02
июня 2024воскресенье
Он нацеливал свои сатирические стрелы туда же, куда целились бойцы, - в фашистовНовости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос
Культура — 17 Января 2015, 09:11
Аркадий Исаакович Райкин родился в 1911 году в Риге. Семья, в которой чтили еврейские традиции, к театру не имела совершенно никакого отношения: отец, Ицик-Янкель Райкин, работал брокером в порту, а мать, Лея Райкина (Гуревич), была домохозяйкой. Начальное образование Аркадий получил в еврейской религиозной школе - хедере. Родители были категорически против увлечения Аркадия театром. В Ленинградский техникум сценических искусств Райкин поступил против воли семьи. Учёбу в техникуме совмещал с работой. Окончив техникум в 1935 году, по распределению попал в Театр рабочей молодёжи (ТРАМ), вскоре ставший Театром Ленинского комсомола. В 1938 году Аркадий Исаакович дебютировал в кино ролями сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», где его роли остались практически незамеченными. В 1939 году Райкин неожиданно становится лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрадного жанра в Москве. Его танцевально-мимические номера «Мишка» и «Чаплин» покорили не только зрителей, но и жюри. После этого Райкина берут в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где он за три года делает успешнейшую карьеру от актёра массовки до художественного руководителя. Первый день Великой Отечественной войны А.И. Райкин встретил в Днепропетровске, куда год тому назад театр был приглашён Л.И. Брежневым, тогда секретарём Днепропетровского обкома партии. Театру выделили вагон, в который погрузили актёров и всё их личное имущество. Реквизит и декорации пришлось оставить в Днепропетровске. Ехали долго, домой вернулись, когда к Ленинграду уже подступали вражеские армии. Политуправление военного флота, в чьё распоряжение поступил театр, направило его на Дальний Восток. Новый, 1942 год встречали в поезде. По дороге давали спектакли в Новосибирске, Хабаровске. За несколько месяцев объехали весь огромный дальневосточный край. Зимой 1942 - 1943 года театр Райкина получил направление на Кавказский фронт, где в это время не прекращались упорные бои. «Как ни старались нас беречь, - вспоминал Аркадий Исаакович, - всё же иногда мы рисковали. Выступали под артобстрелом, ездили по дорогам, которые бомбил враг. Однажды мы застряли со своим автобусом на горном перевале, была жуткая метель, на дороге гололёд, и вниз с перевала пропускали только машины, колёса которых были обмотаны цепями. Мёрзнуть всю ночь в заледеневшем автобусе нам было вдвойне обидно, потому что мы имели предписание, спустившись с гор, встать на постой в приморском городе. Оставалось всего несколько часов езды, а там нас ждали тепло и еда. Но пришлось потерпеть. А наутро мы узнали, что дом, куда мы направлялись и где нам приготовили встречу, в ту ночь разбомбила дотла вражеская авиация». Маршруты театра нередко определял адмирал Георгий Никитич Холостяков. Так, по его указанию состоялась запомнившаяся всем участникам поездка на «крайнюю точку советской земли», где находилась батарея лейтенанта Зубкова, которая обстреливала занятый фашистами Новороссийск со стороны залива. «Выступали на дне колоссальной воронки, зрители сидели на её склонах, словно в греческом амфитеатре, - продолжает свой рассказ А. Райкин. - С моря дул резкий ветер, зубковцы были в ватниках, а актёры выступали в своих концертных костюмах. Хуже всего пришлось танцорам, исполнявшим восточные танцы: они были одеты совсем уж не по погоде. В репертуаре театра было много юмора, весёлой шутки, которую так любили бойцы. Например, Аркадий Исаакович придумал такой номер: артисты играли какой-то сюжет и по свистку «режиссёра» (им был Райкин) останавливались. Он обращался к зрителям: «Как бы вы хотели закончить эту историю? Что бы вы хотели, чтобы здесь произошло? Ну, скажем, по счёту «три» обманутый муж выстрелит в жену или в её любовника? В кого он должен попасть?» Одни кричали «в него», другие — «в неё». Пуля попадала в режиссёра, он падал. «Вот что получается, когда публика вмешивается в драматургию», — говорил он в завершение этого нехитрого представления с участием фронтовых зрителей. Несмотря на непрерывные разъезды с театром по всем фронтам, через некоторое время Аркадий Исаакович снова снимается в кино. Режиссёр М. Слуцкий приглашает Райкина в фильм-концерт «Концерт фронту». Райкин исполняет роль киномеханика, прибывшего на фронт в одну из действующих частей, где ему предстоит принять на себя обязанности конферансье. После Кавказа путь театра пролегал к морякам Каспия. На побережье стояли воинские части, формировались резервы. По дороге дали спектакли в Тбилиси и Баку. В 1943 году артисты Райкина выступали в кавалерийских частях под Тулой, на Брянском фронте, в 1944-м — на Белорусских фронтах, в 1945-м — на Прибалтийском. Такова примерная география военных маршрутов Ленинградского театра эстрады и миниатюр. За короткий срок Райкин со своим театром проехал много тысяч километров — всю страну от Балтики до Кушки, от Тихого океана до Чёрного моря. Ранней весной 1945 года Ленинградский театр миниатюр отправили в Латвию, где ещё шли тяжёлые бои. Фронтовые дороги Аркадия Райкина завершались в Риге — городе, в котором он родился и который навсегда полюбил. Случайно выпавший свободный вечер он решил провести в цирке. Здесь и застало его радостное известие об окончании войны. Закончив работу в Прибалтике, театр уехал в Москву 24 июня 1945 года из окна своего номера в гостинице «Москва» Аркадий Райкин смотрел Парад Победы. Позднее в статье «Электрокардиограмма» Райкин напишет: «Мне не пришлось воевать самому. Я не стрелял из винтовки по врагам, не выталкивал плечом пушку из болота, не выбрасывался с парашютом, не взрывал мостов и вообще не совершал никаких подвигов... Я делал свое дело — выступал перед солдатами, матросами, командирами. И нацеливал свои, как принято выражаться, сатирические стрелы туда же, куда целились бойцы, — в фашистов. Мы много выступали перед солдатами, и мы им помогали, как я думаю. Дело тут не только в том, хорошо или плохо мы играли. Наш маленький передвижной театр был, кроме всего прочего, для бойцов кусочком Большой земли, приветом от родных и друзей, воспоминанием о мирной жизни. Когда мы приезжали на позиции, нас принимали со всей сердечностью, со всей доброжелательностью, какая только была возможна в тех тяжёлых условиях. Нас старались накормить досыта, нам аплодировали так, что рисковали отбить себе ладони, нас встречали и провожали как дорогих гостей. В нас видели товарищей по борьбе, только иначе вооружённых, — и это было нам дороже всего». По окончании Великой Отечественной войны Рай-кин вместе с возглавляемым им Театром миниатюр возвращается в Ленинград. Переезд театра в столицу состоялся в 1982 году. Театр переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон». «Сатириконом» Аркадий Райкин руководит недолго: в декабре того же года он умирает от последствий ревмокардита. Буквально за несколько месяцев до смерти Аркадий Райкин заканчивает работу над своей последней киноролью - телеспектаклем «Мир дому твоему», в процессе работы над которым маэстро выступил также в качестве режиссёра. В течение полувека Аркадий Исаакович Райкин утверждал на сцене правду, оставался современным и потому неизменно сохранял любовь и поддержку широкого зрителя. Творчество А.И. Райкина получило высокое признание: Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Подготовил И. КУЧМЕНКО. Версия для печати Зарегистрируйтесь чтобы прокомментировать новость
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
Информация из первых уст
Все радиостанции московской области
You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.
|
Погода
+18 +20 утром +24 +26 днем +25 +27
Котировки
Партнеры |