апреля 2024

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос
Общество — 12 Июля 2012, 07:22

Частьтретья

Вапреле—маегруппакоролёвскихтуристовотправиласьнасамодельнойвёсельнойлодкепокорятьрекуОнегу, чтотечётвАрхангельской области. Составэкспедиции: Николаич (капитан), Макси-мыч (боцман), Алексеич (матросикинооператор) иавтор этихстрок (штурманилетописец). Окончание. Началов «КП»от 21 и 28 июня.

6 мая АПЕЛЬСИНОВАЯЛУНА

Прохладным утром снова прогудро-нили лодку и отправились далее. Сделали стоянку на левом берегу, который медленно поднимался вдаль. Навершиневкилометреотводы, расположиласьдеревняПосад (бывшееТур-часово). Вней, навысокомземляном плато, видномнамногиекилометры, особенносреки, находятсяуникальныйпамятникрусскойсевернойархитектурыдеревяннаякубоваяПреображенскаяцерковь 1786 годапостройкиидеревяннаябашня-колокольня (1793 год). Многоглавая церковь величественно возвышается над всеми строениями. Видно, что её кровля уже разрушается, и кое-где она подлатана. В деревне есть магазин, укрытый в бывшем строительном вагончике. Продавщица там постоянно не сидит, желающие что-либо купить просто приходят к ней домой (живёт рядом) и просят открыть эту лавочку. Многие дома в деревне пустуют и разрушаются. Картина, типичная для русского Севера нашего времени. Как нам сообщила местная жительница, в Посаде и окрестных деревнях жило более 200 человек. Грянула перестройка, за ней — прочие потрясения, и молодёжь потянулась в другие края в поисках лучшей жизни. Оставшиеся мужчины занимаются лесозаготовками, рыбалкой-охотой, а нестойкие просто спиваются. Женщины, как обычно, занимаются домашним хозяйством и мелкими сель-хозработами. Сейчас хорошо, если 40 человек наберётся. Асфальтированных дорог, ведущих к деревне, нет, единственная улица укрыта бетонными плитами — от распутицы.

Безимени-14.jpgМы отъехали от Посада, погода неожиданно наладилась, появилось солнце. Мы шли, с грустью рассматривая полуразрушенные деревни на обеих берегах реки. Около упавшей в воду гигантской берёзы сделали стоянку, скромно отметили День святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы. И разморённые долгожданным солнышком, даже немного поспали на травке. Остаток дня гребли в благостной тиши, река напоминала вытянутое озеро. Таким медленным здесь оказалось течение.

Встали на ночь недалеко от деревни Кялованги. Неожиданно впотьмах, из-за леса, появилась луна гигантских размеров, причём апельсинового цвета. На лёгкой ряби Онеги отпечаталась её дрожащая дорожка, тоже, конечно, с рыжинкой. Мы поспешили настроить свою фото- и видеоаппаратуру на это невиданное зрелище. Постепенно луна приобретала свой естественный холодно-серебристый свет, но в размерах не изменилась. Художник Куинджи мог бы здесь создать ещё один свой шедевр: «Лунная ночь на Онеге».

7 мая

ВСТРЕЧАСРЕЧНЫМГАИ

Опять погода испортилась, полил мелкий дождик, правда, ветер в основном всё же дул нам в спину. СделалиинтереснуюстоянкувдеревнеПи-яла. Навысокомберегушедевры русскогодеревянногозодчества: высоченнаяшатроваяВознесенскаяцерковь (1654 год) иколокольня (1700 год). Осматриваем их. На запертой двери церкви — прорезь с надписью «Пожертвования на ремонт храма Вознесения». Рядом свалена куча брёвен, по-видимому, намечаются реставрационные работы. Около колокольни видны следы работы по упреплению фундамента. Колокольня немного накренилась и со временем может рухнуть в сторону реки (Пияльская — почти Пизанская — башня!). Со слов местных обитателей, раньше здесь была ещё одна церковь, но она сгорела от молнии. Рядом на берегу — остатки старого кладбища. Хорошо сохранились намогильные памятники семьи Малыгиных, живших во второй половине XIX века.

Садимся в лодку, идём дальше, и тут нас ждёт новое приключение. Слышим шум мотора, нас догоняет катер — да не простой: надувной катама-

ран «Стрингер» с кабиной и мощным двигателем. Оказалось, что это катер ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам, водного аналога ГИБДД. Экипаж — два сотрудника в униформе. Они представились, показав свои служебные удостоверения, и указали на наши нарушения. Да мы и сами об этом знали. У нас лодка не имела бортового номера (на дороге это всё равно что машина без госномеров), не у каждого члена экипажа был надет спасательный жилет (тут я главный разгильдяй: у меня спасжилет наполняется воздухом и его очень удобно использовать для сидения на банке (скамейке) во время гребли). Выяснилось, что у нас нет документов на лодку, аптечки, якоря, запасного весла и ещё чего-то нужного.

Конечно, мы знали о существовании ГИМСа, но во время предыдущих путешествий на лодке (а это пять навигаций) её инспекторы нас не трогали, хотя мы предусмотрительно заручились солидной поддержкой городского спорткомитета в виде мандата (мар-шрутно-квалификационного листа). В сей бумаге наш вояж был назван спортивно-туристической краеведческой экспедицией, здесь же указаны благородные цели похода (изучение водных ресурсов России, пропаганда туризма, знакомство с достопримечательностями и так далее). Документ заканчивался предложением «всем должностным лицам, вошедшим в контакт с членами экспедиции, оказать в пределах своей компетенции содействие экспедиции в выполнении поставленных перед нею задач».

Безимени-15.jpgСотрудники посмотрели на наш мандат и наверняка поняли, что реальной силы он не имеет. Строго говоря, нас ожидал штраф, и в запасе на этот случай был денежный резерв. Но ГИМСов-цы пожалели нас. То ли вид у нас был внушающий доверие, не преступно-воровской, то ли потому что сегодня состоялось вступление Владимира Путина в должность Президента России, но нас штрафовать не стали. Мы пого-

ворили с этими бравыми ребятами «за жизнь», они подсказали, как лучше идти дальше (скоро река раздвоится) и заодно сообщили радостную весть: с 25 мая регистрация таких мелких судов, как наше, будет отменена.

Неужели настанет конец мучениям рядовым любителям покататься на лодке по рекам и озёрам? Наши гости искренне удивились беспорядкам, прошедшим накануне в Москве (несогласные с инаугурацией Путина протестовали на Болотной): «И что это вам в столице спокойно не живётся?» Мы попрощались с добрыми инспекторами, и они, включив двигатель на всю мощь, умчались на онежский простор. Да, люди на Севере, даже если при исполнении — это особая закваска.

Наконец мы дошли до села Чекуева, где река напомнила Т-образный перекрёсток. Она разделилась на два рукава, и мы по рекомендации инспекторов ГИМСа пошли налево, по Малой Онеге, более короткой дорогой. Ветер ударил в лицо, огромные волны пытались прибить лодку к берегу. Шли до темноты, искали полянку, где можно укрыться от ветра. У костра вспомнили, что сегодня — День радио. Сотовая связь опять не работала — уже третий день подряд. В Королёве наши родные были близки к тревоге за «пропавшую экспедицию».

8 мая

ПОСЛЕДНИЕПОРОГИ

К утру ветер стих, облака разбегались и исчезали, чаще показыва-

лось солнышко. Около посёлка Усть-Кожа по ошибке свернули в реку Кожу (она здесь очень широкая), которая впадала в Онегу. Указателей ведь на реках почти нет! Но быстро ощутили свой промах (гребём, а почти не двигаемся вперёд), развернулись и пошли до слияния с правым рукавом Онеги — Большой Онегой. Здесь река сразу стала шире, полноводнее, между берегами — километр, а то и более. Солнце светило так ярко, что во время обеденной стоянки два добровльца, Макси-мыч и Алексеич, разделись и полезли в холодную воду искупаться. По баньке соскучились, уже 12 дней мы без горячей воды и душа. К вечеру прошли деревню Порог, за которой — после железнодорожного моста, соединяющего Архангельскую область с карельским Беломорском, началась ещё одна гряда порогов. Пять километров лодку несло по бурным пенящимся волнам, но нас это не испугало, ибо мы знали, что это последние на реке пороги.

Встали на ночь на крутом лесистом берегу. Около стоянки — огромный камень, поросший разноцветным мхом. Ну как на нём не провести фотосессию! А наше место оказалось посещаемым. В поисках дров мы наткнулись на избушку для отдыха. Рядом с ней — всевозможная утварь для приготовления еды на костре и для игр на свежем воздухе. Тут же плетёные корзины для рыбной ловли, поленницы заготовленных берёзовых дров. Хозяев не видно, входная дверь в избушку прикрыта и подпёрта палкой. Никаких замков!

Солнце медленно садилось в реку, играя на волнах и приглашая нас насладиться этим волшебством.

9 мая

УБЕЛОГОМОРЯ

В День Великой Победы встали рано, в 6 часов утра. Костёр, чаёк на утренней прохладе. Небо чистое, солнце отогревало уставшую от холодов землю. Мы весело гребли, до конечной точки маршрута — всего два часа пути. Накануне местные ребята дали нам телефон жителя города Онеги, у которого мы сможем оставить нашу лодку. Мы с ним созвонились, он уже ждал нас на берегу у своего строящегося дома. А вот и сам город.

Вышли на берег, познакомились с онежцем, у которого оставим лодку. Разгрузились, лодку подняли на берег и установили килем кверху на два брёвнышка. Здесь она будет нас ждать для новых путешествий. Максимыч с присущей ему энергией установил контакты с местными автолюбителями, ведь нам ещё добираться до Архангельска. А 9 мая, в солнечный День Победы, это сделать не так просто. Но нашёлся добрый молодец Андрей, который на своей легковушке «Hyundai» согласился добросить нас в столицу Приморья. На осмотр города нет времени — надо ехать, чтобы успеть к московскому поезду. Дорога Онега — Архангельск — типично наша, русская. Три часа мы тряслись, дважды пересекали ручьи, один раз вытаскивали машину из грязи. Одно порадовало: дорога выходила на самый берег

Белого моря. Мы здесь сделали специальную остановку. Полюбовались узорами неба над морем, побродили по песочку, попрыгали по камням, которых в прибрежной зоне превеликое множество, и даже пособирали створчатые ракушки, которые в изобилии валялись на песке. Перед Северодвинском колдобины закончились. Сам этот город очень красивый и чистый. Мы даже проехали около проходных знаменитого на весь мир «Севмаша» — предприятия, где изготавливают атомные подводные лодки. Ещё полчаса — и мы в Архангельске, на железнодорожном вокзале. Поезд на Москву отходит через полтора часа, билеты есть, причём с праздничной скидкой. Ура, повезло! Даже осталось время на закупку местных сувениров.

Ивотмывпоезде, насталовремя подвестиитоги. Прощай, русскийСевер! Тригодаподрядмыбороздили твоиреки, прошлинавёслахВологду, Сухону, СевернуюДвину, Онегу. Общийпробегзатринавигации1660 километровза 36 ходовых дней. Встретилисьсинтересными людьми, соприкоснулисьсуникальнымипамятникамирусскогозодчества. Полюбовалисьнеброскойкрасотойсуровыхсеверныхпейзажей, волшебствомзакатовивосходов солнца. Нередкоборолисьспорогами, сильнымиволнами, встречным ветром, снегом, дождём. Здоровье, какминимум, непошатнулось, ав некоторыхчастяхорганизмадаже окрепло. Лучшеузналиисебя, и другдруга, чтотоженемаловажно. Иглавное, непропаложеланиесноваотправитьсявдальниедороги, которыеманятновымиприключениями.

ВалерийСОКОЛОВ ФотоучастниковпоходапоОнеге

НАШАСПРАВКА

Город Онега находится в устье реки Онеги, которая впадает в Онежскую губу Белого моря. Город вытянут на 14 км вдоль реки. Известен с 1137 года под названием Погост, упоминался в уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича. Одно время это поселение принадлежало новгородской посаднице Марфе Борецкой, затем было конфисковано и стало собственностью Москвы. Статус города Онега получила в 1780 году по Указу Екатерины II.

Ныне здесь проживает чуть более 20 тысяч человек. Есть морской порт, железнодорожная станция, небольшой аэродром. Онега — родина полярного исследователя Александра Кучина, первого русского, вступившего на материк Антарктида (в составе экспедиции норвежца Руала Амундсена на Южный полюс).

Версия для печати

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  склады  спорт  студенты  суд  терроризм  убийство  учителя  футбол  церковь  школы  школьники  экология