17
апреля 2015пятница
Под грифом: «Совершенно секретно!»Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Общество — 26 Июля 2012, 14:22
Александр МЕЛЬНИКОВ Штурмовики Победы История, о которой мы хотим рассказать вам сегодня, уходит корнями в далёкие 30-е годы, отмеченные бурным развитием советской авиации. Но именно тогда произошла целая серия тяжёлых авиационных катастроф. Оправдываясь, конструкторы самолётов говорили, что виной всему - плохое качество применяемых материалов, а заводы-изготовители, в свою очередь, обвиняли разработчиков этих материалов. Глава государства Иосиф Сталин принимает решение о необходимости создания одной организации, полностью ответственной за то, какие материалы рекомендуются к применению в самолётостроении. Так, в июне 1932-го года на базе одного из отделов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве родилось новое научное учреждение - Всесоюзный Институт авиационных материалов - ВИАМ. Именно сюда в годы гражданской войны в Испании поступило распоряжение тогдашнего наркома Обороны СССР Ворошилова решить важную задачу обеспечения безопасности пилотов истребительной авиации. Поводом стало обращение майора Шустова, воевавшего в небе Испании, присланное наркому. В нём говорилось о том, что советские лётчики часто гибли от пулемётного огня, когда самолёты противника заходили в хвост нашим истребителям. Майор Шустов сделал из бронекатера подобие спинки, поставил её за кресло, и эта спинка со следами пуль от мессершмиттов была переправлена в штаб ВВС. Уже через два месяца в ВИАМе разработали лёгкие бронированные спинки для защиты пилотов, спасшие в годы Великой Отечественной войны жизни тысячам лётчиков. В качестве материала спинок был предложен совершенно новый тип брони. Она отражала воздушную волну, шедшую перед пулей. В результате чего пуля как бы тормозилась, и её энергии хватало лишь на то, чтобы разрушить неглубокий поверхностный слой брони. Но пробить её она уже не могла. Авторов изобретения вызвали на доклад к самому Сталину. По их воспоминаниям, после доклада о взаимодействии пули и брони и о возможности воздействовать на эту пулю Сталин заметил, обращаясь к ним: «Значит, вы за активную броню?» Так впервые появился этот ставший теперь привычным для специалистов термин. А вскоре на основе «активной брони» был создан знаменитый самолёт Сергея Ильюшина ИЛ-2, перевернувший все представления и об авиастроении, и о технологиях авиационных материалов. Впервые в мире броня не навешивалась снаружи, а стала элементом корпуса самолёта. Но эта гениальная идея Ильюшина и специалистов ВИАМа не сразу получила признание. Дело в том, что в те годы все авиационные конструкторы, и зарубежные, и наши, начиная с Туполева, Лавочкина, Поликарпова, - все выступали против авиационной брони. Это было время, когда плоские броневые листы навешивались снаружи корпуса уже готового самолёта. Кроме увеличения веса, это, конечно, резко ухудшало его лётно-тактические характеристики. Идею Ильюшина тут же назвали авантюрой, так как изготовить корпус такого самолёта можно было только с помощью технологии, которая казалась немыслимой в то время - штамповки уже охлажденного металла. По традиционной технологии броневую сталь сначала формовали в горячем состоянии, а затем уже закаливали до получения требуемых механических характеристик прочности. Это приводило к большим деформациям и, как следствие, отклонениям от заданных размеров, что было не допустимо. Аэродинамический контур требовал отклонения от теоретического контура не более, чем на один миллиметр. Необходим был совершенно иной подход. Специалисты ВИАМа предложили парадоксальное решение, перевернувшее все представления о технологии изготовления броневой стали. Они научились штамповать уже охлаждённый металл. Это вызвало естественное сопротивление не только авторитетных научных мужей, но и профессиональных рабочих-формовщиков, прекрасно понимавших, что, если они будут деформировать охлажденный метал, то он может разлететься и сильно поранить, и даже привести к гибели формовщика - разрежет его. И сотрудникам ВИАМа приходилось с кувалдой в руках доказывать правоту своего решения. Они сумели, всё-таки, сделать авиационную броню, которая действительно, полностью отвечала конфигурации летательного аппарата. И благодаря этому штурмовик был одет в броню. За период с 1941-ого по 1945-ый год было выпущено более 36 тысяч штурмовиков Ил-2. Эти штурмовики сыграли решающую роль в Победе над фашистской Германией, наряду с «Катюшами» и танками Т-34. Они стали той триадой, которая фактически сумела победить фашистский Вермахт. Хочется привести слова командующего ВВС Новикова, который, отмечая роль штурмовика Ил-2, сказал: «Нужно до земли поклониться создателям такого самолёта». За создание Ил-2 Сергей Ильюшин был награждён Сталинской премией первой степени, а сотрудники ВИАМа - Сталинской премией второй степени. «Самолёт-танк», «Чёрная смерть» - так в годы войны будут называть легендарный штурмовик Сергея Ильюшина. Но тогда, в конце 30-х, всё, будто специально, мешало его появлению. Так, на Подольском заводе, где делались корпуса будущих Ил-2 и где сотрудники ВИАМа буквально дневали и ночевали, однажды, в два часа ночи неожиданно загорелась селитровая ванна, где в это время на закалке находился многотонный корпус самолёта. В те годы пожары умели тушить только одним способом - водой. Но тогда ванна бы взорвалась, что привело бы к не предсказуемым последствиям. Понимая это, руководивший работами сотрудник ВИАМа запретил тушить пожар таким способом и отдал приказ поливать водой лишь конструкции цеха, чтобы они не загорелись. На следующее утро на оборонном заводе состоялось расследование ночного происшествия. Приехал и всесильный шеф НКВД Ежов. Сотрудника ВИАМа заподозрили во вредительстве: за пять часов пожара сгорела вся многотонная ванна. Ежов молча выслушал доводы учёного и, не сказав ни слова, повернулся и вышел из комнаты. Инцидент был благополучно исчерпан. Так, в муках происходило рождение легендарного штурмовика. Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+7 +9 вечером 0 +2 ночью -1 -3
Котировки
Партнеры |