23
апреля 2024
вторник
 

Министр образования Правительства Московской области Л.Н. Антонова

2 сентября 2011 г. в 16.00  Министр образования Правительства  Московской области Лидия Антонова провела пресс-конференцию в сети Интернет.

В ходе встречи она рассказала о реализации комплекса мер по модернизации образования в регионе, введении нового государственного образовательного стандарта и подготовке к  началу учебного года.

Интернет-конференция
министра образования Правительства Московской области
Лидии Николаевны Антоновой

Ведущая: Здравствуйте, дорогие зрители, мы начинаем интернет-конференцию, тема которой – подготовка подмосковных школ к началу учебного года. На вопросы жителей региона ответит министр образования областного правительства Лидия Николаевна Антонова.

Лидия Николаевна, здравствуйте, Вам вводное слово. Расскажите, как всё-таки обстоят дела: сейчас такая суета в связи с подготовкой к школе.

Л. Н. Антонова: Добрый день, уважаемые участники интернет–конференции! Радостно, что вопросы подготовки школ к новому учебному году волнуют всех жителей Московской области: и тех, кто готовит своих питомцев, конкретно к тому, чтобы 1 сентября участвовать вместе в праздничных линейках, и тех жителей, которые неравнодушны к тому, как развивается наше образование. Продвижение в образовании – это залог развития каждой личности, а значит, процветание нашего Подмосковья.

Надо сказать, что в целом система образования готова к началу учебного года. В этом году традиционно открываются новые учебные заведения. У нас пять новых школ, девять детских садов конкретно первого сентября открываются, до конца этого календарного года будет открыто 12 школ, и мы благодаря средствам, которые направлены губернатором области Борисом Всеволодовичем Громовым в размере более 850 млн рублей планируем в муниципальных образованиях открыть вместе с учётом строительства детских садов до конца этого года дополнительно ещё 15 тысяч новых мест для детей  в дошкольных учреждениях.

В этом году принимаем более 72 тысяч первоклассников. Эта хорошая цифра говорит о том, что у нас с демографией всё в порядке. И их ожидают 3 200 педагогов, которые в полном объёме на средства области проучены в рамках введения нового государственного стандарта в начальной школе. Все учебники для первоклассников, как и по другим параллельным заявкам, в принципе, уже в муниципальных образованиях в наличии. И я думаю, что сейчас самое главное – это хороший настрой, это создание условий и для детей дома, и в школе для того, чтобы они могли от такой, может быть, вольной, свободной жизни вернуться к более размеренной, системной.

Я думаю, что приятными подарками к новому учебному году, в первую очередь, являются повышение заработной платы работников образования. Первый этап у нас прошёл 1 июня – на 6,5 процентов. Затем параллельно была выплата организована по решению губернатора области Б. В. Громова в размере 2 000 рублей всем работникам общего образования. 1 сентября субвенция направлена для этого уже во все муниципальные образования. Заработная плата учителей: повышение составит на 15,5 процентов, то есть заработная плата учителя Московской области уже с 1 сентября достигнет уровня развития заработной платы в экономике Московской области, а именно 27 139 рублей. Я называю среднюю, она исчисляется как при сложившейся практике к ставке, которую берёт учитель. Таким образом у нас возрастает заработная  плата и у молодых педагогов. Как бы если брать среднюю зарплату по молодым специалистам, она может составить 21 300 рублей. И в нашей области решением губернатора Московской области это повышение коснётся не только учителей, оно коснётся и таких категорий педагогических работников, как воспитатели групп продленного дня, как психологов, социальных педагогов, то есть тех людей, которые работают в общем образовании. При этом повышается на 10% заработная плата директоров, завучей общеобразовательных школ, также это повышение касается работников государственных учреждений, которые ведут программу общего образования. То есть это очень широкий круг людей. Я думаю, что это в первую очередь и признание их заслуг, а это видно в достижениях наших учащихся, их уровня обучения и воспитания, и это накладывает большую ответственность на работников образования, особенно в этот год, когда мы активно участвуем в проекте, реализуем проект «Наша новая школа», проект модернизации образования.

Также отрадно, что 1 сентября не забыта наша молодёжь: все стипендии по всем видам и типам учреждений области повышаются на 10 процентов. Тоже, я считаю, хороший подарок.

Кроме этого, были выделены средства, и значительные, для подготовки самих учебных заведений. В Московской области - более 4 000 учебных заведений, из них 1 560 школ, более 1 900 садов, и средства выделялись как с федерального уровня, так и с областного, и с муниципального уровня. И если брать общую сумму, то это более 5 млрд 300 млн рублей, из них только на четыре месяца на заработную плату выделено более 1 млрд 100 млн рублей. Средства, выделенные губернатором конкретно для муниципальных образований, для открытия новых мест в детских дошкольных  учреждениях. Выделены средства на улучшение условий обучения детей в школах, это более миллиарда, практически всем муниципальным образованиям. Также осваиваются средства, которые предусмотрены в программе развития образования в Московской области, и эти средства направлены в муниципальные образования для приобретения школьных автобусов там, где это необходимо, по заявкам муниципальных образований, нового оборудования для пищеблоков. Затем состоялся конкурс на лучшие инновационные образовательные учреждения школ Московской области, эти школы получают современный комплект оборудования. Это, в частности, например, виртуальная телестудия, это образовательный так называемый кинотеатр 3D, то есть это с помощью современной аппаратуры можно вести предметные уроки на новом уровне, что повышает, я думаю, интерес учащихся не только к предмету, но и в принципе к введению в наукоёмкие технологии и увлечению наукой.

Такое оборудование мы поставляли в школы и до кризисного периода, но не так много школ его, естественно, имело, поскольку оно требует больших затрат. В этом году этот процесс продолжен.

Поскольку все учителя Московской области подготовлены по новым федеральным стандартам для первых классов, а их 3 200, за счёт бюджета области, и были изысканы губернатором Московской области Б. В. Громовым дополнительные средства для повышения заработной платы, мы направляем средства, полученные с федерального уровня по модернизации образования, мы направляем их на как раз на новые условия организации учебного процесса первоклассников. То есть у нас каждый второй первоклассник – на селе, каждый третий – в городе получат новый комплект, рабочее место, и все учителя, которые ведут в этих классах комплектах,  и этот процесс обновления оборудования для начальной школы будет продолжен на будущий год.

Я думаю, что отрадно, что отработана в учебных заведениях программа, которая сегодня в первом классе позволяет каждому учащемуся иметь не просто 10 часов для дополнительных занятий, а как бы выстроить траекторию его развития. Мы отрабатывали подходы, какие ещё наиболее приоритетные направления выбирают сами школы, родители, с учётом мнения, конечно, самых маленьких учащихся. Здесь нельзя забывать ни о духовном воспитании и нравственном, ни о физическом воспитании, здесь, в принципе, в Московской области есть много возможностей для использования не только той базы, которая есть, собственно, в школе, но и в тех центрах, которые построены у нас за последние годы. Это и спортивные центры, так, например, в Рузском районе, все дети занимаются плаванием на базе Дворца водного спорта. Это практикуется во многих районах. В Ступино, например, Дворец спорта – вообще, в ведении образования, то есть они напрямую там работают. И, надо сказать, что во многих муниципальных образованиях выполняется этот принцип, чтобы в первую очередь предоставлять возможность для занятий спортом и, безусловно, на доступной, бесплатной, системе для учащихся.

Очень важно, что мы дополнительный комплект имеем возможность направить методических пособий для духовно-нравственного воспитания учащихся не только школ, но и детских садов. В этом году подготовлено новое методическое пособие. Оно называется «Добрый мир» на печатном и электронном носителях. И мы продолжаем обучение воспитателей по этому новому пособию. Это достаточно сложный процесс. Но, я думаю, очень важно, чтобы именно с самых ранних лет жизни в различных формах, в том числе и в игровой форме, наглядной, учащиеся могли формировать у себя такой целостный взгляд на мир, осваивать основы духовно-нравственной культуры. Достаточно много интересного подготовлено к новому учебному году. Министерством по делам печати и информации Московской области издана подарочная книга, она посвящена юбилею Бородинского сражения.  Думаю, это будет интересная для чтения и в семье, и для работы в школе.

Готовится ещё также такой новый праздник - посвящения в первоклассники, который мы надеемся провести несколько позже, когда дети освоятся, получат основы грамотности, и вот такой праздник с подарками, естественно, от губернатора области подарок получит каждый из 72 тысяч школьников области. Каждый из участников праздника, я думаю, удостоится хорошего подарка.

То есть планов у нас очень много. 2 сентября у нас совместно с работниками ГИБДД Московской области традиционно проходит во всех школах области и во всех учебных заведениях День знаний правил и основ дорожного движения. Это нужно детям после долгих летних каникул.

И на следующей неделе мы проводим большой день, посвящённый здоровью, то есть день, когда напоминаем правила здорового образа жизни, проходят спортивные соревнования, различные конкурсы, викторины. Думаю, важно посвятить именно первые дни начала учебного года, так чтобы дети все вспомнили все правила, связанные с безопасностью, с различными правилами, которые необходимо знать, чтобы себя чувствовать уверенно и в школе, и по дороге в школу, и, в принципе, в различных, если они будут,  чрезвычайных ситуациях. Но желательно, чтобы их не было.

Ведущая: Лидия Николаевна, огромное спасибо за подробный интересный ответ. Я думаю, что можно уже перейти к вопросам, которые нам приходят на почту. Я напомню, что мы продолжаем интернет-конференцию на тему «Подготовка к новому учебному году». На вопросы ваши ответит министр образования Правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова. Вопросы можно присылать по адресу: konf@minpech.ru, бесплатный телефон горячей линии: 8 800 200 55 10.

Лидия Николаевна, вот первый вопрос, который поступил к нам на почту от Яковлевой Татьяны Вячеславовны об индексировании доплат за учёные звания.

Л. Н. Антонова: Хороший вопрос. Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть педагоги, безусловно, которые обладают возможностью получать эти доплаты, поскольку они являются носителями учебных званий. Надо сказать, что закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, ещё 1996 года, установил размер этих доплат: от 40 процентов за должность доцента к должностному окладу, 60 процентов – за должность профессора, за степень учёную кандидата наук доплачивается 3 000 рублей и за учёную степень доктора наук – 7 000 рублей. Вот данные доплаты подтверждены постановлением Правительства Московской области об оплате труда работников государственных учреждений, которое принято в 2011 году. То есть здесь финансово и нормативно это подтверждается.

Ведущая: Спасибо большое. Вот сразу же следующий вопрос. Поступил от учителя из Мытищ, ветерана войны и труда, он проработал 52 года, он спрашивает: «Что, у нас сейчас звание заслуженного учителя не присваивается? Объясните, пожалуйста, почему».

Л. Н. Антонова: Спасибо за вопрос. Я, конечно, хочу поздравить конкретно вот Вас, педагога с большим стажем, ветерана войны и труда. Это пример преданности профессии в течение многих-многих лет. Здоровья  Вам, долголетия!

На самом деле, звание заслуженного учителя у нас присваивается. Например, в 2011 году у нас это звание получили и оформлено было для педагогов из 15 муниципальных и государственных образовательных учреждений. Если брать в целом, то более 400 человек из числа педагогов Московской области награждены данным видом награды. Есть положение по этой награде, кому присваивается такое высокое звание: заслуженный учитель РФ. Здесь учитывается и высокий профессионализм, и уровень подготовки учащихся, которые становятся победителями региональных российских и международных олимпиад. Есть правило, то есть определяется там период времени, с которого может быть человек представлен к этой награде, например, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления преподавательской деятельности. То есть вот есть такие правила в отраслевой награде, о которых мы сегодня говорим.

Конечно, отрадно, что ежегодно у нас число награждённых этим высоким знаком, одним из самых высоких, растёт.

Ведущая: Спасибо большое. Следующий вопрос пришел от Родионова Сергея Борисовича из микрорайона Южный. Он спрашивает: «Каково обучение школьников микрорайона города Балашихи во вторую смену?»

Л. Н. Антонова: Спасибо Вам за вопрос. Действительно, есть процент определенный школьников, которые обучаются во вторую смену. Это те микрорайоны, где у нас плотность застройки высокая, в частности, в Балашихе планируется в 13-ти школах занятия в две смены. Это порядка 43 процентов от общего количества обучающихся, для общего количества учреждений. Таким образом, процент обучающихся – это 13,6 процента. Демографическая ситуация в регионе, как я уже сегодня говорила, улучшается, растет. Поэтому в микрорайоне Южный действительно в трех учреждениях планируются занятия в две смены. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы своевременно направили главе городского округа Балашихи – рассмотреть вопрос о строительстве нового общеобразовательного учреждения в микрорайоне Южный, тем более что Московская область из уровня субъекта оказывает помощь муниципальным образованиям в строительстве новых учебных заведений. Буквально сегодня на заседании правительства области утверждена программа, в том числе для строительства дошкольных учреждений, поэтому. в принципе, я думаю, это возможно, решаемый вопрос.

Ведущая: Я напомню, мы продолжаем онлайн–конференцию на тему подготовки детей и учебных и дошкольных учреждений к новому учебному году, на ваши вопросы отвечает министр образования Правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова. Присылайте свои вопросы на адрес:  konf@minpech.ru и также работает бесплатный телефон горячей линии: 8-800-200-55-10.

И следующий вопрос, который пришел от Курмаевой Галины Викторовны из города Королёва. Она спрашивает: «Почему в пункте № 2 разъяснения к постановлению № 677/26 от 12 июля о единовременной выплате нет должности воспитателя и педагога дополнительного образования коррекционных образовательных школ-интернатов? Мы единовременную выплату в размере двух тысяч, к сожалению, не получили».

Л. Н. Антонова: Галина Викторовна, Вы действительно правы, к сожалению, вы не получили данную единовременную выплату, которая была произведена работникам, всем, кто реализует программы общего образования. Данная единовременная выплата не была предусмотрена педагогам и воспитателям дополнительного образования в специальных коррекционных образовательных школах-интернатах. Но это не исключает того, что муниципальные органы управления образования, в ведении которых все в основном эти учреждения находятся, не вправе предусмотреть такую выплату, и я знаю, что в ряде муниципальных образований это было произведено. Мы порекомендуем и вашему городу обратить на это внимание.

Ведущая: Спасибо большое. И вот следующий вопрос от Шатохина Михаила Петровича, пенсионера из города Рошаль: «Почему в училищах приписывают учащихся, нужно больше контроля. Почему в школах этого нет, а в училищах всё-таки присутствует?»

Л. Н. Антонова: Спасибо, Михаил Петрович, что Вы находите возможность уделять внимание развитию профессионального образования. Это, кстати, одно из таких важных направлений, мы ежегодно готовим более 12 тысяч молодых рабочих. Востребованность в рабочих профессиях, конечно, гораздо больше.

На самом деле в системе начального образования есть соответствующие нормативные документы. Это определенные приказы Министерства образования Московской области, как организуется учет. Есть поименная книга, которая должна быть обязательно опечатана, прошнурована, и поступивший контингент вписывается в эту книгу. Естественно, издается приказ. Причем мы ведем контроль, чтобы группа состояла из 25 человек, к каждой группе соответственно прикреплен мастер производственного обучения. Администрация должна вести, безусловно, ежедневный контроль, точно так же как в школах, мы рекомендуем, чтобы ко второму уроку классный руководитель или тот педагог, кто этим занимается, должен знать, по какой причине отсутствует тот или иной ученик.

У нас есть специальный мониторинг состояния всеобуча и, надо сказать, что за последние годы благодаря этому мониторингу жесткому, который буквально поименно идет в министерстве образования, а информацию мы получаем со всех учреждений, - у нас очень значительно уменьшилось количество пропусков у детей по неуважительным причинам. То есть мы стараемся, чтобы каждый случай такой был таким ЧП, которое надо обязательно анализировать. Мы, с точки зрения контроля за организацией этого процесса, ведем надзорную деятельность, выезжаем в образовательные учреждения и благодарим Вас за такой сигнал, который поступил, будем учитывать это, и я уверена, что контроль за контингентом у нас нормативно и организационно обеспечен.

Ведущая: Спасибо большое. Лидия Николаевна, такой достаточно серьезный и интересный вопрос от Афанасьевой Татьяны Васильевны из Орехово-Зуева. Она спрашивает: «Когда дети – инвалиды по слуху, в том числе и слабослышащие с аппаратами, смогут посещать обычную школу по месту жительства? Желательно, чтобы для них был организован какой-то класс отдельный в одной школе, хотя бы один на весь город или район. Например, как в Электростали».

Л. Н. Антонова: Спасибо за вопрос. Действительно у нас есть категория детей, которым по медицинским показателям сложнее интегрироваться в общеобразовательную школу, в частности, это дети слабослышащие. Надо сказать, кстати, по Орехово-Зуево в этом году, по данным управления образования города, в том учебном году, который закончился, у нас не было обращений родителей по открытию класса для детей – инвалидов  по слуху. Ваш вопрос – первый в этом календарном году.

Надо сказать, у нас не только в Электростали, но и в Коломне, в Истринском муниципальном районе есть возможность обучаться детям данной категории, с такой проблемой, в общеобразовательных учреждениях. И такую программу мы, в принципе, разрабатываем для того, чтобы создать такие возможности в других городах. Безусловно, это требует определенного исполнения реализации данной программы, то есть класс открывается при наличии не менее десяти детей, это соответствует типовому положению о специальном коррекционном образовательном учреждении. Ну, и есть ещё, конечно, там необходимые – надо финансовые средства направлять и так далее. Поэтому в целом это решаемый вопрос и конкретно по вашему городу при наличии соответствующих заявок и в соответствии с положением мы этот вопрос, конечно, обязательно рассмотрим.

Ведущая: То есть в каких-то городах это практикуется?

Л. Н. Антонова: Да, это практикуется.

Ведущая: Насколько успешно?

Л. Н. Антонова: Конечно, детям интереснее заниматься по месту жительства, в обычной школе, потому что в основном сегодня данная категория детей обучается в сети специализированных учреждений, которые есть в Московской области. Они есть на областном уровне и также на муниципальном. В принципе у нас есть места, ни один ребенок не будет оставлен без внимания. У нас бывают ситуации, когда по желанию родителей, которые работают в городе Москве, мы обращаемся к коллегам из Московского управления образования, дети посещают там образовательные учреждения. То есть мы стараемся создать условия для обучения ребенка данной категории, приближенной к его запросам и пожеланиям его родителей. Так что эта работа будет продолжаться. Кстати, к ней сейчас подключаются и благотворительные фонды, которые также инвестируют в эту программу. Она требует не только наличия в этой школе конкретного учителя для данного ребенка по этому направлению, но и надо создать обстановку, благоприятную для ребенка, чтобы он там мог быть воспринят и сам комфортно себя чувствовал. В частности, не только по этому заболеванию, то есть когда слабослышащие дети. В Железнодорожном мы уже два года ведем пилотный проект по возможности обучения детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы. У нас есть опыт в Одинцовском районе в этом направлении. Хотелось бы, конечно, чтобы таких точек было больше. Я думаю, что будем это планировать и реализовывать.

Ведущая: Спасибо, Лидия Николаевна. И вот, наверное, завершающий вопрос. Дмитриева Вера Сергеевна спрашивает: «Десять лет назад военное министерство, Министерство сухопутных войск убрало у своих садов ужин и перевели детей с 12-ти часов пребывания до 10,5 часов. Вечером в детском саду нет врача. Неужели за 10 лет ничего не могли сделать?»

Л. Н. Антонова: Хороший вопрос, потому что этот вопрос связан, естественно, со здоровьем наших воспитанников. На самом деле, у нас есть типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое утверждено Правительством РФ, № 666 от 2008 года, в котором регламентируется, что группы в детском дошкольном учреждении различаются по времени пребывания. Могут быть группы 12-часового пребывания, сокращенного пребывания – 8-10 часов, и продленного дня – 14-часового пребывания. Решение об изменении этого графика пребывания принимается учредителем, это не противоречит законодательству РФ. Таким образом, в данном случае, видимо, учредитель имел какие-то основания для принятия. Конечно, учредитель должен принимать решения, руководствуясь или согласовывая с желанием и возможностью родителей. Что касается детей, то также у нас есть постановление Главного государственного санитарного врача РФ, которое регламентирует правила организации в соответствии с нормами СанПиНа питания детей, в зависимости от возраста устанавливаются среднесуточные нормы питания, выполнение этих требований и норм является обязательным для всех дошкольных учреждений. Например, если мы возьмем самых маленьких посетителей ясельных групп детских дошкольных учреждений, начиная с девятимесячного возраста, хотя я считаю, что такой возраст должен воспитываться мамой, это мое личное мнение, оптимальный прием пищи - не более интервала в четыре часа. Режим питания мы можем в таблице вывесить на сайте, показать, который есть. Спасибо, что вы интересуетесь этим вопросом. На самом деле всем родителям надо знать физиологические особенности ребенка вашего возраста и каковы должны быть правила организации питания.

Ведущая: Лидия Николаевна, Вам огромное спасибо. Наверное, в завершении нашей интернет-конференции, может быть пожелания какие-нибудь детям, родителям к 1 сентября, к новому учебному году?

Л. Н. Антонова: Вы знаете, я думаю, что 1 сентября – это такой особый праздник именно в России. Праздник, когда вся страна с утра наблюдает трепетных малышей с огромными букетами цветов, которые направляются с мамами и папами в школу. Букеты более старших – поменьше. Но, я думаю, если на лице нет трепета, то он – в душе обязательно, потому что нет такого учащегося, который не испытывает волнение, когда возвращается с практически трехмесячным перерывом в свой коллектив, в котором он проводит большую часть своей жизни на протяжении 11-ти лет. Я не думаю, что есть хоть один учитель, который с первыми признаками осени, в палисаднике расцвели гладиолусы, астры, - скоро 1 сентября, и у учителя, независимо от того, чем он занимается, все равно в голове мысль о том, как выстроить первый урок, как пройдет знакомство с новым классом, как мои дети? Хотя, конечно, многие летом общаются, но такое волнение присутствует. Я думаю, что многим учителям, я и сама много лет работала учителем, сны о школе нам снятся всю жизнь. Поэтому я бы хотела бы пожелать участникам этого замечательного дня, 1 сентября, безопасного и спокойного дня, когда все подготовлено так, чтобы можно было именно в праздничной обстановке, а это великий праздник, знакомство ребенка с миром знаний, потому что именно мир знаний, знания и образование, может стать той основой, которая будет ежегодно усилием и трудолюбием учащегося, вниманием его родителей и, безусловно, поддержкой учителя, постоянно давать возможность как ростку подниматься все выше. Важно, чтобы росток рос здоровым, чтобы он не гнулся, чтобы он не поддавался каким-то рискам, влияниям отрицательным, асоциальным, чтобы росток пробивался через асфальт. Хотелось бы, чтобы у нас были такие условия, чтобы не надо было нам через асфальт пробиваться, и я думаю, что в Московской области, особенно к этому учебному году, такие условия в основном созданы, и вот эти ростки будут основой сада знаний, в котором дети учатся с удовольствием. Это большая радость, если наши дети будут учиться с удовольствием, наши родители будут спокойны за своих детей, будут помогать школе, поднимать школу, а наш учитель будет иметь возможность работать в творческих условиях, в условиях, когда заработная плата, это важно, растет, когда труд учителя становится реально все более престижным и более уважаемым.

Ведущая: Спасибо, Лидия Николаевна, Вам большое за приятные и добрые слова. И также я хочу поблагодарить всех участников интернет-конференции. На те вопросы, на которые мы не успели ответить, мы ответим вам на сайте. Спасибо вам большое и всего доброго!

Л. Н. Антонова: Спасибо большое.
  
Погода +9 +11
ночью +5 +7 утром +7 +9

Партнеры









































все партнеры