14
июня 2024
пятница
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Пушкинский

Как уберечься от рекламного «зомбирования»

Общество — 11 Декабря 2012, 20:29

Английский писатель Герберт Уэллс говорил, что «реклама — это узаконенная ложь», а канадский философ Маршалл Маклюэн называл её «величайшим искусством XX века». Каждая из этих полярных точек зрения имеет право на существование, но истина, как обычно, находится где-то посередине.
История возникновения рекламы ведёт своё начало с момента зарождения товарно-денежных отношений, то есть ещё задолго до начала нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается древнеегипетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба (явный аналог современного рекламного сообщения в печатных СМИ).
Также одним из древнейших рекламных текстов учёные считают высеченную на камне надпись, найденную при раскопках древнего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения» (её вполне можно ассоциировать с распространённой ныне наружной рекламой).
До изобретения книгопечатания и таких средств массовой коммуникации, как радио, телевидение, кино (не говоря уже об Интернете), в распоряжении тогдашних предпринимателей находился весьма ограниченный набор рекламных инструментов, который расширялся и совершенствовался по мере развития человеческой цивилизации. Само слово «реклама» произошло от латинского «reclamare» — «выкрикивать». И действительно, в период античности и раннего средневековья коммуникативные связи осуществлялись преимущественно в устной форме. Неотъемлемой их частью были выкрики торговцев, разносчиков товаров, посредников в оказании услуг и бродячих ремесленников. Следует упомянуть ещё об одном маркетинговом приёме, использовавшемся в средневековье, — маркировке своей продукции оружейниками, гончарами и другими ремесленниками с помощью знаков и монограмм. Таким образом, продукт переставал быть просто товаром и становился первым средневековым брендом, связывающим качество и имя фирмы.
Одной из главных вех развития рекламы явилось изобретение типографского станка Иоганном Гуттенбергом в 1440 году. С этого момента объём печатной рекламной продукции возрос в сотни раз. В результате развития производства и торговли резко увеличилась потребность в информационных услугах, так как они являлись важнейшим средством для увеличения товарооборота. Ну а это, в свою очередь, привело в XVI веке к появлению первых информационных бюро, а затем — к созданию специализированных рекламных агентств, рекламных изданий (сначала — в виде каталогов) и к началу размещения в печатных СМИ материалов, имеющих заведомо рекламную направленность.
Поистине революционным для рекламы стал XIX век, когда в результате промышленной революции заводы и фабрики пришли на место прежних кустарных производств, а былые гильдии и цеха заменили тресты и корпорации.
Производство стало массовым, именно в то время появилось знаменитое выражение: «Реклама — двигатель торговли». Наиболее динамично развитие рекламной деятельности шло в США, именно в этой стране в 1841 году было открыто первое в мире рекламное агентство. Первоначально в штате рекламных агентств не было ни авторов рекламных текстов, ни иллюстраторов, ни специалистов по сбыту, ни координаторов рекламных проектов (и уж тем более — криэйторов, социологов и психологов). Агентства не создавали рекламный продукт, а просто помещали рекламные объявления в газетах и журналах. Первое агентство «полного цикла» — компания «Баттен, Бартон, Дерн-стайн и Осборн» — было основано в 1891 году в Нью-Йорке и стало одним из рекламных ги-
гантов XX века, с годовым оборотом более трёх миллиардов долларов.
С середины XIX века и по настоящее время идёт непрерывное совершенствование рекламных технологий, методик и инструментов. Существующей ситуации с точки зрения обычного потребителя (каковыми все мы и являемся) невозможно дать однозначно позитивную или негативную оценку. В ней есть как свои плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести следующие свойства и функции рекламы: во-первых, она позволяет потребителю получить информацию об альтернативных продуктах и выбрать тот, который наиболее полно отвечает его потребительским предпочтениям; во-вторых, потребитель узнаёт о новых, не имеющих аналогов товарах, работах и услугах, позволяющих внести в его жизнь качественные изменения; в-третьих, добросовестная реклама зачастую представляет не только сам продукт, но и формирует культуру его потребления, что повышает общую культуру индивидуума.
Критики «тотальной рекламы» приводят собственные, также весьма убедительные, аргументы: во-первых, реклама навязывает потребителю те товары, потребности в которых у него объективно не существует; во-вторых, она заставляет платить не столько за продукт, сколько за раскрученный бренд; в-третьих, навязывает потребителю и формирует у него искажённую систему ценностей, делающую непрерывное материальное потребление смыслом жизни, и в-четвёртых, рекламная информация внедряется в наше сознание независимо от нашего желания, следовательно, насильственным путём. Такое внедрение, по мнению многих учёных, приводит к негативным последствиям для психики (и вместе с тем нарушает общепринятые морально-этические нормы).
Главная проблема заключается в том, что недобросовестная реклама формирует не только наши потребительские предпочтения, но и стереотипы нашего поведения и даже наше мировоззрение, как таковое, тем самым манипулируя нашим сознанием. Недаром в своей знаменитой книге «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурза называет рекламу первичным шагом к скрытому управлению обществом. Избежать или просто минимизировать влияние рекламы чрезвычайно сложно, ведь в жизни, чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, мы почти всегда подвергаемся её воздействию. Можно, конечно, не смотреть телевизор, не слушать радио и не пользоваться Интернетом, но вот передвигаться по улице или вести машину с закрытыми глазами и заткнутыми ушами вам, прямо скажем, будет чрезвычайно затруднительно.
Панацеи от этой «болезни» в настоящее время не существует, но есть, как минимум, два аспекта, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Во-первых, те же учёные установили, что наше сознание постепенно адаптируется к рекламному «зомбированию» и само ставит ментальные блоки и фильтры на пути ненужной или заведомо вредной информации. А во-вторых, мы и сами можем (а значит, должны) способствовать формированию упомянутых фильтров. Самым первым вопросом, который мы обязаны задавать себе, получив очередную порцию «рекламного допинга», должен быть следующий: «А нужен ли мне этот продукт в принципе?»; вторым: «Действительно ли существует реальная польза и необходимость в приобретении данного товара, или мне это просто пытаются внушить?»; ну а третьим: «Кому это приобретение будет выгодно в первую очередь?»
Вы можете самостоятельно дополнять и уточнять перечень этих вопросов; главное, не забывайте задавать их себе, прежде чем сделать очередную покупку. Тогда вы сможете научиться «отделять зёрна от плевел» и адекватно ориентироваться в окружающем нас рекламно-информационном пространстве.
Алексей ФЕДОСЕЕВ


Версия для печати

Новости

Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский

Лента новостей

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +16 +18
утром +17 +19 днем +21 +23
Котировки
USD ЦБ РФ 88,2080 -0.8134
EUR ЦБ РФ 94,8324 -0.9067

Партнеры









































все партнеры