23
апреля 2024
вторник
 

А у нас подшефный класс!

— Недавно по поводу российского образования высказался президент. Одной из главных проблем он назвал существенный перекос в сторону высшего образования, в то время как качественного профобучения остро не хватает. Актуальна ли проблема для области?

— Если учитывать образовательные учреждения федерального подчинения и других регионов, вузов на территории области действительно больше. И тем не менее у нас очень развитая система профобразования: порядка 150 учреждений, около 200 специальностей, и эти показатели ежегодно растут.

— Какие направления в профобразовании сейчас популярны?

— Прежде всего профессии, связанные с ландшафтным дизайном, садоводством. В деревенских районах востребованы сельскохозяйственные специальности: среди мальчиков — тракторист, среди девочек — “хозяйка усадьбы”. В профессиональном лицее в Дубне даже есть коровье стадо — там учащиеся производят различные молочные продукты. В местечке с красивым названием Серебряные Пруды вообще все школы сельские, при учреждениях есть свои поля, и круглый год дети едят пирожки с ягодой и овощами, которые сами собирают. Кроме того мы стараемся открывать новые направления: в училище №98 Раменского района, например, два года назад начали осваивать коневодство. При формировании специальностей мы учитываем потребность рынка и уже под запрос формируем ресурсные центры по разным направлениям (сельскохозяйственное, строительное, автомобильное и т.д.), где ребята имеют возможность получить более полное профобразование.

— Закрываете потребность рынка труда по области?

— На самом деле нет. Но здесь уже другая проблема: мы могли бы готовить больше кадров, если кроме бюджетных вливаний нам шли бы навстречу и работодатели, которые пока сотрудничают очень неохотно. В принципе их тоже можно понять: предположим, кто-то и хотел бы вложить средства в профобразование, но сегодня не совсем понятно, как именно это можно сделать, так как не прописана законодательная база.

С другой стороны, молодой сотрудник должен прийти на предприятие и быстро там адаптироваться. Для этого нужна качественная практика на этом предприятии — мы же не можем на базе колледжа строить производственные цеха. Сегодня работодатель зачастую игнорирует эту свою обязанность, так как студенческая практика — это дополнительные хлопоты и головная боль, и забывает, что на выходе такие практиканты — более ценные и качественные кадры для этого же предприятия.

Поэтому, если в результате заявлений президента будут сделаны какие-то подвижки именно в сторону разработки документов и более тесного союза образовательных учреждений и работодателей, — процесс подготовки востребованных кадров пойдет намного быстрее.

— В Москве сейчас довольно остро стоит вопрос о закрытии малокомплектных школ — сокращением и реструктуризацией таких учреждений очень недовольны родители. Насколько нам известно, в Московской области волны закрытия школ не ожидается?

— Проблема малокомплектных школ, конечно, существует и в Московской области, но мы стараемся их поддерживать, а закрытие — это самая крайняя мера. Начальные школы, конечно, нужно сохранять везде — они должны быть в шаговой доступности, а старшие классы уже могут быть расположены и подальше от дома. Нужно учитывать, что сокращение малокомплектных школ (или их старших параллелей) дает детям возможность учиться в более качественных и современно оборудованных классах, которые, например, из-за низкого бюджета не может себе позволить малокомплектная школа. В этом году из малокомплектных у нас не открылась одна школа и второй год подряд простаивает начальная школа в Павловском Посаде: туда в этом году просто не набрали детишек.

Зато много детей в детских садах, так что, я думаю, эти школы еще заработают. Вообще в целом по области наблюдается существенный рост первоклашек — в этом году их 77 000, неплохо заполнены параллели средних классов. Думаю, демографическое дно мы уже прошли и сейчас идет прирост начального и среднего звена, кстати, в том числе за счет притока населения: сегодня Московская область — очень привлекательный регион.

— Как вы отметили — детишек в садах сегодня много. Но много и тех, кому места в них по-прежнему не хватает.

— В основном эта проблема типична для районов, граничащих с Москвой, — Мытищ, Балашихи, Красногорска. С другой стороны, сегодня в области есть районы, где очереди на сад уже полностью ликвидированы. Сегодня мы закрываем 58% необходимого минимума. Было время, когда сады отдавались под другие учреждения, — сегодня идет процесс возвращения зданий дошколятам. Используются также различные нетрадиционные формы: неполный день пребывания, группы на базе школ и центров дополнительного образования. Строим, конечно, новые садики: в этом году их сдано 26.

Ситуация усугубляется тем, что сейчас очень высокие темпы жилищного строительства с одной стороны, а с другой — все больше молодых мам хотят работать. Но сегодня каждый район имеет свою программу решения этой проблемы, в среднем она занимает от 2 до 5 лет.

— Это означает, что через 5 лет проблема с садами в области будет решена?

— Думаю, да. Проблема острая, но решаемая, просто на это требуется время.

— Ходят слухи, что до конца 2010 года в области сократят тысячи преподавателей.

— Сокращения в сфере образования у нас действительно шли последние 2 года, но увольнялись не преподаватели, а управленцы. Это делалось для того, чтобы субвенции, которые мы выделяем на развитие образования, не “размазывались по тарелке”, а адресно поступали именно учителям. Но дальнейшего сокращения мы не планируем.

— 2010-й — Год учителя; как вы поддерживаете преподавателей?

— Здесь можно отметить несколько аспектов. Во-первых, с 1 сентября мы начали приращивать бюджет образования. Вы знаете, что сегодня зарплата учителя состоит из двух частей: основной и стимулирующей; так вот, до конца года в стимулирующий фонд будет влито более 250 млн. рублей, а с первого июня будущего года планируется повышение зарплаты на 10% от сегодняшнего уровня. Нужно отметить, что зарплата в области у нас растет постоянно, один-два раза в год, а в кризисное время мы сумели удержать ее на прежнем уровне. В общем за 10 лет зарплата учителя выросла в 25 раз — неплохой показатель, по-моему.

Символично, что в этом году очень много учителей получили квартиры — в Подольске, например, учительская очередь практически ликвидирована. Многие получили ключи на День знаний, и подобные подарки, я знаю, еще готовятся ко Дню учителя.

С другой стороны, за прошедшее полугодие прошло много встреч по обмену опытом, многие учителя “путешествовали” по области…

— Путешествовали? То есть?..

— У нас очень много проектов по обмену опытом. Например, есть такое понятие — “педагогическая ассамблея”: мы выбираем два дня осенью и весной, когда преподаватели “мигрируют” — ездят в соседние районы и дают там открытые уроки. Кроме колоссального обмена информацией эти школьные праздники всегда очень нравятся детям. В прошлом году таким образом в один день мы дали 1800 открытых уроков!

Такие же обмены мы практикуем с регионами. В последнее время учителя стали больше ездить, активнее заводить профессиональные связи. Такую возможность мы в первую очередь предоставляем талантливым преподавателям, которым есть чем поделиться.

— Много грантов и субвенций выделяется школам, имеющим высокие показатели обучения. Школы, которые не имеют этих показателей, но иногда даже более остро нуждаются в финансировании, не остаются в стороне?

— В основном это как раз малокомплектные школы, мы их не забываем и постоянно выделяем им дополнительное финансирование. Всего таких школ более ста. Если бы они получали поддержку согласно нормативам, они просто перестали бы существовать. На это уходит примерно миллион рублей в год, в нынешнем же 2010-м предполагается потратить порядка 700 000 рублей.

— Современные школьники родились уже в эпоху глобальной Сети и постмодернизма; говорят, “дети Интернета” даже обладают другим сознанием, школа как-то учитывает эту особенность?

— Сейчас с ребятами действительно сложнее работать, чем раньше. Из Интернета они берут то, что хотят, а в школе, как во все старые добрые времена, им дают то, что надо. Получается нестыковка, которая все увеличивается, и сегодня ясно, что выстраивать формы работы школы с детьми нужно по-другому. Наша область, например, работает с рядом ученых, которые разрабатывают различные современные психологические программы, в том числе действующие в западных странах. Возьмем, к примеру, ситуацию с классным или родительским собранием: кто туда горит желанием идти? Да никто. Потому что никому не понравится, когда его при всех позорят. Мы же практикуем собрания, которые называются “классный совет”: ребята сидят не за партами, а в кругу или на ковре, в свободной обстановке, и говорят на какую-то жизненную тему. А задача педагога заключается не в том, чтобы сказать, например: “так, встали и пошли убирать вон ту помойку”. Задача педагога — поговорить с детьми о чем-то хорошем, красивом, полезном так, чтобы мысль убрать помойку пришла им сама. И таких педагогов мы ценим и поддерживаем.

— Какие направления развития образования в области вы считаете перспективными?

— Учитывая, что Московская область — территория наукоградов, у нас очень высокий потенциал населения, и многие работают в наукоемких отраслях, конечно, приоритетное направление — объединение образования и науки. Важно, чтобы средние образовательные учреждения подпитывалось кадрами и программами из науки. С научными центрами сотрудничают многие наши школы, колледжи, которые часто для факультативной работы приглашают молодых ученых. Учащиеся, могу отметить, на такие кружки и семинары ходят с огромным удовольствием.

— Совместные разработки учащихся и ученых находят воплощение на практике?

— Эта система у нас пока отработана только в институте в Дубне: там на базе образовательного учреждения создали малое предприятие — студенческий центр, который как раз занимается внедрением научных разработок. Подобная практика распространена в Томске (всем известном городе студентов) — сибиряки специально приезжали к нам, делились опытом. Сейчас мы перед всеми вузами ставим задачу развивать это направление.

— И все-таки все, что связано с российским образованием, не пользуется особенной популярностью...

— К сожалению, это так. Сегодня мы говорим о том, что нам нужна новая страна, в которой будет интересно жить и работать молодым людям, страна с инновационными технологиями. Но мы должны четко понимать, что ниоткуда и само собой ничего не появится. Чтобы получить высокий уровень жизни, нам в первую очередь необходимо развивать образование, а по-хорошему — сделать его приоритетным направлением. Кто будет воспитывать кадры, которые будут двигать нашу страну? Кто будет воспитывать социально успешных, мотивированных граждан? Все ведь начинается со школы. Если школа будет как в том сериале — не думаю, что мы когда-то получим общество лидеров и нормальный уровень жизни.

— Вы про сериал “Школа”? Совсем не понравился?

— Признаюсь, не смотрела его полностью, времени не хватает. Такой сериал может подстегнуть учителя к переменам или сыграть роль сатирического произведения — ведь совсем не все школы таковы, как в “Школе”. Но я все-таки считаю, что сейчас нам реально не хватает именно грамотного пиара профессии и позитивного, привлекательного образа учителя — он нужен как никогда. Я все-таки за позитивное искусство.

Алина ФАДЕЕВА.


"Московский комсомолец", №197 от 08.09.2010 г.

  
Погода +12 +14
вечером +9 +11 ночью +5 +7

Партнеры









































все партнеры