16
июня 2024
воскресенье
 

Евгений Крылатов: «Я благодарен кинематографу за всё»

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос
Культура — 17 Января 2014, 08:51

КАЖДЫЙ ФИЛЬМ, ДЛЯ КОТОРОГО ПИСАЛ МУЗЫКУ ЭТОТ КОМПОЗИТОР, ВОШЁЛ В ЗОЛОТОЙ ФОНД СОВЕТСКОГО КИНО И МУЛЬТИПЛИКАЦИИ. ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ ПОДАРИЛ НАМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ «КРЫЛАТЫЕ» ПЕСНИ, ОНИ МОМЕНТАЛЬНО ЗАНИМАЛИ ВЕРХНИЕ СТРОЧКИ СОВЕТСКИХ ХИТ-ПАРАДОВ, ДА И СЕГОДНЯ - ВНЕ ВСЯКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. ВОТ УЖЕ ТРИ ПОКОЛЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫРОСЛИ НА СВЕТЛОЙ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЙ МУЗЫКЕ МАЭСТРО, И ДАЖЕ НЕ ВЕРИТСЯ, ЧТО СКОРО АВТОРУ - НАРОДНОМУ АРТИСТУ РОССИИ, ИСПОЛНИТСЯ 80 ЛЕТ. НАКАНУНЕ СВОЕГО ЮБИЛЕЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР ДАЛ ИНТЕРВЬЮ «ОКЕ-ИНФО»
Если бы я знал, как пишется музыка, то писал бы каждый день по «килограмму». Настоящая музыка пишется по наитию. Единственное правило, которого я придерживался всегда, сформулировано Чайковским: «Ленивых не посещает вдохновение»
Евгений Крылатов
— Евгений Павлович, вас в детстве считали вундеркиндом?
— Нет, тогда даже слова такого в ходу не было. Но тягу к музыке ощущал сильнейшую. На стене висел чёрный репродуктор, он постоянно работал, часто передавали симфонические концерты. Мама рассказывала, что я мог часами слушать музыку, петь, размахивать руками - дирижировать. В музыкальную школу поступил на год раньше, чем в школу общеобразовательную. Лет в девять, правда, сочинил две музыкальные пьески.
— То есть, песенника в себе вы распознали не сразу?
— Мой инкубационный период длился очень долго. Раскрыться помог кинематограф. Я в столице оказался почти случайно. Московская консерватория устроила слёт студентов музыкальных училищ, замеченных в сочинительстве, меня и отправили. Это было зимой. А в мае шла подготовка к выпускным экзаменам, я думал, куда поступать, причём, мама мечтала, чтобы я стал врачом или агрономом... И вдруг приходит письмо-рекомендация за подписью известного композитора Юрия Шапорина. Это письмо всё и определило - я стал студентом консерватории.
— Самое время вспомнить о сокурсниках, о студенческой жизни.
— Тогда на разных курсах учились Щедрин, Пахмутова, Саульский, Рыбников, Денисов, Губайдуллина, Эшпай. Наша композиторская группа состояла из четырёх человек. Мы дружили, вместе отмечали какие-то праздники, когда заводились деньжата - ходили в знаменитый ресторан «Арагви». У каждого из нас было прозвище, немного стиляжье. Альфреда Шнитке мы звали Альф, Эдуарда Лазарева - Эдл, Алемда-ра Караманова - Дарик. Меня же звали Джиппи. Мы любили собираться дома
у Альфреда, там всегда встречали тепло и гостеприимно. С Альфом было весело, он на любую шутку откликался, смеялся до колик. Его мама устраивала нам роскошные по тем меркам приёмы. Но вот Алемдара мы все ценили особо - уже тогда было понятно, что он достигнет мирового признания. Дарик был необычайно харизматичен, я восхищался им. Он в моей жизни значил так много, что, в конце концов, мы стали родственниками - я женился на его сестре. А потом была аспирантура, но диплом я смог получить лишь два года спустя.
— Почему?
— Распределили в Самарканд, пианистом. Я упёрся: мы ждали ребёнка. Началась демагогия: вы - комсомолец, вас учили, а в Москве своих хватает. В общем, я не подписал лист распределения, а мне не выдали диплом. Помог мой педагог профессор Михаил Чула-ки. Он понимал, что, уехав из Москвы, я не смогу реализоваться. Мне дали академический отпуск на год. Так что заканчивал консерваторию я уже с другим курсом, а председателем экзаменационной комиссии в тот раз был Дмитрий Шостакович. И в дипломе у меня стоит подпись Шостаковича. Я интуитивно чувствовал, что мой путь связан с литературой, с изображением, что я не композитор в чистом виде, как Альфред или Алемдар, я прикладной композитор. Но не хватало какого-то «щелчка». Я писал музыку для спектаклей, мучительно бился, искал свой путь. Были постановки в театре Гоголя, театре Пушкина. Когда я достиг некоторой известности, сделал два спектакля в Малом театре, потом в Большом пять сезонов держался мой балет «Цветик-семицветик», музыка навеяна Прокофьевым. Конечно, то, что балет поставили - заслуга моего учителя директора Большого театра Михаила Чулаки. Другое дело - балет был достоин того, чтобы его исполняли. Я написал музыку к двум десяткам спектаклей, самая любимая - к постановке «Ромео и Джульетта». Но до песен было ещё далеко, о них я в ту пору и не помышлял... У меня на памяти много критических моментов, рассказывать об этом не хочется, если коротко - ощущение стены. Поскольку я по характеру не боец, говорил себе: значит, не судьба. Но в момент полного отчаянья появлялся кто-то как ангел-хранитель, и открывал мне дверь. Одним из таких «хранителей»
я считаю Александра Зацепина. Мы с юности дружим. Он как-то легко вошёл в сотрудничество с «Мосфильмом» и киностудией имени Горького, работал и в документальном кино, и в мультипликации, и для эстрады. Он по-товарищески стал меня тянуть за собой. Привёл к режиссёрам мультфильма «Умка», там восемь минут музыки, и объявил: ребята, это мой друг, как хотите, будем писать вместе. Режиссёры, конечно, страшно расстроились - что в коротком мультфильме делать двум композиторам? Но неудобно было отказать. А Саша помаячил и исчез. Предоставил площадку мне. И я написал, наверное, помните: «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая».
— Как не помнить! Главный мультфильм детства!
— Так я нашёл себя, свою дорогу. Никто не предполагал, что песни из «Умки» уйдут в народ и полюбятся. И уж тем более я - это ведь практически первые мои песни. А потом Саша Зацепин тем же приёмом ввёл меня и в документальное кино.
— Советское кино представить без ваших песен невозможно, а вы ощущали себя «звездой»?
— Как-то сразу началась работа. Одновременно вышли три фильма с моими песнями: «О любви», «Достояние республики», «Ох, уж эта Настя!». Произошёл тот самый прорыв, о котором я молил судьбу. Начиная с 1971 года меня стали постоянно приглашать в кино, я написал песни для ста пятидесяти фильмов. Тяжёлым периодом были 90-е, когда казалось, поколению «стариков» пришёл творческий конец. Теперь, конечно, кино делает поколение внуков. Последняя моя работа - «Три женщины Достоевского» Евгения Таш-кова, скромная по средствами картина, но, по-моему, очень интересная, режиссёр-то культовый. Я вообще благодарен кинематографу за то, что он подарил встречи с самыми яркими людьми. И в этом смысле - да, ощущение большой судьбы возникло, когда я осознал, из каких социальных глубин меня вытащила жизнь, и в какой круг общения ввела. Я знак равенства с этими величинами не ставлю, но что касается моего личного творчества, признаюсь: я никогда к нему не относился с пафосом. Я вам вообще скажу: моя самооценка как кинокомпозитора сильно возросла лишь недавно.
— И с чем это связано?
— С одним неожиданным и трогательным открытием. Я где-то прочёл, что англичане пришли к занятному выводу: если человек после шестидесяти осваивает компьютер, он тем самым продлевает себе жизнь. Наверное, это как-то объясняется психологически, появляется какая-то новая мотивация. И несколько лет назад я открыл для себя фантастический мир - виртуальное пространство. Купил iPad и теперь постоянно, говоря молодёжным сленгом, «зависаю» в сети. Так вот, меня удивило, сколько в интернете откликов на мои песни. Я действительно не представлял себе такую огромную аудиторию. Теперь на своём сайте регулярно вступаю в переписку с посетителями форума. Конечно, я по-прежнему отношусь к себе с известной долей юмора, и когда мне пишут - вы гений, отвечаю - я не гений, я Евгений... Но не скрою, мне приятно. И возможность общаться с таким количеством незнакомых доброжелательных людей для меня стала откровением.
— Для слушателей тандем Энтин-Кры-латов неразделим. С Юрием Энтиным взаимопонимание возникло сразу?
— Как раз - нет. Между первой песней из «Умки» и второй песней из фильма «Ох, уж эта Настя!» прошли годы. И вот мне предложили написать музыку к стихам «Лесной олень» Юрия Энти-на, уже очень известного поэта. Юра приехал ко мне прослушать музыку. А он откровенный, как ребёнок, всегда прямо говорит, что думает. И я «получил». Я напел, он послушал, помрачнел и заявил, что так старомодно уже
Важное место в деятельности композитора занимают встречи с детской аудиторией, которые всегда превращаются в настоящий праздник
никто не пишет. Я был в ужасе и очень расстроился. Приезжаю на студию. А режиссёр картины Юрий Победоносцев бежит по коридору мне навстречу и кричит: «Ну как, как?». Я выдавил из себя, что Энтин просил меня ещё над песней поработать. Победоносцев и говорит: «Сыграйте!». Я сыграл. Он как закричит на всю студию: гениально! И я понял, что я в полной лаже, потому что если современному человеку не нравится, а пожилому человеку нравится, то мне конец.
— Но это действительно хит на все времена!
— Арбитром стала Аида Ведищева, она жила недалеко от дома Союза композиторов. Аида спела «Колыбельную» в «Умке», принесла мне успех, я ей верил безоговорочно. И она уверенно объявила, что «Олень» станет шлягером. «А Юра Энтин?»,- спросил я. «Он ничего не понимает».
— Удивительно, конечно, как могут не сходиться мнения...
— Юра со мной долго не общался. Но потом мы с ним написали столько всего, что он действительно стал самым важным человеком в моей творческой судьбе. Юра, конечно, крупный уникальный поэт, он создал свой поэтический мир. Так писать для детей у нас в стране никто не мог, ему нет равных и сегодня. У нас случилось притяжение противоположностей. Правда, когда мы познакомились, его стезёй считался каламбур, остроумие. Лирика в нём пряталась где-то глубоко, он её стыдился. И вот, начиная с «Лесного оленя» я потихоньку стал вытягивать из Юрия лирическую поэзию. И он признал: в этом смысле мы нашли друг друга. Именно я открыл в нём этот клапан.
Родители видели сына врачом или агрономом: из-за его слабого здоровья работа на свежем воздухе была бы полезна
ТАТЬЯНА КОРОТКОВА


Версия для печати

Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.


Облако тегов

41+  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  терроризм  убийство  учителя  футбол  церковь  школы  школьники  экология 
  
Погода +26 +28
вечером +22 +24 ночью +18 +20
Котировки
USD ЦБ РФ 89,0658 0.8578
EUR ЦБ РФ 95,1514 0.3190

Партнеры









































все партнеры