25
апреля 2024
четверг
 

Б.Громов: «Ничто не помешает нам начать учебный год 1 сентября»

— Борис Всеволодович, — на листке календаря 1 сентября. А это значит, что миллионы ребятишек и их родителей ожидает праздник. Праздник встречи со школой. Нынешний День знаний будет проходить в Год учителя. Это привнесет какие-либо особенности в его проведение?

— День знаний, начало нового учебного года — это праздник больших надежд и радостных ожиданий. И вместе с тем праздник уверенности в будущем, в том, что, какие бы катаклизмы ни сотрясали мир — природные, экономические, политические, первого сентября дети сядут за парты, откроют учебники, учителя начнут уроки. Все сложности преодолимы, потому что есть колоссальная сила, которую дает образование и воспитание.

А особенность? Ну, наверное, в том, что на смену выпускникам Года учителя за школьные парты первого сентября сядут первоклассники Года учителя.

— Главный санитарный врач страны предупредил: если природный катаклизм — пожары — не утихомирится, придется переносить начало нового учебного года. Вы как губернатор рассматривали такой вариант у себя, в Подмосковье?

— Нисколько не сомневаюсь: ничто не помешает нам начать учебный год 1 сентября. С природными пожарами покончили, во всяком случае, с лесными — точно.

— Как бы вы охарактеризовали первое полугодие 2010 года для системы образования Московской области с точки зрения проведения Года учителя?

— Педагогический труд во все времена является делом государственной важности. На учителя возлагается ответственная миссия по обучению и воспитанию граждан нашего Отечества. У каждого из нас в жизни есть свой Учитель — тот, кто мудростью, душевной щедростью, талантом дает путевку в жизнь. Поэтому именно в Год учителя большое внимание уделено формированию позитивного образа учителя.

Все мероприятия этого года направлены на развитие творческого и профессионального потенциала учителей, повышение престижа профессии учителя. Главным во всех мероприятиях остается Учитель.

В рамках Года учителя прошли многочисленные мероприятия, направленные на развитие профессиональных педагогических сообществ. Проведена большая работа по трудоустройству учителей — молодых специалистов.

— Удивительная вещь: в наше непростое время ломки традиций, отхода от привычных устоев в системе образования сохраняется очень много педагогических династий. Немало их и в Подмосковье. На ваш взгляд, с чем это связано?

— Педагогическая династия — самое яркое воплощение всего лучшего в учительском труде: верности долгу, любви к своему делу и к детям, любви, которая передается из поколения в поколение. Вот этой любовью и верностью призванию я бы и объяснил продолжающуюся преемственность в педагогической среде.

Отношусь к этим людям с огромным уважением, если хотите, преклоняюсь перед ними. Поэтому многие из них мне знакомы не понаслышке — знаю их лично.

В городском округе Королеве трудится династия Марковых. Ее основатель Елена Павловна Романова начала работать гувернанткой еще до революции, в 1917 году. Если бы существовала машина времени, то представителями этой династии можно бы было полностью укомплектовать одну из российских школ. Педагогическая династия объединяет 19 педагогов, общий стаж работы которых превышает 600 лет.

Уникальной историей, культурными традициями, научным и духовным потенциалом и, конечно, своими людьми славится Зарайск. Среди них множество педагогов и целых педагогических династий, одна из которых насчитывает 26 учителей и имеет общий педагогический стаж без малого 600 лет. Начало этой династии положили Екатерина Никитична Кроткова и Степан Иванович Кащеев, родившиеся в конце позапрошлого столетия.

Почти 100 лет назад в подмосковной сельской школе работала учительницей музыки Клавдия Михайловна Морозова. Она любила свою профессию и сумела передать эту любовь своим детям. Шесть учителей — представители династии — вдохновенно трудились и трудятся на учительском поприще в Люберецком районе. На сегодняшний день общий педагогический стаж династии составляет почти 250 лет. А в Луховицком районе хорошо известна педагогическая династия Левочкиных, чей педагогический стаж превышает 230 лет. Возглавляет династию Нина Ивановна Левочкина. Кроме нее в семье было еще четверо детей, трое из которых избрали педагогическую деятельность делом всей жизни.

Геннадий Федорович Рыженков, основатель педагогической династии, которая трудится в Орехово-Зуевском районе, — человек незаурядный: хорошо рисовал, делал репродукции картин Шишкина, Васнецова, Иванова, играл на аккордеоне (ни один школьный праздник не обходился без его аккомпанемента), интересовался радиотехникой, мог починить радиоприемник, телевизор. Поэтому в разные годы ему приходилось вести не только математику и физику, но и рисование, музыку, труд и физкультуру. Ко всем предметам он относился одинаково серьезно… В семье Рыженковых — четыре учителя, их общий педагогический стаж составляет 127 лет.

Я бы мог здесь перечислять еще многие педагогические династии.

Династия — это большая семья, в которой неразрывна связь поколений. Для многих из нас учитель — это не только источник знаний, но и пример для подражания. Он готов бескорыстно дарить детям тепло своей души. И какими бы разными ни были судьбы учителей, всех их объединяет любовь к детям и преданность своей профессии. Во многом именно преемственность поколений является залогом успешной работы.

— Министерство образования области стало одним из первых органов исполнительной власти региона, которое заключило соглашение с Московской епархией Русской православной церкви. Можно ли сейчас уже говорить о положительном опыте развития этого сотрудничества?

— Отчего же нет? Опыт такой действительно уже накоплен. У нас на самом деле выстроена эффективная система церковно-школьного взаимодействия.

Школа, религиозные, общественные организации, а также учреждения дополнительного образования, культуры и спорта создают единое пространство духовно-нравственного развития подрастающего поколения Подмосковья.

В ноябре 2001 года был подписан договор о сотрудничестве Московской епархии Русской православной церкви и министерства образования Московской области.

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в нашей работе по модернизации образования. Для нас стал традицией целый ряд ежегодных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. В их числе областные Рождественские чтения, открытые уроки, собрания педагогического актива, встречи управляющего Московской епархией с руководителями учреждений образования, областные родительские собрания.

Важным моментом в преподавании духовно-нравственной культуры является подготовка педагогов.

На конец 2009/10 учебного года более 1000 педагогов прошли соответствующую подготовку и преподают духовно-нравственную культуру в образовательных учреждениях Московской области. Охват школ Подмосковья преподаванием предметов духовно-нравственного цикла сегодня составляет более 60 процентов, — это 900 общеобразовательных школ.

— Интересно, что все последние годы в Подмосковье неизменно наблюдался рост числа первоклассников. Для скольких из них прозвучит первый звонок в нынешний День знаний?

— Да, наблюдение верное и, согласитесь, очень отрадное. В новом учебном году общеобразовательные учреждения Подмосковья примут более 77 000 первоклашек. Это аж на 12 тысяч больше, чем в прошлом году. Раньше прибавка была 1—3 тысячи в год. А сейчас сразу такой всплеск. Здорово! Первый звонок прозвучит для них и в отремонтированных школах, и во вновь построенных. Всего за 2010 год школьное пространство прирастет 9 новыми школами почти на 5 тысяч мест.

— Вы отметили, что Год учителя призван поднять престиж профессии педагога. Согласитесь, что без новых механизмов материального поощрения учителей этой цели добиться трудно…

— Уже с 2007 года система образования Московской области перешла на отраслевую систему оплаты труда. Сейчас оплата труда учителя находится в прямой зависимости от его результативности и качества. Через стимулирующий фонд управляющий совет школы имеет возможность установить лучшим учителям более высокую заработную плату.

Поощрение лучших педагогов предусмотрено в рамках реализации направления приоритетного национального проекта “Образование”. 39 лучших учителей образовательных учреждений Подмосковья в этом году получат денежное поощрение в сумме 200 тысяч рублей каждый из федерального бюджета и 226 педагогов — по 100 тыс. рублей из областного бюджета. Сохраняются у нас и ежегодные премии губернатора Московской области для лучших работников системы образования — это 100 премий по 45 тысяч рублей.

В большинстве муниципальных образований Московской области из средств муниципального бюджета также предусмотрено денежное поощрение лучших учителей.

Если же брать среднюю зарплату подмосковного учителя, то на сегодня она составляет 22 тысячи 500 рублей.

— Борис Всеволодович, ваши поздравления виновникам сегодняшнего торжества…

— День знаний — это действительно торжество. Разума, мысли, добра, любви. Я искренне поздравляю всех: ребят, учителей, пап и мам, бабушек и дедушек — с этим праздником. Желаю хорошей, светлой погоды в этот день и ярких, запоминающихся впечатлений на всю жизнь. Это, конечно же, в первую очередь касается первоклашек. А учителям — способных, добрых и просто любознательных учеников.

 

Интервью подготовил

Николай ЛОБОДЮК. 


"Московский комсомолец", №191 от 01.09.2010 г.

  
Погода +18 +20
вечером +17 +19 ночью +14 +16
Котировки
USD ЦБ РФ 92,5058 -0.7860
EUR ЦБ РФ 98,9118 -0.6491

Партнеры









































все партнеры