29
мая 2024среда
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ПушкинскийПервый шаг к сотрудничествуОбщество — 22 Июля 2014, 14:5617 июля 1975 года на околоземной орбите состоялась стыковка двух космических кораблей - советского «Союз-19» и американского «Аполлон-18». Это событие стало первым шагом, положившим начало международному сотрудничеству в космосе. Совместный полет показал, что освоение космоса -задача общечеловеческая, он стал первым кирпичиком фундамента, на котором впоследствии строилась международная космическая станция — МКС. Программа экспериментального полета «Аполлон» — «Союз», или ЭПАС, более распространенное название в России «Союз» — «Аполлон», была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. О том, как проходила подготовка технического обеспечения к рукопожатию в космосе и о самом полете, делятся своими воспоминаниями люди, принимавшие непосредственное участие в этом проекте. Владимир Константинович Самсонов, главный конструктор уникальной системы отображения информации Центра управления космическими полетами (ЦУП). Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии Совета Министров СССР: — В 1970 году на территории ЦНИИмаш был сдан в эксплуатацию координационно-вычислительный центр (КВЦ), оснащенный самой передовой на то время техникой. Когда в 1972 году начались переговоры по программе совместного советско-американского полета «Союз-Аполлон», встал вопрос о советском ЦУПе. В то время руководство полетом осуществлялось из Евпатории, на Крым замыкались все линии связи, поэтому военные и главные конструкторы упорно не рассматривали нас в качестве основного центра из-за ненадежности связи. Вопрос разрешил начальник КВЦ А.В. Милицин: он добился решения закупить японскую радиорелейную линию связи на направлении Симферополь-Москва, и дело сдвинулось, Калининградский КВЦ получил реальную возможность претендовать на роль ЦУПа. Когда американскую делегацию привезли к нам для ознакомления, они были поражены — всё придирчиво осматривали, заглядывали в системные шкафы. И когда они увидели Главный зал управления и поработали на пультах операторов, решение о Центре управления из КВЦ было принято. Поэтому полет по программе «Союз-Аполлон» с того времени называют не иначе, как «ледоколом «холодной войны», а город Калининград стал открытым и получил международную известность, способствовавшую получению им в дальнейшем статуса «наукограда». Принципы, заложенные нами при проектировании и строительстве ЦУПа, настолько универсальны, что до сих пор позволяют ему работать без кардинальных изменений. Исторически сложились два понятия, две структуры ЦУПа: Главная оперативная группа управления (ГОГУ) и собственно ЦУП - техника, люди. Все баллистические расчеты, прием телеметрии, автоматизированную обработку информации, передачу команд и прочее, прочее, осуществляет коллектив, носящий гордое имя - Центр управления полетами ЦНИИ Машиностроения. О том, как проходили предстартовая подготовка и сам полет, рассказывает Главный специалист по управлению полетами ОАО РКК «Энергия», Лауреат Государственной премии СССР, член Президиума Федерации космонавтики России, действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Виктор Дмитриевич Благов, сменный руководитель полета «Союз - Аполлон» с советской стороны: — Основной задачей полета было отработать совместимые средства для взаимного спасения: космические корабли, средства связи, системы сближения и стыковки, герметизации стыковочных узлов, совместимость атмосфер кораблей. Программа полета предусматривала две стыковки на орбите, переходы космонавтов из корабля в корабль, по одному активному узлу устанавливалось на каждом из кораблей. Программа научных исследований предусматривала ряд экспериментов, в том числе искусственное затмение Солнца - один корабль закрывал Солнце, другой его фотографировал. Для спасательных операций в космосе разрабатывался универсальный стыковочный узел - андрогинный, он проектировался параллельно конструкторами обеих стран. После сравнения наш узел оказался лучше, его и взяли за основу. Благодаря дипломатическим способностям технического директора проекта ЭПАС с советской стороны Константина Бушуе-ва (1914-1978), первым с космодрома Байконур 15 июля 1975 года стартовал наш «Союз-19». Это имело большой политический резонанс в мире. Затем с мыса Канаверал стартовал «Аполлон-18». Место стыковки в космосе было выбрано символическое -над Эльбой, где в 1945 году произошла встреча советских и союзных войск. В экипаж «Союза» входили космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, «Аполлон» пилотировали Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд. Основной проблемой совместного полета было принципиальное различие атмосфер на кораблях. В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (0,2 бар), на «Союзе» поддерживалась атмосфера, схожая с земной по составу и давлению. Для решения проблемы была разработана шлюзовая камера (ШК). После выведения «Аполлону» нужно было отстыковаться, перевернуться, подойти к ШК и состыковаться с ней, затем привести стыковочный узел в рабочее положение. Вот тут-то и возникла нештатная ситуация (НШС), поставившая под угрозу основную стадию всей программы - стыковку и совместный полет. Стыковочный узел на «Аполлоне» был раскладной, на шарнирах, и экипаж разбирал его после стыковки с ШК при помощи специального ключа. Когда экипаж попробовал вставить ключ, оказалось, что он не входит в гнездо -отверстие перекрывал кабель, один из разъемов неправильно смонтировали. Пришлось добираться до проблемного разъема и ставить его на место. В результате 17 июля 1975 года историческая стыковка в космосе состоялась. Программа совместного полета была выполнена в полном объеме. Предстояло провести последнюю операцию - расстыковка и новая стыковка, активный узел с нашей стороны, для проверки его функционирования. «Аполлон» приближается к «Сою- зу», стыковка, и мы слышим голос с борта: «Бог ты мой, какой удар!» — «Аполлон» коснулся «Союза» со скоростью, в полтора раза больше расчетной. Так как масса американского корабля была значительно больше советского, герметичный корпус «Союза» мог дать трещину, со всеми вытекающими последствиями. Но наш стыковочный узел выдержал нагрузку, благодаря заложенному при его разработке запасу прочности. В результате полета было налажено взаимодействие между специалистами национальных центров управления космическими полетами, мы познакомились с передовой космической техникой и опытом работы друг друга, многое переняли. Это помогло найти взаимопонимание между нашими народами, дало ценный опыт для реализации проекта МКС. Василий БЕЛЫЙ Версия для печати
Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский
Лента новостей
Политика — 29 Сентября 2015, 14:39
— Пушкино сегодня Интернет-портал
Подмосковная земля снова снова не дает покоя сообразительным людям
Происшествия — 26 Сентября 2015, 15:24
— Пушкино сегодня Интернет-портал
На станции "Софрино" сошел с рельсов вагон электрички
Политика — 15 Апреля 2015, 14:10
ОНФ просит Генпрокуратуру проверить законность приказа, принуждающего учителей Королева к благотворительности
Культура — 12 Декабря 2014, 13:02
В ивантеевском клубе авторской песни «Гриль-бард» прошла очередная встреча |
Погода
+16 +18 утром +23 +25 днем +27 +29
Котировки
Партнеры |