17
июня 2024
понедельник
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Подольский

На защите экономических рубежей

Экономика — 22 Марта 2012, 09:12

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В 90-е страну захлестнуло волной демократических реформ, ломалось и изживалось все старое, напоминающее о советском строе, а вместо этого по убогому заграничному шаблону строилась демократическая система, жадно впитавшая в себя отрыжку западного либерализма. Вместе с реформами прокатилась по стране и волна экономического развала и упадка.

В перипетиях российской действительности
Это было время, когда словно кто-то "сверху" опустил морально-нравственную преграду, сдерживающую низменные людские чувства, и все самое грязное, злобное, корыстное выплеснулось наружу, полезло во власть, в бизнес, в средства массовой информации.
Подготовленная где-то за кордоном программа разорения производства и дальнейшая передача его в собственность узкой прослойке новоявленных олигархов явила стране аферу общегосударственного масштаба под названием приватизация. На государственном уровне подготавливалась необходимая информационно-экономическая база. Под шквал зомбирующей агитации власть банкротила и добивала российское производство, экономическими рычагами умышленно культивировала условия для банкротства предприятий и совхозов. Перегибы налоговой политики приводили к тому, что на каждый заработанный рубль производитель вынужден был платить государству 1 руб. 20 коп., что приводило к неминуемому параличу производственного и сельскохозяйственного сектора. Прослойка нечестных на руку руководителей получила возможность легализовать свои доходы и за бесценок скупать государственную собственность.
Появление новых форм бизнеса породило криминал иного масштаба. Уродливые реформы рождали на свет такую же преступность. Палитра их каждый день дополнялась: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация денежных средств, полученных преступным путем, незаконный возврат НДС, преступления в сфере интеллектуальной собственности, преднамеренное банкротство и т.п. У оперативного состава ОБХСС пока еще не было опыта в выявлении и документировании таких криминальных новаций. Либерализация, рыночные реформы, экономическая свобода были восприняты как вседозволенность. В законодательстве царил хаос, оно во многом устарело и уже не охватывало тех сфер экономики, до которых дотягивались руки криминальных структур. Преступления советского периода и рядом не стояли с жестокостью, изощренностью и наглостью преступлений 90-х.
Так, деятельность кооперативов не подпадала ни под один действующий закон: они не платили налогов, не вели финансовой отчетности и долгое время оставались недосягаемыми для правоохранительной системы. Как паразиты, присасывались они к организму  производителя, чтобы тихим сапом, аккуратно  вытягивать из него соки, пока тот не начинал загибаться. Экономическая преступность безнаказанно опускала щупальца в самые различные сферы деятельности. С этой целью придумывались мошеннические схемы, реализовывались многомиллиардные аферы, появлялись финансовые пирамиды. За пять лет, в период с 1993 по 1997 год, количество только зарегистрированных экономических преступлений в стране выросло в 2 раза.
Всё чаще объектами посягательств в эти годы становились крупные, обладающие уникальными технологиями предприятия и оборонные комплексы. Подвергались разграблению и стратегически важные сырьевые ресурсы. Преступность не останавливалась ни перед чем, в ход шли подложные документы, фальшивые авизовки, поддельные банковские гарантии и т.п. В стране начиналась настоящая распродажа национальных богатств. Сотрудники ОБХСС работали на износ, но не могли остановить обрушившуюся на страну лавину преступности. По разным подсчетам в этот тяжелый для страны период выявлялось не более 5-10 % совершаемых преступлений.
Захлестнувшие страну реформы, наконец, докатились и до милиции.
Менялись и перекраивались структуры и штатные расписания, многократно изменялись аббревиатуры, то сокращался, то снова увеличивался личный состав. Не обошло стороной и УБХСС. С принятием Закона "О милиции" в 1991 году служба БХСС МВД РСФСР вошла в состав криминальной милиции и стала службой по борьбе с преступлениями в сфере экономики. В 1997 году было  создано Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП). На протяжении всех 90-х для решения оперативно-служебных задач сотрудникам службы БЭП приходилось решать множество проблем: преодолевать различные административные преграды, вносить предложения по изменению законодательства, выявлять новые криминальные схемы хищений, в том числе бюджетных средств, искать и применять иные формы и методы оперативно-розыскной деятельности. Самым негативным образом на работе личного состава сказывалось отсутствие должного технического оснащения (почти вся аппаратура, используемая для оперативного сопровождения мероприятий, была морально и технически устаревшей). Обесцененное в результате дефолта жалованье долгое время не индексировалось, и его едва хватало на дорогу до работы. Доходы милиционеров стали ниже доходов рядового дворника, в итоге начался процесс оттока из милиции квалифицированных кадров. В этот же период БЭП лишили ряда функций, которыми наделили создающуюся на пустом месте налоговую полицию. Вместо консолидации и укрепления правоохранительной системы перед лицом разнузданной и обнаглевшей преступности началось ее разобщение. Пока шло становление налоговой полиции, штаты которой комплектовались из людей  не подготовленных, как правило, из числа бывших военнослужащих и сотрудников КГБ, утекло много воды. Когда, наконец, система налогового контроля заработала, налоговую службу расформировали, вернув ее полномочия обратно в милицию. В итоге вместо реальной помощи государство лишь тормозило работу.
В двухтысячные вместе с относительной стабилизацией в экономике и совершенствованием законодательной и налоговой  сферы относительная стабилизация пришла и в российскую правоохранительную систему. Пошел на убыль уровень преступности. Многие, распространенные в 90-е преступления стали сходить на нет, криминальный беспредел остался где-то в прошлом. Продуктивная работа отделов постепенно избавляла российский рынок от многочисленных преступных поползновений, душила теневую экономику, ставила преграды на пути финансовых злоупотреблений и хищений бюджетных средств.  
В 2009 г. пост министра МВД занял полковник армии Р.Г. Нургалиев. С его приходом в МВД начинаются структурные трансформации: меняются аббревиатуры, вывески... Главные управления ведомства становятся департаментами. Управление по борьбе с экономическими преступлениями превращается в Департамент экономической безопасности. Меняется всего одно слово, а огромные средства тратятся на замену  табличек, вывесок, внесение изменений в  документацию. Растет штатная численность штабных и тыловых подразделений, придумываются новые генеральские должности, под них создаются новые курирующие и штабные структуры. К 2009 году численность штабных и тыловых служб в МВД значительно превышает оперативный состав, непосредственно занимающийся выявлением и раскрытием преступлений. Непомерно разрастается надстройка над базисом - над "рабочими" отделами, а вместе с этим и горы рождаемой штабистами бумажной отчетности. Бюрократические жернова МВД ежедневно перемалывают тонны бумажного леса. Каждый день принимаются и отправляются тысячи докладов, писем, справок и факсимильных сообщений. Оперативники с горечью признаются, что бумажный вал тормозит работу, лишает ее эффективности.
В 2009 г. в коридорах власти рождаются первые зародыши предстоящей реформы МВД. Под предлогом защиты предпринимателей от милицейского беспредела законодательная власть исключила из статьи 11 Закона РФ  "О милиции" пункт 25, регламентирующий проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Количество проводимых мероприятий снизилось в разы, упала их продуктивность, а личный состав бесцельно просиживал в кабинетах, не понимая, как в новых условиях  бороться с преступностью.
Пытаясь обезопасить коммерческие структуры на законодательном уровне, парламент внес ряд изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, делая законодательство более гуманным и мягким к экономическим нарушителям. В проводимых законодательных преобразованиях чувствовалось желание угодить бизнесу. Очередным  законодательным новшеством стала отмена ответственности за отсутствие у организаций  сертификатов соответствия и удостоверений качества. В свете захлестнувшего Россию вала контрафактной и поддельной продукции отмена сертификатов только  играла на руку недобросовестным коммерсантам. Российский рынок наводнялся дешевым китайским товаром, значительная часть которого не отвечает требованиям безопасности. Тонны опасных для жизни и здоровья продуктов, товаров, игрушек беспрепятственно расползались по российскому рынку.
В хитросплетении законодательных новшеств угадывалось стремление лишить милицию законодательной базы, сделать беспомощной. Все чаще звучат предложения по реформированию МВД, сокращению чрезмерно раздутых штатов. Власти нужен лишь предлог, и, как всегда, он нашелся.
Учиненная 27 апреля 2009 года в столичном супермаркете "Остров" майором милиции Евсюковым бойня спровоцировала волну упреков и обвинений в адрес милиции. Теперь власть концентрировала необходимый административный и правовой ресурс для проведения полномасштабной чистки.
В августе 2010 года Президент России на совещании по вопросам реформирования МВД предложил разработать законопроект "О полиции", а заодно и переименовать милицию в полицию. Предложение президента  явилось, своего рода, точкой отсчета новой реформы МВД, предполагавшей реструктурирование системы в пользу федерального центра, проведение сокращения штатов на 20%, искоренение в рядах милиции коррупции и избавление ее от преступного элемента. Планы по реформированию МВД нигде широко не афишировались, не обсуждались, даже в парламенте, а предложения по проведению слушаний игнорировались. Возникает впечатление, что у реформаторов не было окончательно выстроенной стратегии и плана модернизации, не было ни концепции, ни выверенного направления деятельности, и ведется реформа хаотично, вслепую, без учета реальных проблем и нужд ведомства.
…Больно резанули реформы в первую очередь по боевым отделам: сократили уголовный розыск, ГИБДД. Досталось и службе экономической безопасности. В порыве реформаторского экстаза было решено сократить БЭП за счет слияния с Управлением по налоговым преступлениям (УНП). У новой структуры в очередной раз поменяли  название. Теперь это Управление  по экономической безопасности и противодействию коррупции (УЭБ и ПК), при этом сокращению подлежало как минимум половина личного состава отделов.  В определении того, кого оставить, а кого убрать, редко руководствовались уровнем профессионализма сотрудников или опытом их оперативной  работы. Решающим фактором становилось то, кто из начальников возглавит новое структурное подразделение. Как в Москве, так и в области его возглавили бывшие руководители УНП. В результате под сокращение попали сотрудники БЭП, а штат нового управления формировался в основном за счет выходцев из Управления по налоговым преступлениям. Не у дел остались более 70% опытного оперативного состава БЭП (и  это вместо обещанного президентом  20%-ного сокращения).  
Настоящим бедствием прокатилась реформа и по другим управлениям и службам. Упразднились экологическая, транспортная милиция,  Управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Не стало структуры по защите объектов особо важных и закрытых городов, в результате чего многие из них остались без охраны. Эхом бездумного сокращения отозвался теракт в аэропорту "Домодедово". Ведь сотрудников транспортной милиции уволили, не согласовав это ни с Минтрансом, ни с РЖД, и только после теракта поспешно кинулись восстанавливать.    
Преобразования в органах действительно были нужны, нужны, как воздух. Были в милиции и злоупотребления, была и порожденная еще в 90-х унизительными зарплатами коррупция, попадались и проходимцы. Вся страна смотрела на реформирование МВД с надеждой и чаянием увидеть в скором времени армию подготовленных профессиональных полицейских, а вместо этого появилась полиция с разрушенными структурами и упраздненными рабочими подразделениями. Зато распухшие в дореформенный период офисно-штабные службы остались нетронутыми. Порождаемая ими бумажная волокита  и поныне продолжает висеть тяжким грузом на ослабших плечах оперативных отделов.  
Именно в период  модернизации, а точнее дезорганизации  системы экономической безопасности МВД бюджетные нарушения побили все рекорды. Так, в 2009 году бюджет России не досчитался 238 млрд. рублей, в 2010 - 484 млрд. рублей, в 2011 году эта цифра составила уже 718 млрд. Тенденция пугающая.  
Чистки и реформы в МВД последнего времени во многом напоминают то, что происходило с органами внутренних дел в андроповский период. К чему могут привести "эксперименты" нынешних реформаторов, можно только догадываться, ведь история повторяется, и глупо не учитывать ее трагических уроков.
П.И. Войтенко, ветеран службы БЭП


Версия для печати

"Спортивный Подольск"

Журналист Алексей Лубинский побывал на стадионе "Труд" в День Города Подолська.
Все радиостанции Подольский

Лента новостей

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  склады  спорт  студенты  суд  терроризм  убийство  учителя  футбол  церковь  школы  школьники  экология 
  
Погода +18 +20
утром +18 +20 днем +24 +26
Котировки
USD ЦБ РФ 89,0658 0.8578
EUR ЦБ РФ 95,1514 0.3190

Партнеры









































все партнеры