пятница
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЧеховскийТрагедия богоборчества на лопасненской землеОбщество — 17 Января 2015, 10:15К 500-летию Вознесенской Давидовой Пустыни (1515-2015гг.) Продолжение. Начало в №92, №96 2014 г. Иеромонах Вознесенской Давидовой Пустыни Гавриил на допросах в ОГПУ отверг все доносы о его якобы «антисоветской пропаганде». Вот выдержки из протокола его допроса: Вопрос: «Говорили ли Вы на площади у церкви Александра Невского, что «скоро ли самих коммунистов выгонят?». Ответ: «Нет, я этого не говорил». Вопрос: «Говорили ли Вы 25.12.1928г. в церкви Спаса, что «новое Рождество - праздник беснующихся коммунистов и полоумных пионеров?» Ответ: «Нет, не говорил». Вопрос: «Говорили ли Вы перед Рождеством, что скоро все с голода умрут благодаря большевикам и что скоро ли большевики, нечистые, подохнут?» Ответ: «Тоже не говорил». Вопрос: «Говорили ли Вы в церкви Спаса, что «как большевики ни стараются, а урожая всё равно не будет, так как партийцы загасили веру?» Ответ: «Нет, не говорил». Вопрос: «Признаёте ли себя виновным в антисоветских выступлениях?» Ответ: «Нет, виновным я себя не признаю». Никаких «доказательств преступной контрреволюционной деятельности» всех без исключения арестованных священнослужителей в уголовном деле нет. Лишь только голословные обвинения следователей, основанные, судя по всему, на анонимных доносах. Во время проведённых обысков ни у одного из подследственных не было обнаружено ничего криминального. Тем не менее, в обвинительном заключении в отношении священнослужителей Давидовой Пустыни было указано: «. Монахи Спасский и Фесенко, выступая с проповедями и в разговорах с верующими с антисоветской агитацией, говорили (Фесенко): «Не будет урожая, если большевики будут разорять церкви. Не помогут ни обозы зерноочистительные, ни трактора, ни рядовые сеялки, не снимут урожая никакие удобрения...». А Спасский сорвал целое перевыборное собрание в сельсовете (20 декабря 1928 года), выступив 19 декабря с проповедью, в которой призывал верующих приходить на собрание и защищать церковь. Все опрошенные на предварительном следствии обвиняемые виновными себя не признали». Однако решение следователя в обвинительном заключении было категоричным: «... На основании изложенного считаю виновность Спасского, Фесен-ко и других священнослужителей доказанной». Приговор по делу был вынесен через месяц. Вот выписка из протокола Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 9 августа 1929 г.: Слушали: дело № 77163 по обвинению 10 чел. по 58-10 ст. УК РСФСР. Постановили: всех десятерых «выслать через ПП ОГПУ в Северный край сроком на три года». Дальнейшая судьба иеромонаха Гавриила сложилась трагически. После окончания срока первой ссылки в 1932г. в республике Коми он, как «не проявивший себя с положительной стороны ... и религиозный до фанатизма», был без всякого формального приговора вновь отправлен в ссылку ещё на 3 года в Кировскую область. В мае 1935г., как бывший ссыльный, находился под подпиской о невыезде. Был арестован 1 октября 1937 г. А затем 9 декабря 1937 г. «тройкой» при УНКВД Кировской обл. по статьям 58-10 и 82 (антисоветская пропаганда и попытка побега) был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 11 декабря 1937г. О том, что произошло после приговора 1929г. в советской ссылке с иеродиаконом Акакием, калекой с детства (горбатым), которому на момент ареста было уже 52 года, ничего не известно. По горькой иронии судьбы это была его вторая ссылка -в 1906г. его, до монашества работавшего рабочим в типографии в Москве, за участие в революционном митинге царское правительство уже административно высылало из столицы в г. Ростов Ярославской губернии. Попытки местных органов советской власти закрыть последнюю действующую в Вознесенской Давидовой Пустыни церковь в 1929г. не прекращались. Это вызывало недовольство и возмущение местного православного населения. Что и стало поводом для ареста ещё одного священнослужителя монастыря - иеромонаха Софрония. Иеромонах Софро-ний (Шутов Семён Тимофеевич) родился в 1883г. в крестьянской семье Брянской губернии. С 1909г. послушник в Давидовой Пустыни, в 1914г. пострижен в монашество. На момент ареста жил близ Давидовой Пустыни в д. Баранцево Ло-пасненского района. На этот раз после ареста иеромонаха Софрония и заключения его в арестантский дом в Серпухове т.н. «следствие» шло всего 12 дней - с 5 по 17 февраля 1930г. Как и в предыдущих делах, никаких доказательств «антисоветской деятельности» священнослужителя получено не было. Но в обвинительном заключении следователь написал: «...Как церковник настроен против Советской власти? Ведёт агитацию против коллективизации методом индивидуальных бесед. ...Во время отчётно-выборной кампании прошлого (1929) года в с. Давыдове было сорвано собрание. Оно должно было быть только для членов профсоюза, но по агитации монахов (! - авт.) пришло всё население, чтобы отстоять церковь, которая по наказу сельсовету должна была перейти под клуб. ... Антирелигиозную работу Советской власти Шутов считает неправильной, говоря в своих показаниях: «... В Бога я верую, нахожу неправильным, что Советская власть делает гонения на религию. Считаю неправильным закрытие нашей церкви и наложение на нас, монахов, 2500 рублей налога и заставить нас побираться». Этих голословных обвинений оказалось достаточно, чтобы решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 февраля 1930 г. иеромонах Софроний был заключён в концлагерь на 3 года. Сначала он был этапирован в Вологду, а затем отбывал наказание в Мордовии в Темников- ском ИТЛ ОГПУ. После выхода из лагеря решением Особого совещания ОГ-ПУ от 16 февраля 1933г. был выслан в Северный край сроком на 3 года. О дальнейшей судьбе иеромонаха Софрония ничего не известно. Одной из наиболее крупных и жестоких репрессивных акций стало уголовное дело, которое с августа 1930 по январь 1931г. вело ОГПУ, по обвинению членов «нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинного Православия». Всего по делу было арестовано более 100 человек, которые содержались в Бутырской тюрьме. Обвинительное заключение было составлено 4 февраля 1931г. на 63 человека (17 священников, 23 монашествующих, 23 мирянина). Из них 17 человек были приговорены к высшей мере наказания и 4 июня 1931г. расстреляны. В числе репрессированных по этому делу были и бывшие последние насельники Вознесенской Давидовой Пустыни: иеромонах Илиодор и иеромонах Никодим, которых обвинили в принадлежности к «серпуховскому филиалу контрреволюционной организации «Истинное Православие», имеющей повстанческий характер». Иеромонах Илиодор (Трусилин Иван Данилович) родился в 1871г. в крестьянской семье Черниговской губернии. С 1917 по 1928г. был священником при Давидовой Пустыни. На момент ареста 14.11.1930г. служил в бывшем Высоцком монастыре г. Серпухова. Иеромонах Никодим (Рыбаков Николай Дмитриевич) родился в 1864г. в крестьянской семье Симбирской губернии, был пастухом. С 1895г. в монастыре Давидова Пустынь, где в 1898г. был пострижен в монашество. В 1929г. перешёл священником в церковь с.Волковское Серпуховского района, а затем переведён в г. Серпухов в Сретенскую церковь священником, где служил до ареста. Юрий Кобяков, краевед, староста д. Пешково с/п Баранцевское Окончание следует Версия для печати Лента новостей |
Погода
+13 +15 вечером +5 +7 ночью +3 +5
Котировки
Партнеры |