28
апреля 2024
воскресенье
 

Ты кто такой? Давай, до свидания!

Светлана Костычева
«Чехов-сити. Спросите хотите.
На Подмосковья карте и на российской.
Вечером огнями светит, а утром озарен солнцем.
И основатель города не какой-нибудь Джонсон и Джонсон.
А был мужик такой, по-моему, он писатель.
Антон Павлович Чехов – его основатель!»
Из «композиции» под названием «Чехов-city» местной группы «ALF»
Ну, допустим, плоховато учились ребята из группы «Альф» в школе, а потому так и не выучили, что city (сити) – это большой город, или деловой центр большого города. А наш Чехов – это скорее town (таун), опять же, коли искать англоязычный аналог. Хотя зачем его искать?.. Русский язык и без заимствований достаточно богат.
Гораздо более странно, что эти «Альф» не умеют отличать множественное число от единственного и считать до двух: раз уж Джонсон, и еще один Джонсон, то это не «какой-нибудь», а «какие-нибудь» – их ведь, как минимум, двое. Хотя на самом деле их было трое – братья Роберт, Джеймс и Эдвард Джонсоны основали одноименную, впоследствии ставшую весьма знаменитой в мире, компанию. Да и бог бы с ними, этими Джонсонами! Гораздо хуже то, что авторы шедевра не только не знают, кто такой Антон Павлович Чехов (ага-ага, мужик, вроде бы, был писатель) и считают именно его основателем нашего города (во дают!), так еще и не стесняются док ладывать гнусавыми голосами о своем невежестве всему честному миру, поучая при этом: «нужно знать историю родного края...». Не приведи, господи, знать ее так, как эти молодые люди...
Но самое кошмарное не это. Ужас в том, что эта самая песня – «Чехов-city» – нравится нашим горожанам! Хотя нет, все-таки части горожан. Некоторые называет ее «ну наконец-то нормальной песней про Чехов», ее слушают, она даже претендовала на то, чтобы стать гимном города. Самые горячие поклонники этой «нетленки», видимо, работают в редакции чеховского телевидения: там частенько демонстрируют даже ролик, снятый на эту «композицию» – несут, понимаешь ли, культуру в массы! При всем моем уважении и даже любви, позволю себе высказать по данному поводу «фи» и диджеям радио «Комета» – песенка иногда звучит и там. Ребята, ну нельзя этот бред и безвкусицу выпускать в эфир, пусть даже по просьбам радиослушателей!
Наверное, и не стоило бы уделять столько внимания этой безграмотной песне, если бы она не пришлась как нельзя кстати для иллюстрации очевидного: нам всем – и тем, кто знает Чехова, и тем, для кого он – «мужик» и основатель города – очень-очень хочется, чтобы город Чехов был именно таким, каким его описывают в своей композиции непросвещенные ребята. Чтобы был он красивым, уютным, и чтобы река Лопасня была «разливиста, широка и глубока». И чтобы «если там с Москвы какой придурок скажет, что его столице равных нет», то можно было бы ему достойно возразить! К последнему куплету песенки наш Чехов в воображении ее авторов становится мегаполисом. Стоит ли расстраивать необразованных ребят и сообщать им, что мегаполисами называют лишь огромные, крупнейшие города, и что таких имеется всего несколько в мире... Ведь парни же хотели как лучше – воспеть свой родной Чехов! Потому и понравилась композиция части чеховцев с невзыскательным вкусом.
Очень, ну, очень хочется сказать: мы с вами живем в самом лучшем городе на свете! Просто потому, что он – наш. Он свой, родной и потому любимый.
Однако нашей любви к «кровиночке родненькой» вовсе недостаточно, чтобы город был интересен кому-то еще. Нам стоит признать простой до безобразия факт: у Чехова нет своего лица, нет самобытности, нет собственных символов, или, как сейчас говорят, – своей «фишки». Конечно, можно сколько угодно притягивать за уши пафосные фразы вроде «Чехов – город фонтанов», «Чехов связан с именем Чехова» или «Чехов спортивный». Можно, конечно, тратить деньги, высаживая чахлые цветы, сооружая некрасивые фонтаны и вывешивая один-единственный баннер ко дню рождения Антона Павловича. Можно изображать на гербе района символы полиграфии, канувшей в Лету, но все это – пыль, пущенная в глаза. Нет у нас того, что сейчас принято называть словом «бренд». Того, что сделало бы город уникальным, особым, запоминающимся, нужным миру.
Сочи – Олимпиада-2014, Новосибирск – университетский город, Санкт-Петербург – культурная столица.
Спустимся в небес на землю: мы не в «парижах» живем! Но то, что город маленький, еще не говорит о том, что он может себе позволить быть «никаким». Тот же Урюпинск – 40 с небольшим тысяч жителей – продвигает себя как «столицу российской провинции», а одна из фирменных «фишек» города – традиционный местный промысел (платки из козьей шерсти). Добрянка – городок в Пермском крае с населением всего-то в 36 тысяч человек. Там успешно презентуется бренд «Добрян-ка – столица доброты». Проект получил широкую поддержку среди местного населения. Вологда – это кружевоплетение, льноводство, знаменитое вологодское масло. Маленький Великий Устюг – Родина Деда Мороза. А мы кто? Продолжите фразу: город Чехов – это.... Мда.... Вот и я говорю!
Глядя на карту Московской области, видишь Троицк, Черноголовку, Дубну, Королев. Все это наукограды, бренды российского хайтека. Видишь, наряду с этим, и Луховицы, которые славятся на всю Россию своими вкуснейшими огурчиками! Огурцы оттуда как в свежем, так и в консервированном виде, расходятся по всей стране, а в честь народного кормильца в городе даже установлен памятник Огурцу и открыт музей! А где же наша «стартовая точка» в виде или уникальных достопримечательностей, или фирменного производства, или просто живописных видов малого подмосковного города? Понятно, что таких точек у нас даже несколько, и это далеко не огурцы! Имя великого Чехова, монастырь Давидова Пустынь, Молодинская битва, старая Лопасня, наконец, та же, уже почившая, но некогда такая знаменитая конфета «Коровка». Нам есть, от чего «плясать»! Но танец не складывается...
Конечно, наш город живет. Местами (очень местами) цветет, кое-где старательно изображает из себя лакомый кусочек для счастливой жизни, порой расточает инвестиционную привлекательность. Но все это вместе: склады и элитная недвижимость, магазины-ангары и хрущевки, бульвары и страшные мусорки, старинные храмы и уродливые новоделы – в одну общую (не говоря уже – «гармоничную») картину не складывается. Что это за город? Чехов? А может, его уже пора переименовать в Большие склады, или в Ново-Складуново?
Лицо города формируется обычно естественным путем на протяжении столетий. Потому и проявляется уникальность каждого в ярких образах. Но не всем городам так повезло – иным приходится формировать лица самостоятельно. То есть – самим строить свои бренды. Реально ли это? Более чем. Как показывает практика, можно строить бренд даже на пустом месте, на сказке, на фантазии. Возьмите тот же Великий Устюг с Дедом Морозом. Или – деревню Сизьму в Вологодской области: однажды туда вернулся ее уроженец, сделавший карьеру в Санкт-Петербурге, и решил, что надо родные места поднимать. Есть
в деревне озеро – Щучье называется. Предприимчивый мужчина предложил сизьменцам объявить деревню родиной Емели, который свою щуку волшебную там поймал. Информацию пустили в региональные СМИ, в интернет. Потом музей организовали, свезли все старые дома на одну улицу – получился познавательный комплекс, включенный в туристические маршруты. Так что изюминку можно открыть в каждом городе!
За все время существования нашего города, пожалуй, лишь дважды власти озаботились его имиджем – в 1954 году, когда рабочий поселок Лопасня стал городом Чеховым, и в бытность Геннадия Недосеки (он пытался «пиарить» Чехов как город спорта, но когда физкультурно-массовая работа с горожанами ничтожна, купленные «медведи» ситуацию не поправят!).
Ушло в прошлое и такое явление, как градообразующие предприятия, и теперь уже странно звучит некогда казавшееся незыблемым «Чехов – город полиграфистов!». Посмотрите на герб Чеховского района. «В нижней части герба изображен свиток, символизирующий развернутый лист бумаги, и вертикально размещенная на нем полиграфическая матрица, стилизованная под гонт со ступенчатыми выемками. Этим подчеркивается особенность города, в котором действует крупнейший в стране полиграфический комбинат», – говорится в описании нашего герба. Где он ныне, «крупнейший в стране»? И где теперь его матрицы? Дальше не веселее. «Зеленый цвет на гербе означает, что окрестности города богаты сельхозугодьями и лесами». Сельхозугодья, ау! Куда же вы удалились?
Сегодня хороший бренд – это инструмент привлечения внимания, а вслед за ним – денег, а потом и самого важного – репутации! Это способ выживания в высококонкурентной глобальной среде. Если город хочет развиваться вместе с миром, он должен точно ответить на вопрос: зачем и кому он нужен? В последнее время у нас все чаще звучат призывы развивать в районе туризм, администрация строит планы и планирует строить гостиницы для туристов, хочет включить город в туристические маршруты и зарабатывать на этом деньги. Для местного мелкого бизнеса туризм – это тоже способ «раскрутиться», а значит – организовать новые рабочие места. А ведь потенциальным туристам надо как-то и чем-то все время напоминать: «Вот он – Чехов, парень, тебе нужно – туда!». И задаваться вопросом: а какое впечатление останется у этого парня потом, когда он уедет? Каким он Чехов запомнит? Что о нем расскажет?
Вопрос это непростой, ведь бренд – это не что-то, выдуманное на двухчасовом совещании, не поиск красивого слогана, а передача огромной аудитории определенных ощущений, чувств, отношений. Это большая исследовательская и креативная работа. Это строительство систем общения, организация событий, если надо – создание песен (хороших песен!), легенд, издание книг.
Строительство бренда – это пробуждение любви горожан. Это то, что может объединить всех, кто в этом городе живет. И тогда, возможно, будут более осмысленными представления нашей молодежи о Чехове, о Лопасне и об истории родного края. И Антон Павлович из «мужика», «вроде бы писателя» и «основателя» «города имени себя» превратится уже в их понимании в того, кем он был, есть и будет на самом деле.
  
Погода +8 +10
утром +11 +13 днем +14 +16
Котировки
USD ЦБ РФ 91,7791 -0.2343
EUR ЦБ РФ 98,0270 -0.6917

Партнеры









































все партнеры