19
сентября 2018
среда
 

Легко ли быть потребителем?

На этот и другие вопросы ответил Дмитрий Дмитриев, председатель Национального координационного Совета Объединения потребителей России, сопредседатель Общества защиты потребителей Московской области. Обе эти организации присоединились к Общероссийскому народному фронту, внесли свои предложения в Народную программу, а сам Дмитрий Дмитриев будет, как беспартийный, принимать участие в предварительном общенародном голосовании по выдвижению кандидатов в списки для участия в выборах в Государственную Думу Российской Федерации.

 

- Думаю, что в положении дел с защитой потребителей мы подошли к самому краю и уже смотрим в пропасть. При оптимистичной оценке, мы в нее падаем, но пока не все вместе. К сожалению, гибель людей – пассажиров теплохода «Булгария» свидетельствует о том, что наши бизнесмены сами уже не ведают, что творят. О незащищенности нашего национального потребителя мы – руководители общественных организаций – буквально бьем в набат уже несколько лет. Нас не хотят слышать. Совершенно очевидно, что в стране существует очень влиятельные силы – банкиры, владельцы торговых сетей, чиновники, лоббисты интересов иностранных компаний, которые ведут против нашего национального потребителя уже откровенную войну. Нас травят опасными для здоровья и жизни продуктами и лекарственными подделками, обманывают при строительстве жилья и в сфере ЖКХ, взвинчивают цены, подсаживают на банковские кредиты, завалили контрафактом и некачественным импортом, при этом потребительским законодательством никто в принципе системно не занимается. Просто не дают этого делать. Нас – страну и потребителей - фактически захватили через потребительский рынок. Импортозависимость перешла границу допустимого, наших отечественных товаров для народонаселения не выпускается, цены нам полностью диктуют поставщики и продавцы, находящиеся в негласном сговоре. Рынка, как такового нет. Есть коррупция, алчность, беззаконие, игнорирование потребителей. Общенациональную тревогу нужно было объявить давно, а сейчас мы вынуждены вести войну на своей территории. Всю эту драматическую ситуацию мы описали в общественном докладе «Легко ли быть потребителем в России? Взгляд на первое десятилетие 21 века и ближайшие перспективы». Доклад был подготовлен Объединением потребителей России и опубликован в марте 2011 года. Такой общественный доклад в России был издан впервые. В целом ситуацию в сфере защиты прав потребителей нужно переломить в пользу людей, а не идти на поводу у бизнеса. Объединение потребителей России призывает к решительным действиям. В Народную программу мы внесли блок предложений, суть которых я постараюсь раскрыть ниже.

 

- И что же положение такое безнадежное?

- Ситуация в потребительской сфере действительно критическая. Главные индикатор здесь - рост цен и уровень инфляции – посмотрите на них и все сразу понятно. Мы – обыкновенные, если так можно сказать, среднестатистические потребители беднеем на глазах, наша покупательная способность постоянно уменьшается. Цены растут, доходы за ними не успевают. Кризис довел все это положение до ощущения безысходности. Но, во-первых, сопротивление на потребительском рынке продолжается. Общественные организации потребителей остаются главной опорой граждан в защите их прав. Почему именно общественные организации? – все очень просто только они не подвержены коррупции и алчности юристов (в США об адвокатах говорят – «стрелки по найму», наши адвокаты в большинстве своем такие же – на первом месте деньги, какая уж тут квалифицированная помощь потребителям). Руки складывать нельзя, нужно продолжать бороться, всем и каждому. Примеры успешного сопротивления, гражданской солидарности в противодействии жуликам и браконьерам есть. Но главное, что сейчас необходимо – проявление позиции государства. Нам нужно на государственном уровне принять прогрессивную Стратегию государственной потребительской политики. Государство должно заявлять общенародные приоритеты, необходимы для долговременного развития страны, и приоритет потребителя в экономической жизни должен быть основным. Проще говоря, главными должны быть интересы человека. Самого обыкновенного труженика. Стратегия государственной потребительской политики определит не только принципы отношения к потребителям, но и основы реформирования потребительского законодательства, что давно назрело, так как Закон «О защите прав потребителей» никого полноценно защитить не может. Нужно также модернизировать, так называемую национальную систему защиты потребителей. Потребуется не менее трех – пяти лет, чтобы повысить защищенность потребителя и, главное, гарантировать его безопасность. Но работать над этой проблемой необходимо сейчас – это в прямом смысле вопрос национальной безопасности. Угрозы потребителям – это вызовы для России.

 

- Что понимать под термином национальная система защиты потребителей?

- Это официальное понятие. Сошлюсь на высказывание Геннадия Онищенко - руководителя Роспотребнадзора, который сказал, что под «национальной системой защиты прав потребителей» «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей». То есть, по словам главного санитарного врача России идет о защите потребителей на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Кстати, Геннадий Онищенко также говорит о национальной политике в сфере защиты прав потребителей, но как о процессе уже налаженном. Желаемое далеко от действительного. Национальная система защиты потребителей (именно – потребителей, а не только его прав, так как кроме прав есть еще и интересы) включает в себя гораздо больше элементов – судебную систему, исполнительное производство, примирительные процедуры, адвокатское сообщество,  образовательные процессы и другие составляющие. Но одна из основных проблем в том, что на муниципальном уровне защитой потребителей никто не занимается, потому что… нет законных оснований. Законодатель так постарался, что практически ликвидировал муниципальную ветвь защиты потребителей. Получается, что только органы Роспотребнадзора могут защищать права потребителей. Насколько они эффективно это делают - пусть каждый отвечает сам, мое же мнение, что они просто не могут успеть за всеми проблемами. Поэтому сегодняшнюю, условно существующую национальную систему защиты потребителей, нужно модернизировать, усилив позиции органов местной власти, повсеместно принимая региональные программы защиты потребителей, ввести институт уполномоченного по правам потребителей, развивать систему общественного контроля через объединения потребителей, увеличивая их финансовую поддержку из бюджетов различных уровней, а также перевести сам Роспотребнадзор под прямое руководство Правительства Российской Федерации, то есть вывести из подведомственности  Минздравсоцразвития.

 

- Региональные программы защиты прав потребителей – в чем их смысл и что такая программа даст Московской области?

- Предложение о разработке региональных программ по защите прав потребителей было одобрено на уровне Правительства Российской Федерации в апреле 2009 года. В нескольких регионах такие программы были разработаны, но принимались без учета потребительского движения и были, в основном, ориентированы на их реализации чиновничьими структурами. Что из этого бывает – понятно. Региональные же программы необходимы, так как в целом это комплекс мер по защите потребителей с учетом специфики и проблем в субъекте Российской Федерации. Регионы России имеют свои особенности, которые необходимо учитывать, выстаивая потребительскую политику на местном уровне. Основными направлениями такой типовой региональной программы могут быть следующие, если говорить коротко: широкое информирование потребителей и социальная реклама, расширение общественного контроля и введение таких региональных институтов, как межведомственный координационный совет по защите потребителей и уполномоченный по правам потребителей в субъекте Российской Федерации, а также развитие альтернативных форм торговли и профессиональная подготовка кадров для сферы торговли и услуг, включая из числа трудовых мигрантов.

Жители Московской области, которая является самым перспективным экономических регионом, заслуживают благополучную, достойную жизнь. Качество и уровень жизни сейчас значительно ниже потенциального уровня, а зависит он напрямую от потребительской сферы, цен, качества, безопасности. Региональная программа станет эффективной системой стимулирования предприятий сферы производства, торговли и услуг. Мы должны оправдать ожидания наших земляков и сделать всем вместе Подмосковье самым комфортным, экономически удобным и благополучным регионом для проживания.

 

- Действительно, на потребительском рынке Московской области работает много трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья? Многие из них – нелегалы. В обществе проявляется недовольство этой тенденцией. Что Вы по этому поводу думаете?

- Очевидно, что рынку нужна рабочая сила. Россия, как и Московская область не избежит притока желающих у нас работать. Этот процесс закономерен и он будет продолжаться, потребность рабочих рук в Подмосковье возрастает. Но при этом тот, кто хочет у нас работать и торговать, должен соблюдать нормы, правила, а также устои и принципы жизни тех, людей, которые здесь проживают. Каждый, кто решил жить и работать в нашей стране, должен уважать Россию, ее граждан, соблюдать российские законы, а не только волю своего «хозяина». Преступность и массовые драки с участием приезжих, инфекционные заболевания, ввоз наркотиков – реалии, сопровождающие этот процесс и мы должны убрать его негативную составляющую. Проблема это – государственная, решать же ее необходимо с привлечением гражданского общества. В любом случае надо ужесточить контроль над миграционными потоками. Речь не идет о том, что бы ограничить въезд, а о комплексной работе по учету приезжих, контролю состояния их здоровья, процедуре адаптации, профессиональной подготовке, направлению на запланированные места работы. Что же касается квотирования, то думаю, вопрос квот назрел – их пора отменять. Сегодня квотирование – это источник доходов для коррупционеров и криминальных сообществ, которые специализируются на изготовлении поддельных миграционных документов. Нам нужны дифференцированные механизмы привлечения рабочей силы и максимально открытая миграционная политика, проводимая под общественным контролем.

- В Объединении потребителей России Вы возглавляете Комитет по противодействию коррупции и нарушениям потребительского законодательства? Как стоится эта работа?

- В ее основе лежит общественный контроль. Мы боремся с коррупцией в первую очередь в сфере потребительского рынка, так как все коррупционные расходы все равно бизнес забирает из кошелька потребителя. Расходы на коррупцию автоматически заложены в стоимость товара и это одна из причин роста цен. Но есть и другая сторона этой проблемы – бизнес в первую очередь сам виноват в том, что у нас такой высокий уровень коррупции. В течение многих лет предприниматели вскармливали чиновников, предпочитая «решать вопросы» за деньги, а не по закону. Конечно, я говорю достаточно упрощенно, но проблема именно в том, что – давать взятки и разные административные оброки не нужно! Я всегда говорю – предприниматели, не платите! Нужно проявлять гражданскую солидарность, иметь мужество противостоять коррупционным проявлениям, а не лезть сразу в свой карман или сейф за деньгами. Объединение потребителей России, кстати, тоже работает с предпринимателями, которых наши юристы консультируют по вопросам потребительского рынка. В этих целях нами разработана специальная программа правовой защиты бизнеса «Каскад». Мы тоже сталкиваемся с предложениями – заплатить чиновникам, но никто из бизнесменов, работающих с нами, не платит коррупционерам, и все вопросы мы снимаем в пользу наших доверителей. Точно знаю, что противостоять коррупции можно. Как пример, могу привести совсем новую ситуацию. В июне этого года в отношении трех сотрудников отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства УВД по Люберецкому району возбуждено уголовное дело по подозрению в покушении на мошенничество с использованием служебных полномочий. По версии следствия полицейские, которые должны по долгу службы обеспечивать порядок на потребительском рынке, занимались поборами с коммерсантов. Предприниматель платить не стал, а обратился в правоохранительные органы, 18 июня двоих полицейских задержали и пока оставили на свободе под залог, а их руководитель – исполняющий обязанности отдела ! - рванул в бега. Расследование сейчас продолжается. Нетерпимость к коррупции в обществе – главное, что нам нужно воспитывать в себе и своих детях.

 

- Вы часто говорите об общественном контроле. Как широко, по Вашему мнению, он может распространяться?

- Общественный контроль – пожалуй, главный способ защиты самого широкого круга потребителей нашей страны, а также один из инструментов ее модернизации. Напомню, что согласно 45 статье Закона «О защите прав потребителей» общественные организации имеют право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Право граждан и общественных организаций предоставлено также Федеральным законом № 171–ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Но в сложившейся ситуации этого не достаточно. Сегодня бизнес освободили от проверок, но он воспринял этот момент, как сигнал – нарушайте права потребителей, вам за это ничего не будет. Все возгласы, что бизнес по-прежнему терроризируют проверками – преувеличение или просто откровенное вранье, желание скрыть за такой паникой нарушения потребительского законодательства, свое неумение работать и алчные аппетиты. Поэтому единственными отрядами обороны остаются общественные объединения потребителей, соответственно общественный контроль необходимо расширять. Ведь в чем суть общественного контроля, кроме того, что его организованно могут осуществлять сами граждане? В том, что возможные меры воздействия  общественников по результатам контроля ограничены – они могут либо обратиться в суд в защиту потребителей или передать материалы проверок в контрольно-надзорные органы для принятия решения. То есть общественный контроль – независимая система, которая не может доставить неудобства добросовестным предпринимателям, а только выявляет нарушителей. По убеждению Объединения потребителей России во все отраслевые законы необходимо заложить положения об общественном контроле.

Также мы считаем необходимым расширение возможностей общественного контроля за системой оказания государственных услуг. Уверен, что только объединенная сила самих граждан сможет обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти, заставляя именно власть действовать в интересах людей. Опыт общественного контроля у Объединения потребителей России и Общества защиты прав потребителей очень значительный. Мы успешно реализуем два проекта в потребительской сфере, инструмент которых – мероприятия общественного контроля. Во-первых, это проект Партии «НДИНАЯ РОССИЯ» «Народный контроль», и наш областной, разработанный и реализуемый только в Подмосковье, в сфере ЖКХ  – «Добрососедство». Главная цель проекта «Добрососедство» - добиться того, чтобы у жителей была доступная и реальная информация о том, как управляющие многоквартирными домами компании расходуют средства самих же жителей – собственников и нанимателей жилья, и помочь потребителям отстоять свои права. Мы приучим все управляющие компании работать по закону, в интересах жителей, а не только ради своей выгоды.

 

- Вы считаете, что может наступить такое время, когда управляющие компании будут в первую очередь, работать в интересах жителей? Как вообще можно улучшит ситуацию в сфере ЖКХ?

- Совершенно убежден. Необходимо и можно достичь баланса интересов всех участников сферы ЖКХ. Проект «Добрососедство» нацелен и на достижение этой цели. Но основным условие здесь должна быть активная позиция самих собственников, а ее сейчас именно и не хватает. Мы в рамках проекта «Добрососедство» выстаиваем свою работу через активных жителей, через наши опорные пункты, которые назвали штабами. Общество защиты прав потребителей Московской области и Объединение потребителей России, как партнеры проекта обеспечивают правовую поддержку и юридической сопровождение работы активистов на местах. Основную роль играют сами жители, реализуя свои права с учетом наработанных методик и опыта. С другой стороны проекта поддерживает и добросовестные управляющие компании, которых притесняют местные чиновники, нечестные конкуренты, допекают с необоснованными требованиями и сами жильцы. Но ситуация безусловно сверхсложная, изношенность жилищного фонда – 80 – 90 процентов, деградация жилищно-коммунального хозяйства продолжается. Реформа в сфере ЖКХ провалилась. Рост тарифов на услуги ЖКХ и их качество – главная проблема для отечественных потребителей и основной вопрос для органов власти. Поэтому нужно не просто «что-то» пересмотреть, а принимать принципиальные решения по защите интересов граждан в жилищной и коммунальной сфере. Объединение потребителей России видит здесь возможные решения, их комплекс, но главное – развитие конкуренции, но не между управляющими компаниями, а между формами управляющих компаний. Мы считаем преждевременным решение об отрыве жилищно-коммунального хозяйства от органов местной власти. Поэтому там, где целесообразно, мы считаем возможным и даже необходимым обратную передачу в муниципальную собственность предприятий коммунального хозяйства. Тогда конкурировать будут частные и муниципальные организации. Кстати, это совершенное заблуждение, что нет хороших управленцев из числа муниципальных служащих, в России достаточно добросовестных людей, которым просто нужно дать возможность проявить себя на управленческом уровне. Второе, что необходимо сделать совершенно точно, - ограничить непомерные аппетиты и прибыль естественных монополий. Рост регулируемых тарифов уже давно превосходит уровень инфляции. Хватит кормить все эти ТЕПЛО и ГИДРО компании, финансировать развитие монополий, их новые инвестиционные проекты, повышать зарплаты и обеспечивать выплаты премий менеджерам этих структур за счет повышения тарифов. Такое положение очень сомнительно не только в экономической плоскости, но и с позиции общечеловеческой морали и нравственности. Мы должны смело претворять в законодательство самые смелые, и даже радикальные идеи в интересах людей.

 

- Вы сказали об общечеловеческих ценностях, насколько они могут влиять на положение потребителей?

- Это очень важный фактор. Вспомните жаркое лето прошлого года, когда, пользуясь аномальной погодой, доморощенные бизнесмены самым бессовестным образом взвинтили цены на кондиционеры, вентиляторы, туристические поездки и дома отдыха. Предприниматели, чиновники и политики разучились говорить на языке морали, патриотизма, что было всегда присуще русским людям. Нравственные ценности всегда звучали и ставились выше выгоды и наживы. Думаю, что именно этих категорий сейчас не достает для решения наших проблем, они обязательно должно присутствовать при формировании нового общественного договора и Народной программы. Также патриотические и гражданско-нравственные ориентиры должны стать определяющими в деятельности всех участников Общероссийского народного фронта. Сейчас, когда движение Общероссийского народного фронта всколыхнуло общественно-политическую жизнь, многим придется делать свой личный выбор – двигаться по пути активного обновления, принимая личное участие или смотреть со стороны и ерничать – что из этого получится? Но при этом нужно понимать, что проявление позиции «стороннего наблюдателя» будет выбиваться из патриотической работы, время которой уже наступило. Хочу сказать, что я лично и мои коллеги в Объединении потребителей России считаем, что далеко не все измеряется деньгами, - наши духовные и патриотические ценности не менее важны, чем все показатели экономического роста. Общероссийский народный фронт дает нам общую цель, возможность и надежду на сплочение нации, проявлению гражданской солидарности и российского патриотизма.  

  
Погода +8 +10
утром +11 +13 днем +21 +23
Котировки
USD ЦБ РФ 67,7519 -0.4439
EUR ЦБ РФ 79,1749 -0.1846

Партнеры









































все партнеры
 
Путешествия своим ходом по Тайланду и не только.hfp