24
апреля 2024
среда
 

Профессионалы по развитию души

В ответе за инновации

- Лидия Николаевна, что нового ждать региону в этом учебном году?

- Девять новых школ и 26 детских садов. Вот уже 10 лет губернатор Московской области Борис Громов выделяет гранты талантливым школьникам. Среди них были и те, кто выбрал профессию учителя. А сегодня их ученики сами получают такие стипендии! Не будь в образовании светлых голов, откуда появиться в России людям, которые смогут работать в инновационном бизнесе?

- Где вы ищете эти светлые головы?

- Мы знаем, где у нас блестящие результаты по ЕГЭ, чьи ученики показывают самые высокие результаты на олимпиадах, откуда выходят медалисты с «золотом» самой высокой пробы. Вот уже третий год мы поддерживаем финансово школы, где сложилась коллективная авторская, системная работа по выращиванию талантов с самого юного возраста. Сегодня их 25.

Выдающихся педагогов мы тоже поддерживаем материально: с 1 сентября увеличивается фонд стимулирующей части для учителей общеобразовательных школ. В бюджете на 2011 год предусмотрены средства по итогам Года учителя на премию всем, кто работает в системе общего образования. Для молодых специалистов сохранились все прежние льготы – единоразовые выплаты, доплаты за первые три года работы в школе.

- Когда начнёте готовиться к ЕГЭ?

- Уже начали! На днях я встречалась с учителями-экспертами по оценке итоговой аттестации. Мы долго обсуждали, как лучше подготовить к сдаче ЕГЭ и школьника, и учителя, чтобы это не было «натаскиванием». Тем более благодаря губернаторской стипендии педагогам-новаторам не придётся брать лишние часы, а систематизировать свой опыт для других учителей. Часто одарённые ребята показывают себя на ЕГЭ хуже, чем «середнячки». А нам важно, чтобы талант и нестандартный взгляд на мир не усреднялись жёсткими рамками теста. Мы, как управленцы, должны помочь технологиями.

- Разработка таких технологий пригодилась бы всей стране!

- Да, тем более Подмосковье богато учителями, способными создавать образовательные системы. Например, учительница из Звёздного городка написала крайне любопытную «Азбуку». Конечно, надо пройти длинный путь экспертиз, если мы хотим внедрить учебник, но в нескольких школах города по нему уже учат - и успешно. Есть новые книги по русскому, английскому языку… Если в целом, то мы планируем направить больше средств именно на развитие. Я понимаю, что в образовании всё определяет человек. Например, в Долгопрудном уже много лет учитель физкультуры проводит три урока в неделю (к чему нас призывал президент), хотя полноценной спортивной базы в школе, к сожалению, нет. Такой подход восхищает, но всё же средства на развитие очень нужны.

Равнодушный человек не способен учить

- Национальный проект «Образование» помогает?

- Системно - очень. Теперь каждая школа имеет свой план развития, определяя своё, конкретное направление. Московская областная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой в Монине готовит будущих лётчиков и вертолётчиков, а также тех, кто будет обслуживать эту технику, буквально со школьной скамьи. Немногие школы России такого профиля могут похвастать тем, что вместе с теоретическим обучением они проводят полный курс практической подготовки. Ребята налетали за летнюю практику по 18 часов - это немало! Они совершили как минимум по 3 прыжка с парашютом самостоятельно. У нас есть школы, которые развивают IT-технологии, другие - энергосбережение, третьи - физкультуру. Спорт - это вообще бренд Московской области. У нас почти в каждом городе свои стадионы, бассейны, ледовые арены и т. д. А во многих районах, например, в Дмитровском, в Рузском, есть «график приоритетного посещения» - именно школьниками, бесплатно. По инициативе губернатора у нас теперь в каждой школе есть команда по тому или иному виду спорта. В последние годы стала бурно развиваться и художественная гимнастика, многие школы получили специальные ковры для занятий. Поклон Ирине Винер: теперь в Подмосковье свои чемпионки из Дмитрова, Жуковского и других городов.

- Но ведь не спортом единым…

- Это верно! История Подмосковья неразрывно связана с православием. В девятистах школах факультативом у нас идёт тот или иной курс, связанный с историей культуры, религии и т. д. А в этом году такие курсы появятся и в системе профессионального образования. Они помогают развивать толерантность, ведь дети у нас учатся разные. Учительница из Одинцовского района Оксана Шкардун создала целый театр зарубежной песни. Ребята поют песни самых разных стран, разучивают национальные танцы. Такое движение помогло бы возродить существовавшие некогда клубы интернациональной дружбы.

Как стать мастером - золотые руки?

- В ваши школы везут детей из Москвы?

- Наверное, им интересно в наших школах, да и экология у нас лучше! У многих школ есть приусадебные участки, сады. А в Серебряных Прудах - целые поля, которые ребята обрабатывают. На факультативах мальчики учатся на машиниста-тракториста, а девочки – на хозяйку сельской усадьбы. Здорово, что у нас подрастают те, кто хочет заниматься сельским хозяйством. А в профессиональном лицее Дубны, где своё молочное стадо, есть возможность перерабатывать молоко, поставлять творог для детских садов. Там замечательный директор Николай Иванович, как из старых советских фильмов. Сидим на совещании, а он мне присылает записку: «Лидия Николаевна, отпустите! В соседней области семена продают подешевле - надо успеть купить!»

- А чему учат хозяйку сельской усадьбы?

- Доить корову, обращаться с курами, утками, заниматься овощеводством. Несколько лет назад в Игумнове Раменского района в профессиональном училище мы открыли редкую специальность - коневодство. Профобразование должно быть живым, быстро реагировать на запросы рынка труда. Выбор есть - 90 профессий и 200 специальностей. Другое дело, что работодатели хотят получить рабочего с высокой подготовкой, не вкладывая ни копейки. А ведь это неправильно.

- В эпоху «офисного планктона» это крайне острый вопрос! Каких ещё специалистов готовите?

- Училище № 1 Орехова-Зуева - одно из редких заведений, где готовят железнодорожников. В Вербилках есть профессиональное училище № 79, там ребят учат росписи по дереву, металлу, фарфору, вышивке бисером - уникальным технологиям. В школе искусств Раменского района - обжигу и гжельской росписи. Очень важно не растерять таких мастеров… Огромной системе ЖКХ очень нужны универсалы, мастера - золотые руки. Они придут на помощь семье, если будут проблемы с электричеством, водопроводом, сломается лифт, замок и т. д. Мы думаем усилить это направление через создание базового училища для работы в системе ЖКХ.

- Если бы вас попросили рассказать о каком-то одном подмосковном педагоге, кто бы это был?

- Народный учитель России Виктор Николаевич Чепуров, создавший ещё в советские времена первый музыкальный театр. Он фронтовик, ему за 80, но молод душой, полон энергии! В конце прошлого учебного года он приехал на Бал медалистов и сделал мне замечательный подарок. Когда он был молодым и работал в школе в Звёздном городке, знал многих космонавтов. Как-то на улице он встретил Андрияна Николаева, который вёз в коляске дочь Алёну, которая только родилась у них с Валентиной Терешковой. Пока Виктор Николаевич помогал поднять коляску на пятый этаж, космонавт рассказал, что со всех уголков мира ему присылают кукол для дочки. Одну из них Николаев подарил учителю на память. Кукла была удивительная - старинная, французская, в национальном наряде двухсотлетней давности. Чепуров хранил её много лет. Вы не представляете, насколько трогательно было получить эту красавицу из его рук! Я сама коллекционирую кукол, но это - бесценный экспонат... В этой личной истории, как в капле воды, отражаются все наши любимые, щедрые сердцем учителя. Образование - это в первую очередь человек. Который должен быть не только профессионалом в своём предмете, но и профессионалом в развитии души. Иначе результата не будет.

Елена СЕМЁНОВА


Аргументы и факты

  
Погода +5 +7
утром +7 +9 днем +13 +15
Котировки
USD ЦБ РФ 93,2918 0.0399
EUR ЦБ РФ 99,5609 0.1961

Партнеры









































все партнеры