове Великом. Успенский собор, год строительства - 1161–1162. Во Владимире. Золотые ворота и церковь Ризположения на них. Год возведения – 1164. Во Владимире. Спасо-Преображенская церковь на мономаховом дворе. Год возведения - 1164 год. (Обрушилась при пожаре 1778 года) Церковь Покрова на реке Нерли. Год строительства 1165 год. Не вызывает сомнения, что начатое отцом белокаменное строительство было успешно продолжено сыном- великим князем Андреем. Да и позже, когда град Владимир уже стал во главе Руси, свой след в истории белокаменного зодчества оставили и другие сыновья и внуки Юрия Долгорукого - великие князья - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и Юрий Всеволодович. Право слово, стоит совершить путешествие во Владимир, чтобы воочию полюбоваться красотой и изяществом белокаменного зодчества древней Руси. Ну, а для тех, кто пока не имеет такой возможности, предлагаю воспользоваться интернет - сайтом: http://fototourist.ru/pervye-belokamennye-xramy-na-rusi. И все же, несмотря на обилие научных работ, диссертаций, научных статей и различных исследований древнерусского зодчества, до сих пор имеется одна очень важная загадка - по каким чертежам возводили свои прекрасные храмы древнерусские архитекторы, коих прозывали в те времена на Руси незамысловато, но точно и емко - «хитрецами». На этот счет бытуют самые различные версии, в том числе, что внешний облик будущих храмов был «зашифрован» на иконах. Например, совсем не случайно Николай Чудотворец держит в одной руке меч, а во второй - храм-град. Обратите внимание на икону Николы Чудотворца «Можайского» или Николая – Божьего Угодника «Пахринского». Да и на других святых образах, на миниатюрах древнерусских летописей (Лицевой свод) довольно встречаются храмы. Конечно, всё может быть… Однако, согласитесь, для капитального строительства все же требуются более ясные и понятные расчеты и чертежи. На этот счет так же существует несколько интересных предположений и версий. Надо заметить, что одна из них основывается на древних летописях, в частности, на Киево-Печерском Патерике, где упоминается «пояс варяга Шимона», отца того самого дядьки князя Юрия – Георгия Симоновича. Так вот, основная проблема заключается в том, что до наших дней не сохранилось почти никаких письменных источников, дающих представление о том, как рассчитывались храмы древней Руси и какими приемами пользовались древнерусские архитекторы. В Киево-Печерском патерике есть упоминание о строительстве Великой Печерской церкви в Киеве, где сообщается, что при разбивке плана церкви в натуре использовалась определенная мера длины – так называемый «золотой пояс Шимона». Основываясь на информации из летописи, можно предположить, что ширина и длина храма равнялись соответственно 20 и 30 «поясам Шимона». Высота- 40 поясов. Таким образом, древнерусский «пояс Шимона»- это некий универсальный модуль, стандартная мера длины, которую использовали древние пращуры-архитекторы. Например, академик Б.А.Рыбаков и Н.В.Холостенко вычислили длину пояса и по их предположению она равняется 108 см. Если взять за основу сообщение из Патерика о том, что Печерская церковь в Киеве явилась образцом для всех других храмов, в том числе, и первых храмов во Владимиро-Суздальской Руси, то мы имеем возможность вычислить объемы белого камня и общие размеры белокаменных храмов князя Юрия и его потомков. Например, согласно древнему Патерику «...христолюбец Владимер взем меру божественныя тоя церкви Печерскыя, всем подобием съезда церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу, но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник в коем месте написан есть, сиа вся в чин и подобие сотвори по образу великоа тоа церкви Богознаменаныа. Сын же того Георгий князь, слыша от отца Владимира, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении съезда церковь во граде Суждале в ту же меру». Скорее всего можно предположить, что здесь летописец имел ввиду не точную копию храма, а использование князем Юрием при строительстве той же меры длины – пояса варяга Шимона. И если этому вопросу - древней мере длины - многими из исследователей уделено достаточно внимания, то вот вопрос технологии возведения стен до сих пор остается загадкой. Взгляните на фотографии древнерусских белокаменных храмов. Что бросается в глаза? Белокаменные блоки не имеют единого размера. Они разнокалиберные. Получается следующее: при изготовлении глиняной плинфы мастер использовал форму, которая определяла строгие размеры кирпича-сырца. При обжиге плинфа, безусловно, отчасти меняла первоначальные размеры, но не настолько, чтобы это было критичным. В случае с белым камнем, согласитесь, такую «стандартизацию» применить было невозможно. Белокаменные квадры товарного камня обрабатывались мастерами индивидуально, ручными инструментами. Каждый белокаменный блок имеет 6 сторон, а это кропотливый труд, тем более, что и качество скарпелей и топоров - инструментов древнерусского камнесечца, было не очень высоким. Взглянем на стены белокаменных храмов. В них нет единства «порядовки», как при кирпичной кладке из стандартного размера кирпичей. Блоки отличаются по размерам друг от друга и мастера их укладывали на известковый раствор так, как им это было удобным. При этом вес каждого блока также отличался в большую или меньшую сторону. Возможно ли при такой технологии использовать чертежи? Маловероятно! Скорее архитектор-«хитрец» держал весь замысел в своей голове и по мере необходимости отдавал те или иные команды. Однако, при таком подходе велик риск того, что шея барабана превысит разумный вес и из-за избыточного давления стены строящийся храм попросту «раскроются», т.е. строение развалится. И такое на Руси бывало не единожды. Запас прочности при строительстве имел огромное значение. И деревянные или кованные связи между столбами-опорами - не декоративные элементы, а несущие. Так что же получается, тупик? Обозвать наших пращуров глупыми неумехами, как-то неловко получится, да и неправда это. Наши пращуры были мудры и смекалисты! А что, если предположить следующее: При строительстве белокаменных храмов пращуры применили ту же самую привычную им технологию, что и при возведении рубленных из бревен стен. Объясняю подробнее. Как строится рубленный дом? Вначале первый венец, затем к нему подгоняется второй венец и так далее. При этом каждый ряд бревен – «венцов» раскладывается по четырем сторонам будущего дома. Так и проще и удобнее для сборки. А теперь транслируем эту технологию на белокаменное строительство. Вот цоколь фундамента будущего храма. По нему обрабатываются и подгоняются белокаменные блоки первого ряда. Затем «на сухую», без раствора, подгоняется второй ряд блоков и так далее, до самого верха. Получается подобие детского конструктора, при этом мастера-камнесечцы могут работать даже в непогоду, например, в сараях или под навесом. Сколы камня после обработки используются для забутовки или изготовления известкового теста. Остается одно - в назначенный день по порядку выкладывать ряд за рядом, поднимая храм ввысь. Случайно ли в летописях отмечается, что многие храмы возводились за одно лето, т.е. за один сезон. Нет, не случайно. Наиболее трудоемкая работа, как добыча и транспортировка белого камня продолжалась несколько лет, при этом, одновременно с этим, камнесечцы приступали к окончательной обработке квадр и заготовляли известковый раствор. Когда все было готово, сложить храм из «белокаменного конструктора» не представляло особого труда. В голове у архитектора – «хитреца» все было уже готово за ранее. При необходимости шлифовки лицевой поверхности камня использовали щиты с песком или же стороны двух квадр притерались непосредственно друг об друга. Собственно, это хорошо видно по стенам храма Юрия Долгорукого в Кидекше. Вероятно, что древние чертежи не дошли до нас именно по этой причине. Их попросту не было. А храмы-города, которые изображены на иконах Святых и есть тот самый «нерукотворный образ», который древний архитектор держал в своей голове. Представим себе современника князя Юрия, увидевшего белокаменное чудо. Русь белокаменная! Москва - белокаменная! Есть, отчего загордиться! И возведено это чудо было не пришлыми иностранными умельцами, а нашими обыкновенными мужиками, которые в ту пору сохранили единение с природой, душою чувствовали ее красоту и гармонию. Право слово, жаль, что в Подмосковье до сих пор нет музея белокаменному зодчеству. Каменоломни есть в избытке, а вот музея - нет. А ведь во многом благодаря нашему подмосковному белому камню град Владимир встал во главе Руси, а затем поднялась и красавица Москва, объединив вокруг себя разрозненные удельные княжества. И произошло это не столько благодаря деяниям великого князя Дмитрия Донского, но в большей части по усердию и трудам Святителя Алексия, митрополита Московского и Киевского. Но об этом событии рассказ только предстоит…. Михаил Переславцев. Московская область, г. Подольск Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+3 +5 ночью +2 +4 утром +5 +7
Котировки
Партнеры |