19
апреля 2024
пятница
 

Любимый сосед Чехова

Ольга Авдеева
В первый же мелиховский год Чехов перезнакомился с соседями. Он писал: «Интеллигенция здесь очень милая и интересная. Главное – честная. Одна только полиция несимпатична». Самым близким для писателя скоро стал князь Сергей Иванович Шаховской.
Крестница Чехова
В декабре 1894 года А.П. Чехов писал А.С. Суворину: «На днях я соделался крестным папашей. Крестил маленькую княжну Наташу». Отец Чехова, Павел Егорович, уточняет, что 6 декабря Антон Павлович ездил к князю Сергею Ивановичу Шаховскому крестить его дочь. Крестной матерью стала молодая писательница и переводчица Т.Л. Щепкина-Куперник. С тех пор Чехов всегда величал ее «кумой».
Как сложилась судьба крестницы Чехова, о которой он всегда помнил, встречался с ней в Мелихове и Васькине, а когда уезжал, не забывал передавать приветы и подарки? Ее судьба известна разве что историкам церкви, которые подчас ошибаются в мирских реалиях. Например, Вась-кино, где родилась Наталья Шаховская, они называют Василькиным.
Крестница Чехова окончила Институт благородных девиц, потом училась, и не без успеха, в Парижской художественной академии. Вернулась на родину, когда началась Первая мировая война. В 1914 году стала служить сестрой милосердия в Петровском лазарете в Москве (ныне – институт им. Н.В. Склифосовского).
В 1918 году княжна вступила в Свято-Никольское братство. Его организовал в Житомире священномученик Аркадий (Остальский). Позже он стал епископом Бежецким, но в революционные годы был простым священником. В своем приходском храме организовал братство, члены которого помогали больным, хоронили умерших, не имевших родственников. В конце концов, к отцу Аркадию потянулись люди из других городов. Из Киева приехали княжна Наталья Сергеевна Шаховская и ее тетка графиня Наталья Ивановна Оржев-ская. Они приняли деятельное участие в делах братства. Вскоре любимый паствой священник был арестован и приговорен к тюремному заключению. Он, причисленный ныне к лику святых, пережил жестокие гонения. 29 декабря 1937 года епископа расстреляли на Бутовском полигоне.
Княжну Шаховскую большевики задержали в 1919 году в качестве заложницы, привезли в Москву, год она провела в концлагере. Освободившись, Наталья Сергеевна поселилась в имении тетки в селе Новая Чартория, работала в сельскохозяйственной школе. В 1925 году всех помещиков из имений выселили, и княжна Шаховская вернулась в Житомир, где ей удалось устроиться на работу счетоводом электростанции. 10 декабря 1934 года Наталью Сергеевну арестовали и выслали в Казахстан на пять лет. В августе 1951 года она была арестована повторно в Ярославле и приговорена к десяти годам лагерей. Дальнейшая ее судьба доподлинно неизвестна, но, по слухам, она приняла монашество и подвизалась в одном из монастырей.
Князь – скромный земский служащий
Приглашая в гости Суворина, Чехов пытался заинтересовать его архивом соседа: «Князь Шаховской ждет Вас, чтобы показать Вам доставшиеся ему по наследству письма декабристов. Говорит, что писем очень много».
У погибшего декабриста Федора Петровича Шаховского было два сына – Дмитрий
и Иван. Старший сын, Дмитрий Федорович, долгие годы был серпуховским уездным предводителем дворянства. Младший, Иван Федорович, дослужился до чина генерала от инфантерии.
Детство сыновей Ивана Шаховского – Дмитрия и Сергея – прошло в Варшаве, где служил их отец. Но на лето детей обязательно привозили в Серпуховской уезд, в имение Рождествено (Васькино), где жили бабушка и ее сестра.
Имя Дмитрия Ивановича Шаховского (1861-1939), одного из лидеров русского либерального движения конца XIX – начала XX веков, широко известно. Сергея Ивановича (1865 – 1908), земского начальника 3-го участка Серпуховского уезда, знают гораздо меньше.
Новые соседи познакомились летом 1892 года. Свела их беда – наступающая холера: «Сейчас восьмой час вечера, – писал Чехов в июле 1892 года. – Надо ехать к земскому начальнику, который собрал для меня сход. Сей земский начальник, мой сосед (3 версты), кн. Шаховской, молодой человек 27 лет – фигура колоссальных размеров и с зычным голосом. Он и я – оба на сходах упражняемся в красноречии, разубеждая скептиков в целительной силе перцовки, огурчиков и т.л. У ребят поголовно понос, часто кровавый».
Сначала писатель отнесся к соседу иронически: «Он сидит у меня по целым дням» (16 июля 1892 г.) или «принципал-князь, который любит поговорить…» (31 июля 1892). Но вскоре общие заботы, взаимовыручка крепко их свели: то нахлебника Чеховых флейтиста Иваненко князь устроил служить письмоводителем в земстве; то заплатил взнос за уехавшего Чехова, собираемый для открытия в Лопасне почты; то, по поручению писателя, передал его книги в Серпуховскую библиотеку. Когда в комнате матери писателя загорелась печь, князь, находившийся у Чеховых в
гостях, не раздумывая, бросился рубить стену топором, чтобы легче было тушить огонь.
Когда князь заболел, тут уж не обошлось без помощи Чехова. «В усадьбе князя был дифтерит, – рассказывал Чехов, – четыре случая и, между прочим, сам князь. Возился я несколько дней».
При Солнышевской земской больнице было организовано в 1894 году благотворительное общество. Его учредителями стали врач В.А. Павловская, князь Шаховской, Чехов и др. Шаховской жаловался Чехову на неверные отзывы газетчиков. Чехов ответил ему из Ялты. И эта его мысль актуальна и поныне. Чехов предлагал врачам, самой заинтересованной в правильном освещении событий стороне, больше сотрудничать с прессой: «Согласен, послать заметку в газету – мелкое дело, но ведь жизнь состоит из грошей, а из грошей слагаются рубли, потом миллионы. <…> Если «Русские ведомости» несколько месяцев назад неправильно трактовали вопрос о санитарных советах, то виноваты в этом не «Русские ведомости», а сами санитарные советы».
В 1896 году Шаховской помогал Чехову в строительстве школы в Талеже, составил ее план. «Думается мне, – писал Шаховской, – что если он будет в точности выполнен, то станет образцом школьных зданий в уезде». В следующем, 1897 году, Шаховской вновь оказывал содействие при строительстве школы в Новоселках.
Вместе они боролись с распутицей и хаосом на дорогах («князь отправился на станцию пешком»). Когда Чехов начал ремонт моста на Люторке, – а ремонт оказался дороже, чем казалось вначале, – прежде всего, он обратился к работавшему в земстве Шаховскому. Оба они хлопотали о строительстве дороги «Лопасня – Хатунь», которая должна была пройти через Вась-кино и Мелихово.
В конце концов, соседи сблизились настолько, что обсуждали и личные дела. Князь разорился. В 1894 году он, обремененный долгами, был вынужден продать имение, что, впрочем, не мешало теперь уже бывшим соседям часто видеться в Мелихове, Москве, позже – в Ялте. «Не
найдете ли Вы возможным, – писал Чехов Шаховскому 27 июня 1897 года, – заехать ко мне хоть на минутку? Я был бы очень, очень рад».
Из Ялты писатель не просто передавал князю приветы и поклоны: «Если увидите Сергея Ивановича, – просил Чехов учителя новоселковской школы Н.Н. Забавина, – то скажите, что я кланяюсь ему низко-низко, шлю ему сердечный привет, и что я буду писать ему особо. Я этого человека глубоко уважаю и ценю по особой таксе, начертанной на скрижалях души моей». Редко, кто удостаивался столь высокой оценки Чехова.
Карьера Шаховского в Серпуховском земстве не складывалась. В 1897 году его выдвигали на должность начальника управы, но забаллотировали, не выбрали даже членом управы. Начались неполадки в семье. Шаховской расстался с женой Луизой Львовной – Княгиней, как уважительно называл ее Павел Егорович Чехов. В декабре 1899 года Шаховской спрашивал Чехова: «Почему трещит современная семья?». Ведь его развод создал «семь жертв: жену и шестерых детей». Чехов ответил уклончиво: «Семья есть установление человеческое, а все человеческое трещит; почему же и семье не трещать?».
Он писал тогда О.Л. Книппер: «Видаете князя Шаховского? В жизни его пертурбация – довольно занятная». Значит, с будущей женой Чехов князя познакомил. Так же, как сам встретился с гражданской женой Шаховского Лидией Владимировной Лепешкиной. Видимо, Шаховской искал и нашел у Чехова поддержку. Они долго разговаривали в Москве; князь провожал Чехова, уезжающего в Ялту; помогал отправлять багаж. Именно Чехов предложил Шаховскому выход из трудного положения: рассказал, что можно повторно венчаться в Константинополе.
«Сегодня у меня серпуховские воспоминания…», – писал Чехов Шаховскому в октябре 1902 года. Шаховской ненадолго пережил своего соседа и друга. Он стал единственным человеком, который сразу после смерти Чехова предложил Серпуховскому земству почтить память писателя в Мелихове.
  
Погода +6 +8
утром +8 +10 днем +12 +14
Котировки
USD ЦБ РФ 94,0922 -0.2320
EUR ЦБ РФ 100,5316 0.2529

Партнеры









































все партнеры