воскресенье
Симфония светаНовости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Культура — 27 Июня 2014, 11:18
Майя Бакаева, член Союза художников СССР с 1967 года, отметила свой 75-летний юбилей. Улыбаясь, говорит, что после семидесяти уже не скрывает свой возраст. Наоборот, благодарна Богу, что ей дана возможность столько лет прожить и работать, а вернее, живописать. Это слово, как никакое другое, подходит творчеству Майи Яковлевны, потому что на ее полотнах запечатлены мгновения быстротекущей жизни. Мастихин в руках художницы сумел остановить их, чтобы донести до зрителя красоту окружающего мира. Каждая картина Майи Бакаевой излучает поток положительной энергии. Полотна словно пронизаны светом, сиянием. В этом и есть смысл работы художника-живописца, уверена она. Иду от картины к картине. Вот стакан хрустальной горной воды, вобравший в себя всю мощную энергию горных вершин. Здесь синяя весна с хрупкостью ломких подснежников. Словно объемные, букеты октябринок, пионов, сирени. Им тесно в рамах, и, кажется, лепестки выступают за грани полотна. Зимний пейзаж. Снег со множеством оттенков – от глубокого синего до нежно-розового. Сколько мазков надо было нанести, чтобы добиться такого эффекта! Художница рассказывает, что полотно писала в Сибири при двацатипятиградусном морозе, и чтобы белила не замерзли, отогревала их, пряча под пальто на груди. – Мой дом – музей, сюда идут дети, я провожу с ними мастер-классы. Картин много, но выставить их на всеобщее обозрение негде, – сетует Майя Яковлевна. – Тридцать один год живу в Кашире и столько же говорю о необходимости создание в городе выставочного зала. Мы в мастерской. Здесь много работ, выполненных в направлении сквозного реализма. Художница объясняет: это особое чувство живого потока творчества жизни, тонкое восприятие мира, пронизанного световыми энергиями, ощущение прозрачности бытия, развития, движения. И всегда сквозь этот мир просвечивает мир иной. Смотреть на эти полотна можно долго и вдумчиво. И чем больше смотришь на них, тем больше осознаешь, улавливаешь задумку художника. Хотя, чтобы полностью проникнуть в их суть, потребуется время, возможно, годы… Привлекают внимание три грации, три великих поэтессы двадцатого столетия – голубая фигура Анны Ахматовой, огненная – Марины Цветаевой, философски фиолетовая – Беллы Ахмадулиной. Они, как прекрасные цветы в поэтическом букете. Картина так и называется «Трезвучие поэзии». Смотрю на следующую работу и словно погружаюсь в детство. Опрокинутые облака купаются в глади реки. Такими видит их юный ныряльщик, который прыгает в воду. Миг полета и отрешенности ото всего. Тишина, нарушаемая лишь пением птиц. Как художнице удается передать эти ощущения? Проникнуть в суть мгновения… – Почему-то я все вижу как бы сверху или изнутри, – объясняет Майя Яковлевна. – Наверное, потому, что художник воспринимает окружающий мир, как ребенок. Первые три месяца после рождения младенец видит мир перевернутым. В художнике это качество остается навсегда… Потрясает картина «Пробуждение», напи- санная в перламутровых тонах. Земля смыкается с небом, пробужденная рассветом. Небо в нежнейших переливах розово-серебристых тонов. Простор реки. Берег с кружевными кронами еще обнаженных деревьев. Самое высокое из них освещено ярче, на верхней ветке – птица, приветствующая утро. – В пейзаже я всю жизнь стараюсь передать симфонию мгновения, – поясняет Майя Яковлевна. – Состояние рассвета длится всего-то десять минут. Мгновение – и меняются краски. Уловить этот миг, успеть изобразить – вот в чем ценность работы художника. Живописец несет новое знание, новые образы, новое видение. И это видение в полной мере дано Майе Яковлевне, достаточно познакомиться с ее работами. В большинстве ее полотен есть радуга. Вроде бы простое разложение на семь цветов. Но в полотнах художницы у радуги особый смысл. Смотришь на работы, и приходят на ум строки Данте: «Как средь прозрачных облачных пелен/ Над луком лук соцветный и сокружный/ Посланницей Юноны вознесен,/ И образован внутренним наружный…» Лучше, наверное, не сказать. Именно такой представляется нам радуга: две окрашенных дуги – два соцветных лука. В верхней дуге цвета располагаются от фиолетового к красному, в нижней наоборот – от красного к фиолетовому. Это удивительное явление природы всегда связано у нас с ощущением счастья. Не зря считается: пройдешь под радугой и станешь счастливым. В русских летописях радугу называют «райской дугой», или сокращенно «райдугой». На полотнах художницы мы как раз и видим эти райские дуги. Чем выше, чем ближе к небесам, к космическому пространству, тем глубже, насыщеннее цвета – от цвета мудрости до любви. Чем ближе к земле – тем бледнее цвета. И чем приближеннее красный – цвет любви, тем дальше философское понятие фиолетового – мудрость. Не тот же это путь познания, который изображен на полотне Майи Бакаевой… Она постоянно в движении, когда пишет картины. Мазок – шаг-два назад, посмотрела, вновь шаг-два и мазок… Сколько таких мазков и шагов совершит она, пока напишет полотно, пока донесет до зрителя увиденное внутренним взором и перенесенное на холст? Не об этом ли повествует ее автопортрет: художница с этюдником через плечо в потоках световых энергий? – Думаю, каширяне будут когда-нибудь довольны тем, что именно здесь я творю, что практически все мои работы написаны в Кашире, – говорит Майя Яковлевна. – Зачастую писать бывает некогда. Совместно с межпоселенческой центральной библиотекой участвую в проекте «От портрета – к портрету, от поэта – к поэту». Провожу мастер-классы. Выставки, поездки, встречи… Жизнь насыщенная. Я не выживаю, я живу! В руках художницы – видавшая виды палитра. Ей пятьдесят пять лет. Ценный экспонат для музея, между прочим! Простой кусок выброшенной на помойку фанеры с выжженными следами от электроплитки. За годы он превратился в зеркально отшлифованную поверхность. Слои краски, втертые мастихином и кистями, стали частью фанеры, проникли в саму суть этого материала. Рука художницы привычным жестом охватывает палитру. Взгляд ее устремляется вдаль, за зелень сада, куда-то в неведомое нам пространство. Что видит она внутренним взором, что изобразит на полотне ее рука – нам неведомо. Но это будет все тот же мир света и любви, симфония мгновений, из которых и соткана наша жизнь… Смотреть на эти полотна можно долго и вдумчиво. И чем больше смотришь на них, тем больше осознаешь, улавливаешь задумку художника. Хотя, чтобы полностью проникнуть в их суть, потребуется время, возможно, годы… Татьяна ЮШИНА Владимир ЛЕБЕДЕВ (фото) Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+9 +11 ночью +7 +9 утром +8 +10
Котировки
Партнеры |