14
июня 2024
пятница
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Пушкинский

Костино — 535 лет?

Общество — 4 Декабря 2012, 19:52

Как известно, первые упоминания о Костине находятся в писцовых книгах 1584 — 1585 годов. Однако в ряде статей королёвских краеведов упоминалась Костинская гать, со ссылкой на документы XV века. Что же это за документы, и в связи с чем упоминалась эта гать? Но прежде чем изучать письменные источники, необходимо вспомнить о том, что первые поселения возникли в глубокой древности. На месте многих древних селищ и городищ находятся современные кварталы, где живут, может быть, потомки тех первых поселенцев.

Первые славянские поселения

По нашему городу течёт Клязьма — главная магистраль славянской колонизации подмосковного края. Вместе со славянским населением к нам пришло христианство. Этим событиям находят подтверждения археологические экспедиции. В ближайшей от нас местности было сделано множество археологических находок — от эпохи каменного века до древнерусских поселений домонгольского периода — и в Щёлковском, и в Пушкинском, и в Мытищинском районах, и на территории нашего города.

Как показывают археологические находки в Болшеве, первыми сюда пришли древние новгородцы и ладожцы — ещё во времена Ярослава Мудрого.

Здесь, у Шапкина моста, находился лагерь дружинников, охранявших перекрёсток речного и наземного путей.

Позже, в XII веке, Андрей Боголюбс-кий основал столицу нового государства — Владимир-на-Клязьме. И движение шло уже из Владимира на юго-запад в Киев и далее в Византию. Москва возникла как один из форпостов Владимиро-Суздальского княжества. Археологически подтверждается, что поселения со стороны Клязьмы, также возникшие в первой половине XII века, были более мощными, то есть местность осваивалась от Клязьмы в сторону Яузы и Москвы-реки. Княжеские военные дружины, сборщики дани, торговые караваны шли кратчайшим путём — из Клязьмы в Яузу волоком. Вероятный маршрут волока начинался у Болшева, далее проходил через Кос-тино и Коковку (Торфопредприятие) к озёрам в верховьях Яузы. Кстати, такой вид дорог, как волоки, был довольно распространён в древнем мире. Ряд городов образовался именно из посёлков на волоках — Волоколамск, Орехово-Зуево.

Зимой 1238 года Батый сжёг Москву и двинулся на Владимир кратчайшим путём — по Клязьме. Дорога в районе Сокольников ещё в XVI веке называлась Батыевкой. Следовательно, татары шли проторенной дорогой — от Москвы на Яузу, далее к Клязьме и по льду во Владимир. Миновать территорию нашего города они просто не могли. Погром отчётливо фиксируется археологически.

Лосиный Остров — в то время почти непроходимый лес, стал прибежищем уцелевших от погромов людей. Бортный промысел, то есть разведение пчёл и добыча мёда и воска в дуплах деревьев, становится одним из важных финансовых источников московских князей. В духовных великих князей, например, Ивана Даниловича Калиты, и других документах упоминаются владения, находящиеся всего в получасе — часе езды от Костина.

Давайте перечислим некоторые исторические сведения о ближайшем к нам Мытищинском районе. С XIV века по письменным источникам известны Троице-сельцо, Протасово, Бяконтово, Драчево, с XV века — Аксаково, Ядре-ево, Рупасово, Челобитьево, Зимино, Федоскино, Чивирево. Село Тайнинское в 1401, 1402 годах — центр обширной волости согласно духовной князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского. Яузские Мытищи упоминаются в 1458, 1459 годах в духовной Адриана Ярлыка, старца Симонова монастыря, Шарапово и Ло-шаково — в 1461, 1462 годах в завеща-

нии великого князя Василия II. К этим документам мы ещё вернёмся.

Лосиный Остров и Золотая Орда

Территория по реке Яузе была хорошо освоенной — это заливные луга, высоко ценившиеся в княжеском хозяйстве. Многие земельные владения на северо-востоке Москвы в XIV веке принадлежали выходцам из Золотой Орды. Вероятно, это было удобно, так как путь в Орду как раз пролегал по лесам, названным позднее Лосиным Островом.

Вот что пишет историк и археолог С.З. Чернов в трёхтомнике «Культура средневековой Москвы. Исторические ландшафты»: «Черкизовских сёл известно два — одно в черте Москвы, другое — в Мытищинском районе. Их владельцем был царевич Большой Орды Серкиз, «выехавший» к князю Димитрию Ивановичу во второй половине XIV века. Его сын Андрей Иванович Черкизов в 1380 году погиб на ратном поле в Куликовскую битву, будучи воеводой Переславского полка. Вероятно, Черкизово на речке Сосенке принадлежало Ивану Серкизову недолгое время и вскоре перешло к новому владельцу — митрополичьему слуге крещёному татарину Илье Озакову (Аза-кову), который и построил в Черкизове первую деревянную церковь во имя своего небесного покровителя Пророка Божия Илии. Потом Илья Озаков продал свои подмосковные сёла и деревни святителю московскому митрополиту Алексию, среди которых упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита в монастырь «Святого Архангела Чюда» в 1378 году».

Владения Чудова монастыря

В своей духовной грамоте, данной московскому Чудову монастырю на сёла и деревни, митрополит Алексей в 1377 году указывает, что «Се яз, смиренный грешный раб божии Алексей, пишу грамоту душевную целым своим умом. Даю святому великому архангелу Михаилу и честному его чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюф-тцевское, Никола святыи на Сосонке, Рамение, что есмь купил у Ильи у Озакова, Софроновское с мельницей, Фоминское, Желетовское, Каневское, Душёное с деревнями и с бортью, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню… А монастырь святага Михаила Чюда приказываю тебе своему сыну князю великому Дмитрию Ивановичу всея Ру-сии, — все полагаю на Бога упование и на тебе, как монастыря святого Михаила побережешь…». Некоторые поселения из упоминаемых сохранились до наших дней, к примеру, Душёное находится на территории Щёлковского района.

Далее в книге С.З Чернова говорится, что владельцами деревни Алексеевской (она нам скоро встретится) были поочерёдно: толмач-переводчик митрополита Митяя, бывшего духовника князя Дмитрия Донского, имевший редкое прозвище Буило (отсюда — происхождение названия села Буиловского, к которому, как тогда отмечали, «тянула» деревня Алексеевская); боярин Фёдор Свибло; дьяк Андрей Ярлык; московский Чудов монастырь (которому Андрей Ярлык передал деревню в память о своих родителях). Кстати, «Свибло» переводится как «шепелявый».

Следующим документом в нашем обзоре является грамота старца московского Симонова монастыря Андри-ана Ярлыка, датируемая 1459, 1460 годами, из которой следует, что он «к Михаилову чюду дал есми в манастырь архимандриту Дмитрею с братьями свои деревни в Московском уезде на Яузском Мытищи Кнутова деревня, Олексеевьская деревня, Орининьская деревня, да Дягиловский починок с всеми своими пустошьми». Характерно, что Яузские Мытищи здесь указаны как административный округ.

Снова обратимся к книге С.З. Чернова. Он пишет, что Андриан, в миру Андрей Ярлык, — хорошо известная личность времени княжения Василия Тёмного. На его примере можно представить себе, кто владел землями в этом районе. В период, когда Дмитрий Ше-мяка завладел Москвой (1446 год), «великого князя дьяк Ярлык» подписал подтверждение на грамоте Василия II от 1443 года. Остался ли Андрей Ярлык великокняжеским дьяком после возвращения на княжение Василия II, не ясно. Но где-то в 1449 — 1451 годах он подписал духовную грамоту великой княгини Софьи Витовтовны уже как «митрополич дьяк Ярлык». В марте 1459 года в том же качестве он подписал духовную Есипа Дмитриева, сына Окинфова (она сохранилась в подлиннике), причём по-монгольски уйгурским алфавитом. Это дало основание предполагать, что Андрей Ярлык также был крещёным татарином. Думается, что переход его к Шемяке был вынужденным, иначе он не подписывал бы духовной Софьи Витовтовны и уж точно не имел бы до самой своей смерти двора в Кремле. В 1459 году, незадолго до своей кончины, Андрей Ярлык постригся в Симоновом монастыре под именем Андриан. Он умирал бездетным и поэтому раздал всё своё имущество церквам и монастырям. Богатству Ярлыка через полвека позавидовал бы иной представитель боярского рода. Имущество и земельные владения были собраны с умом. Кроме двора в Кремле, у него был загородный двор и имения в нескольких уездах.

Всё, что известно об Андрее Ярлыке, позволяет думать: этот человек не стал бы покупать три деревни и починок на сыром и малоплодородном междуречье Яузы и Ички в тот период, когда он владел тем, что описано в его духовной грамоте. Можно предположить, что перед нами своего рода отражение того периода жизни Андрея Ярлыка, когда он ещё не стал великокняжеским дьяком. Возможно, это приобретение могло быть связано с его службой, относящейся к «Ловчему» пути.

Безимени-13.jpgИтак, на северо-востоке от Москвы в XIV и XV веках были обнаружены владения крещёных татар, перешедших на службу к московским князьям. Впоследствии многие поселения стали принадлежать Чудову монастырю, и на востоке Подмосковья образовался довольно мощный комплекс его владений. Частично документы сохранились и опубликованы РГАДА, и мы можем проследить за освоением этих земель.

Запомним названия сёл, которые передали митрополит Алексей и Анд-риан Ярлык Чудову монастырю, и рассмотрим княжеские завещания.

Княжеские владения

В завещании великого князя Василия Васильевича 1461 — 1462 годов говорится, что благословил он сына своего Бориса среди прочего «у Москвы село Шарапово с деревнями, да Лошаково с деревнями…, а Андрея Меншого … у Москвы село Танинь-ское со всем». Шарапово — ныне улица Шараповская около станции Мытищи, Таниньское — станция Тайнинская, Лошаково растворилось в селе Большие Мытищи в районе Ярославского шоссе.

В 1477 году Борис Васильевич пишет завещание о передаче своему сыну

«…чем меня благословил отец мой… да у Москвы село Шараповское з деревнями, да Лошаково з деревнями…»

В 1494 году князь Борис Васильевич пожаловал в Троице-Сергиеву Лавру мельницу на Клязьме в Шарапове, а в 1504-м его сын Фёдор Борисович — ещё одну мельницу недалеко от Черкизова. В 1506 году Фёдор Борисович завещал Шарапово, Лошаково, Рупа-сово и Ядреево своей княгине. Упоминаемое в документе Ядреево дожило до нашего времени и только теперь было поглощено новостройками на

улице Колпакова в Мытищах, а Рупа-совские пруды живы до сих пор.

Как определялись границы между владениями, можно понять на примере необыкновенно важного документа.

Костина гать

Владения князя Бориса Васильевича, брата Ивана III, граничили с владениями Чудова монастыря. Сохранилась Разъезжая межевая грамота 1477 — 1484 годов, которая опубликована в сборнике «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVII в.». Для нас она имеет огромное значение. Приведём её полностью.

Безимени-14.jpgРазъезжая грамота, данная розъез-дчиком волоцкого князя Бориса Васильевича Иваном Захаровым на межи княжой Хлуденевской земли с Кнутов-ской и Алексеевской землёй Чюдова монастыря, возле реки Явузы, близ Мытищи.

По господаря своего слову князя Бориса Васильевича, се аз, Иван Захаров, розъехал есмь землю господаря своего княжу Борисову Васильевича со старцем архангилским с чюдовс-ким, с архимандричим з Генадьевым с Евстратьем Хлуденевскую землю с Кну-товскою землёю, да с Олексеевскою: Хлуденевская земля княжа Борисова Васильевича на сей стороне но реку по Явузу, до Костины гати, а Кнутовская земля по оной стороне за рекою — от Мытища по реку же по Явузу, до Костиной же гати, и лес и болото и покосы — то все Кнутовская земля монастырская чюдовская; а об сю сторону pеки Явузы меж Олексеевские земли и Хлуденев-ские и Обуховские: от Костиной гати промеж покосов на молокиту, да на два дубка, да от дву дубков на вязок, да от вязка на две осины, да от дву осин на молокиту, да от молокиты на волху, да от волхи на старую межу.

А на розъезде были старцы архан-гилские Иона Коза, да Ефрем, да Илыя, да хрестьяне были великого князя Се-лева Оносов сын, да Оверкий, Кондкин сын, да Михаил Елькин сын. A c Ыва-ном были на розъезде поп Степан от Пречистые со княжа Борисова двора Васильевича, за которым попом та земля Хлуденевская была, да из Ядреева хрестьяне были княжи Борисовы Васильевича Самоило Дорогие Шти, да Лучка Олексеев сын Палцева.

А грамоту писал Губа Назаръев.

А запечатал сю грамоту Иван Захаров своею печатью.

На данный момент это первое косвенное упоминание Костина в исторических источниках. Характерно, что упоминается инженерное гидротехническое сооружение — гать, то есть деревянный настил сквозь болотистую местность. Гать недостаточно было просто сделать, её надо было поддерживать в рабочем состоянии, периодически перестилать повреждённые участки, может быть, где-то и отводить воду. Сохранились княжеские наставления — уроки о том, как её строить. В древнейшей Лаврентьевской летописи (1177 год) приводится повеление великого князя киевского Владимира: «Требите путь и мостите мост» (расчищайте дорогу и мостите настил).

Гати древнего мира приблизительно можно сравнить с современным метро. Они позволяли сократить маршруты и более удобно добраться до нужного места, в том числе и с грузом. Обратим внимание, что гать называлась именно Костиной, не Лошаковской, не Яузской, не Мытищинской. Кто такой был этот Костя, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Кажется, именно он, а потом жители древнего Костина и следили за состоянием гати. Покупайте у нас pureprotein protein в нашей фирме.

Можно предположить, что Костина гать была частью дороги между поселениями, может быть, и отрезком какого-то более длинного пути, например, от Тайнинской волости до Болшева. Гать была востребована и, вероятно, существовала уже некоторое время, так как была хорошо известна межевщикам и служила ориентиром определения границ владений.

Принято, что возраст поселения от-считывается от первого его письменного упоминания. Возрастом Костина можно считать приблизительно 535 лет.

А где же была эта гать?

Межевая грамота помогает лучше определить, где находились упомянутые в завещании Андриана Ярлыка деревни. Учёные с помощью архивных исследований и археологических рас-

копок установили, где они располагались, а это позволяет локализовать местоположение Костиной гати. К сожалению, формат газетной статьи не позволяет изложить тот путь, по которому шли исследователи. Мы публикуем карту из тома 2 «Исторических ландшафтов» Сергея Заремовича Чернова, к которому уже неоднократно обращались. Вот цитата из неё.

«Вряд ли мы ошибёмся, интерпретировав «Костину гать» как гать через пойму р. Яузы дороги из Москвы в село Богородс-кое-Костино, расположенное в 5 км к востоку от с. Мытищи. Дорога эта не использовалась уже ни в 1860 году, ни даже в 1766 году, но участок её сохранился в лесу и показан на карте съёмки 1963 года к северу от Мытищинского лесничества и к западу от него вплоть до Мытищинской водопроводной станции. Дорога эта переходила на наиболее узком её участке (здесь ширина её составляла 300 м) и далее вела к Переяславской (Троицкой) дороге примерно вдоль трассы позднейшего шоссе к водопроводной станции».

Интересно, что логическая граница между владениями Чудова монастыря и княжескими владениями с одной стороны и Костинским землевладением, то есть Боховым станом, с другой существовала все эти годы и существует до сих пор. В XVIII веке при проведении Генерального межевания Яузские Мытищи и территория Лосиного Острова были отнесены к Московскому уезду, а

Костино, Коковка, Болшево и другие населённые пункты — к Богородскому, то есть уезды были разделены по старым межам. В наше время это — граница между Мытищинским районом и городом Королёвом. Вот видите, как всё взаимосвязано. И действия, предпринятые 500 — 600 лет назад, определяют нашу жизнь до сих пор.

Что же было дальше?

Другой документ, тесно примыкающий к разъезжей грамоте и составленный несколькими годами позднее, свидетельствует о том, что Чудов монастырь за некоторое время до того договорился с Борисом Микифоро-вым, сыном Павловым, о передаче ему пустошей Орининской и Дяги-левской. Борис Никифорович «те земли распахал, и лес рассёк, и хоромы на них поставил». Согласно этой грамоте монастырь вернул эти земли

обратно. Так появилось сельцо Борисовское.

Несколько интересных документов XVI века были опубликованы в шестом номере «Русского дипломатария». Из них мы узнаём о дальнейшем развитии поселений, упомянутых в завещании Святителя Алексея и Андриана Ярлыка. В середине XVI века местность недалеко от Костина была освоена, сёла и деревни были большие.

В 1552 году была перепись в Московском уезде. В документе говорится о жителях и хозяйственных постройках, например, мельницах; перечисляются центр округи — село Черкизово (церковь, монастырский двор, попов двор, 9 дворов, пруд и мельницы), сельцо Колошино (монастырский двор и 5 дворов), сельцо Ондреевское (монастырский двор и 5 дворов), сельцо Кну-

тово (9 дворов), сельцо Борисовское (церковь, монастырский двор, попов двор, 11 дворов), сельцо Хороброво (5 дворов), сельцо Неклюдово (6 дворов), принадлежащие тем сёлам 29 деревень и 2 пустоши, всего 129 дворов, в том числе деревни Дягилево и Олексе-евская.

Борисовское Заболотье — крупное сельцо, в нём даже была церковь. Слово сельцо означает, что там находился господский дом. В документе упомянуто сельцо Неклюдово, значит, наш Нехлюдов ручей имеет собственной истории 460 лет.

Жалованная грамота царя Ивана Васильевича IV от 1556 года перечисляет

«… в Васильцевом стану селцо Серки-зово да селцо Колошино, да селцо Он-дреевское, да селцо Кнутово, да селцо Борисовское Заболотье, да селцо Не-клюдово, да селцо Хороброво, да сел-цо Завесино, да две пустоши…» Посте-

пенно сельцо Борисовское превратилось в Борисовское Заболотье, впоследствии от названия осталось только «Заболотье», потом и само сельцо было оставлено. А находящаяся там церковь святого Николая впоследствии была перенесена в Мытищи — туда, где сейчас находится Владимирская церковь. Дальнейшая судьба этой местности отражена в документах Чудова монастыря, но это тема другого разговора.

Столичная агломерация

Как оказалось, ближайшая к нам территория в XIII — XV веках была не просто заселена, но имела разветвлённую и хорошо сформированную структуру с владениями монастырей, великих князей и их приближённых.

Можно выделить охотничьи угодья, пруды, мельницы, сёла, церкви, монастыри, связанные водными и сухопутными дорогами. Здесь проводилось межевание, вёлся учёт землям, с них платили налоги, с путешествующих собирали пошлины.

Нет сомнения, что Костино также было включено в активную хозяйственную жизнь местности.

А сейчас мне бы хотелось предложить жителям Королёва подумать над тем, что письменной истории нашего города уже более пяти веков.

Древняя история очень увлекательна. Судьба донесла до нас знания через многочисленные войны, разорения и пожары.

За горизонтом времени можно увидеть и необыкновенные подвиги, и ярчайшие события, и ежедневный труд из-за любви к ближнему. Наши предки украшали и любили эту землю в течение многих веков. И нам надо бы хоть немного им соответствовать.

И в заключение о грустном

А теперь представьте себе на минутку, что Костино действительно лежало на древнем пути, здесь был «гостиный двор», где можно было отдохнуть и поесть древним путешественникам, накормить лошадей, починить упряжь, проверить товар, договориться с «транспортной организацией». Здесь могла стоять часовенка, в которой путешественники молились перед дальнейшей дорогой. Всё это теперь уже не узнать.

Работавшие в Костине археологи определили как наиболее перспективное для исследования место разрушенной церкви XVII века Рождества Пресвятой Богородицы, по имени которой и само село получило название Богородское, Костино тож.

Древняя церковь была снесена во времена Хрущёва, дом 32 по ул. Дзержинского частично выстроен на её фундаменте. А на месте фундамента колокольни и старинного кладбища строится 17-этажный дом, изуродовавший парк, подавивший усадьбу и уже рассыпающийся. Запланировано дальнейшее строительство очередных многоэтажек.

А ведь в церковной ограде хоронили священников и наиболее уважаемых сельчан. Никогда ещё в истории человечества строительство на костях предков не приносило людям счастья и процветания.

Ольга МЕЛЬНИКОВА



Версия для печати

Новости

Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский

Лента новостей

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +16 +18
утром +17 +19 днем +21 +23
Котировки
USD ЦБ РФ 88,2080 -0.8134
EUR ЦБ РФ 94,8324 -0.9067

Партнеры









































все партнеры