28
апреля 2024
воскресенье
 

Стремиловское – оптимальное место для радиоактивных отходов?!

Елена Кац

История с мусороперерабатывающим заводом, который должны были по плану градостроительному городить в сельском поселении Стремиловское для большинства возникла внезапно. С лишком внезапно, чтобы остаться не услышанной. Даже на фоне воя, который стоит в Чеховском районе и связан с пертурбациями в высших кругах власти.

По плану этот злополучный мусороперерабатывающий завод маячил нам близ деревни Дулово, а к нему прилагалось еще два примечательных объекта в Игумново и Высоково, ну и в качестве бонуса так называемое хвостохранилище (что это такое, объясню чуть позднее).

Генеральный план это не бесполезная бумажка, на которую стало модно кивать в случае чего. Это по сути, план развития населенного пункта, оформлением имеющий карты да схемы.

В генеральном плане отображается то, что еще не построено. Если говорить грубо, то если бы генплан какой мужичок составлял к своему дачному участку, то это была бы сеть дорожек, баня, сарай и обязательный туалет «Парадиз», а теща его имела бы полное право принимать участие в обсуждении или даже «заворачивать» смелые мечтания о финской бане прямо на месте грядок с капустой.

В нашем случае роль тещи выполняет собственно народ жители района.

Конкурс на изготовление для Стре-миловского градостроительного плана выиграло Пензенское землестроитель-ное проектное предприятие. С ними контракт и заключили в апреле прошлого года. Ясное дело с не кондачка ваяли, а по техническому заданию от администрации Стремиловского. Как заявляет начальник отдела земельных отношений Стремиловского Шавкат Усеев в этом техническом задании даже речи не шло о мусоросжигающих или мусороперерабатывающих предприятиях. Выходит, что заводец возник в плане вдруг? Сам по себе?

Как так? Оказывается, существуют некие методические указания областного правительства, в соответствии с которыми при составлении генплана необходимо руководствоваться схемой территориального планирования. Ее изготовление заказывает проектной организации и предоставляет для ознакомления сельским администрациям Администрация всея Чеховского района.

Снова все пути ведут в бедный «белый дом».

Теперь о событиях не так давно минувших дней.

Накануне публичных слушаний, которые являются обязательным атрибутом принятия генплана поселения, в районе случилась натуральная истерика люди увидели некие странные объекты на карте, перерыли интернет и осознали, что надвигается большая конфузность, организованная чиновниками, и зовущаяся «мусоросжигаю-щий завод».

Конечно, народ зароптал. Даже москвичи-дачники подтянулись. И это, кстати говоря, первый такой случай, первые столь многолюдные публичные слушания. Беспрецедентные. И очень радостно, что он случился

народный подъем. Как говорится, не было бы счастья. И хорошо, что ис-терить начали. И просто отлично, что организовали шумиху.

Попробуем разобраться, отчего так вообще случилось. Кто виноват, что делать, куда бежать…

Вот вам несколько ключевых фраз чиновников, которые иные имели смелость, а прочие неосторожность отпускать во время публичных слушаний и вне их. От них и будем отталкиваться.

Николай Гудков, глава сельского поселения Стремиловское: «Этот вопрос был поднят в феврале. Якобы пришло из Администрации Президента письмо с просьбой разместить на территории Чеховского муниципального района мусороперерабаты-вающий завод. Когда мы встречались с главой района, я конечно категорически был против. Но с учетом того, что территориальное планирование Чеховского муниципального района – это прерогатива районной Админи-

страции, и на основании того, что они имеют право внести объект в планировочный материал, они это сделали. СТП (схему территориального планирования) мы не подписали, отказались подписывать...». Еще одна цитата, на этот раз от

начальника отдела градостроительства и архитектуры Управления градостроительства, архитектуры и инвестиций Олега Стативкина, который назвал мусороперерабатываю-щий завод на генплане «небольшими недочетами». Передаю весь диалог господина Стативкина с публикой:

Скажем так, в генплане есть небольшие недочеты. По перевалочным комплексам. Они были из СТП Чеховского района убраны. Нам губернатор сказал, что никаких перевалочных пунктов ТБО больше не будет... В последней СТП этого нет.

Ну так они же есть!

На последней схеме планирования их нет...

Так вон же они!

Нет, сейчас я вижу, что они есть...

Здесь необходимо оговориться.

Цитату я выдернула из беседы господина Стативкина с народом не просто так. Не шутки ради, хотя выглядит это забавно. Что значит «последняя СТП»? Их было несколько? Оказывается, да. Точнее, СТП-то всего одна, но вот версий ее действительно две. И, как заверяют чиновники Стремиловского сельского поселения, их коллеги из районной Администрации все тянули и тянули с передачей исправленного варианта однажды неподписанной по понятным причинам СТП в поселение для ознакомления. Вот как комментирует ситуацию Шавкат Усеев, начальник отдела земельных отношений Стреми-ловского:

Поскольку работа по генплану началась в мае, мы неоднократно обращались в районную Администрацию, чтобы они предоставили нам схему территориального планирования...

А почему районная Администрация не предоставляла этот документ по вашему запросу? Вам давались какие-то объяснения?

Дело в том, что впервые, когда мы ознакомились с первой версией СТП, мы оказались по ряду вопросов с Администрацией района не согласны. Это касалось транспортной инфраструктуры, которая не решала проблем, которые существуют. Были даны замечания. СТП была отправлена на доработку. И по истечении определенного времени хотелось бы увидеть уже исправленный план СТП, но он не был предоставлен. Говорилось, что он еще в работе, и как только схема будет готова, она будет размещена на официальном сайте. Но так мы и не получили никаких данных...

То есть, в этой самой схеме территориального планирования совершенно не была принята во внимание необходимость и при строительстве мусоросжигающего завода, и без оного, грамотно организоваться транспортную систему и транспортную инфраструктуру? Застроить логистическими центрами смогли, а вот выдюжить дороги, по которым сотни большегрузов будут бороздить район молчок.

Кто-то что-то в этой истории недоговаривает, и есть у меня предположение, что молчуны это не чиновники сельского поселения, а персоны повыше рангом и покруче статусом.

Вот, например, тот же господин Ста-тивкин, которого бросили на растерзание публики на слушаниях, ссылался на некий кивок из области, причем от политически усопшего Бориса Громова. Очень удобно, согласитесь, ссылаться на тех, кто уже далече и от области, и от власти в ней.

Олег Стативкин и народ:

Есть такое постановление Правительства Московской области от

7 февраля 2012 года N 144/5 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы»...

Кто подписал его?

Постановление?

Да!

Громов! (с явным удовольствием отметил господин Стативкин).

Понятно дело вина переложена. Понятное дело, что ни Стативкин, ни Слободин, при котором это все вершилось, никто иной здесь не виноват. Все пути ведут к Громову. А с него что возьмешь? Он же почти памятник!

Однако далее все встает на свои места. Как в плохом спектакле.

Народ: «Кто подписывал документ, что завод должен быть построен в Дулове?».

Олег Стативкин: «В Чеховском муниципальном районе единственное... Ну, не единственное место, скажем, а самое оптимальное место выбрано было для этого завода...».

Конечно! Недавно это было самым подходящим местом для выделения земли многодетным семьям, но это же мелочи! Далее, как говорится, имела место быть непереводимая игра слов.

8 связи с тем, что закон о запрете мата в СМИ уже подписан и одобрен, я не стану приводить тут слова, которыми покрыли представителя Администрации района, и озвучивать те места, в которые послали его жители «оптимального места» для мусоросжигаю-щего заводика.

Я бы тоже послала.

Власть муниципальная! Ау! Мало того, что ты промолчала, когда Громов велел строить завод, так еще и обозвала земли сельхозназначения в экологически чистом чеховском краю «оптимальным местом»?! Оптимальным местом Дулово может быть для земледелия, а не для строительства заводов и хвостохранилищ. «Зарвались, заврались и заворовались»?

Иной раз даже не знаешь, как комментировать подобные высказывания. По традиции, оставлю без особых комментариев. Может, в будущем будут думать, что говорить.

Теперь давайте разбираться. Корни проблемы изуродовали почву не только Чеховского района, но всей области. И в данном случае процессы, происходящие наверху, на нас сказываются непосредственно.

Большая возня, сопровождающаяся глобальной грызней за место не под солнцем, а под мусор в области разгорелась еще во времена губернатора господина Громова. Шойгу, пришедший ему на смену, тоже тащил на свет божий тему свалок. Мусор – это головная боль, с одной стороны, и доход (а порой и сверхдоход, причем чаще всего неучтенный) – с другой стороны.

Ситуация с ТБО становится угрожающе опасной. Во всяком случае, в этом нас уверяют власти. Намерения благие – избавить народ от неизбежной необходимости жить рядом с воняющими и горящими свалками (Манушкино, Кулаково и им подобные населенные пункты живой тому пример).

Существовать в своем нынешнем формате, количестве и на прежних территориях свалки (полигоны) ТБО больше не могут, и с ними необходимо что-то делать. Мусора стало больше, чем места, где его можно складировать.

Безимени-3.jpgНо если кто-то думает, что проблема вчера организовалась, разочарую. Мусор захватил область уже тогда, когда у руля региона только-только встал генерал Громов.

В 2011-м году начинается активный процесс закрытия полигонов для твердых бытовых отходов. Тогда же рождается идея к 2015 году выстроить в регионе 17 мусороперерабатывающих заводов. Разговоры ходили, что среди кандидатов-счастливчиков значится и Чеховский район. Тогда же организовался протест горожан по поводу строительства некоего «технопарка» за заводом «Энергомаш». Народ не без основания предположил, что туда-то заводик и могут «внедрить». После все затихло.

И тут, как гром среди ясного неба – скандал в Стремилово, массовые призывы приходить на публичные слушания по генплану, истерика на предмет строительства на территории сельского поселения могильника радиоактивных отходов.

Откуда? Планировали. Думали. Собирались.

Сельское поселение Стремиловское – один из немногих, если не единственный район в нашей волости, который относительно экологически благополучен в том его конце, где на плане «вба-бахан» заводец. Больше того именно там сосредоточены основные запасы земель сельхозназначения.

В 2012-м году заместитель председателя областного правительства Роман Филимонов сообщил посредством своей пресс-службы, что полигоны ТБО в Московской области совершенно точно закроют к 15-му году. А строительство тех самых 17-ти «свечных заводиков» начнется весной 2013-го.

Мы в эту схему укладываемся. Зачем? Почему? По чьей инициативе?

Но дальше хуже. Филимонов заявляет, что на этих предприятиях будут перерабатывать все, кроме особо опасных отходов.

А на генплане Стремиловского мы видим «хвостохранилище». К хвостам это сооружение имеет весьма посредственное отношение, потому что является по сути «комплексом специальных сооружений и оборудования, предназначенным для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами...».

Кто в здравом уме в густонаселенный район Московской области «пропихивает» хвостохранилище?

То есть, господин Громов, поводив пальчиком по карте, ткнул этим же пальчиком в Чеховский район и сказал, чтобы строили здесь? Миленько. Было или не было вопрос теперь риторический, да и сам Борис Всеволодович ныне не у дел политических.

А вот вопрос на засыпку: почему никто из районных боссов не встал против этой указивки сверху? Где, например, были депутаты из семерых нынче смелых, когда вопрос касался не кадровой чехрады и не дележки трона, а экологической безопасности? Впрочем, депутаты тут ни при чем. Как всегда. А вот с конкретных глав конкретно спросить хочется.

Сергей Шойгу, будучи губернатором, тоже вносил свои предложения по поводу отходов и их складирования. Например, он заявлял, что в области последние полгода собирали «всё лучшее, что есть по миру, в виде технологий, компаний, инвесторов». Уже лучше. Только зачем?

Или Шойгу не знал, что существует в отечественной науке замечательный ученый профессор Рутберг (работает в Санкт-Петербурге). Он изобрел установку по переработке мусора, которая функционирует на основе плазмы. Не углубляясь в технические детали, скажу только, что утилизация мусора (любого) посредством использования этой технологии экологически безопасна. Более того, в процессе выделяется столько свободной энергии, что можно питать электричеством не только сам завод, но и несколько городских кварталов. Но эти установки продаются за границу. Десятками. Насколько мне известно, в России нет ни одного такого завода по утилизации ТБО. Может быть потому, что стоимость одной штуки превышает 15 миллионов долларов? Дорого все-таки. Хотя... Общий объем инвестиций в переработку мусора в Подмосковье по официальным данным составит 4

миллиарда Евро... Только на развитие системы управления отходами до 20-го года должны освоить 16 миллиардов рублей.

Но только ли Московская область здесь право голоса имеет? И почему все вопросы решаются наверху? Оттуда виднее? Или расчитано на то, что местные чиновники прогнутся? Еще одна причина такой вот спешки с мусо-росжигающими заводами в Чеховском (и не только) районе столица и ее проблемы. Мусорный коллапс в Москве наступил уже вчера. Столице просто необходимо куда-то вывозить свои отходы. При этом в пределах города строить мусоросжигательные заводы никто не собирается. В год Москва производит более 6 миллионов тонн коммунальных отходов и немного меньше крупных строительных отходов... Понимаете, куда они поедут на заслуженный отдых, если у нас построят заводик среди чистых во всех отношениях полей? Понимаете, какими они станут наши поля?

Вы понимаете. А там понимают, что это живые деньги. Помимо того, что закрывается проблема типа «с мусором уже надо что-то делать» и обеспечивается «реальная» забота о гражданах, решается еще и вопрос с наполняемостью бюджетов, причем далеко не наших.

И все-таки, самое странное во всей этой истории действия и бездействия районных властей. Завод все равно придется строить с этим нужно смириться. К сожалению.

Но. У нас есть промышленные зоны, в которых мусоросжигающий завод смотрелся бы куда логичней, чем в Стремилово на землях сельхозназначения в непосредственной близости от населенных пунктов. Если только земля в этих промышленных зонах уже распродана на корню...

Сейчас людей волнует один-единственный вопрос: что будет дальше. Администрация сельского поселения Стремиловское оценивает перспективу однозначно строительства завода и тем более хвостохранилища допустить нельзя. Сам глава Гудков на слушаниях неоднократно повторял народу фразу «я с вами».

Начальник отдела земельных отношений Стремиловского Шавкат Усеев в интервью радиостанции «Комета» озвучил путь, который должен будет пройти генплан после завершения публичных слушаний: «По результатам замечаний, выявленных в процессе публичных слушаний, в проект генерального плана сельского поселения Стремиловское будут внесены изменения и дополнения. Повторный вариант с учетом доработок будет повторно вынесен на публичные слушания, а затем представлен на согласование в Правительство Московской области. Конечно, есть процедура согласования – подготовленные проекты согласуются с Администрацией района, но тут в связи с событиями... Согласуют они или не согласуют, трудно сказать, но мы все равно будем отправлять документы в Московскую область. Это займет примерно месяц».

Так что чеховцам и стремиловцам памятник ставить надо. На фоне умирающей от отсутствия какой бы то ни было политической или гражданской потенции, народ свое мнение не только высказал, но и отстоял. Теперь главное – не проморгать очередную подлянку со стороны наших слуг народа. Они могут – проверено.

Мусор в цифрах:

На территории России сегодня находится более 31 миллиарда тонн

неутилизированных отходов (данные «Ростехнологий»).

Каждый год страна производит 60 миллионов тонн ТБО.

Каждый из нас в год отправляет на свалку 400 килограмм мусора.

В переработку отправляется 8% всех отходов. Остальное отвозится на

полигоны ТБО.

Мировой мусорный рынок оценивается, по данным РБК, в 120 миллиардов

долларов.

Стоимость переработки мусора в России в год стоит 3,5 миллиарда долларов.

Всего в РФ работает 243 мусороперерабатывающих, 10 мусоросжигающих и

50 мусоросотртировочных завода.

Мусороперерабатывающее предприятие потенциально способно окупиться

за срок от 2 до 5 лет.

В России нет заводов по переработке мусора полного цикла. Отечественные

проекты до сих пор ограничивались покупкой промышленных прессов,

которые спрессовывают мусор для дальнейшей укладки на полигоне.

Это означает зависимость экономики мусоропереработки от тарифа.

Возможность же получения выручки от продажи вторсырья не

реализовывается.

Министерство природных ресурсов России планирует запретить сжигание

несортированного и пригодного к переработке мусора.

  
Погода +8 +10
утром +11 +13 днем +14 +16
Котировки
USD ЦБ РФ 91,7791 -0.2343
EUR ЦБ РФ 98,0270 -0.6917

Партнеры









































все партнеры