воскресенье
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
![]() задайте ваш вопрос ПушкинскийМарина Попович: хотела летать, и точка!![]() Научиться летать — это мечта детства, пожалуй, каждого человека. Что может быть прекраснее ощущения свободы, чувства, что весь мир у твоих ног? Но, к сожалению, только единицы воплощают эту мечту в реальность. Сегодня этих счастливчиков, принявших решение стать летчиками, мотивирует на такой поступок некая романтика самой профессии: покорить небо — сказка! Но что сподвигало наше старшее поколение управлять самолетами? Своей историей жизни поделилась летчик-испытатель первого класса, инженер-полковник авиации Марина Лаврентьевна Попович.
— Я много про вас читала. Но нигде не смогла найти ответ на довольно простой вопрос. Вы — летчица. Почему вы выбрали именно этот путь для себя? — Мной двигала месть! — Месть? — Дело в том, что мое детство пришлось на военные годы, когда страна была оккупирована. Вся Смоленская область, где я росла, находилась под властью фашистов, которые бесчинствовали: сжигали детей, уничтожали дома. На моих глазах происходили колоссальные воздушные битвы. Эти воздушные бои — это не бои, это истязания! Например, когда самолет подбивают, а летчик выпрыгивает из него, есть такой человеческий закон — не трогать, не добивать. Так вот наш летчик так спасался на парашюте, а фашистские самолеты кружили вокруг него и отстреливали, как по живой мишени. Или, например, женщина несла на коромысле воду. И вот, представьте себе, два самолета заходят прямо на нее и отстреливают до тех пор, пока она не перестает шевелиться. Я это видела всё, когда мне было 11 лет. И как вы думаете, разве можно дальше жить спокойно? И вся молодежь от 10 до 14 лет — все ушли в партизаны, потому что хотели помочь соотечественникам. И хотя мою семью в конечном итоге эвакуировали в Сибирь, все эти страшные картины войны прочно осели в моей памяти. Вообще я из музыкальной семьи: папа — скрипач, сестра — дирижер и хоровик. Мне тоже пророчили музыкальную карьеру. Но когда видишь, как растаптывается суть человеческая, никогда этого не простишь. И вы бы не простили, если бы это наблюдали. Вот и я тогда твердо решила стать летчиком. — Сложно было осуществить задуманное? — Да, я прошла тяжелый и долгий путь к своей мечте. Во время эвакуации в Сибири работала, пока была школьницей, — за комбайном засыпала мешки. Один мешок — И вот, наконец, я подросла и приехала в Москву поступать в летное училище. Это был 1948 год. Хочу летать, и точка! Тогда в училище принимал Н. П. Каманин — один из первых Героев Советского Союза. У нас с ним такой разговор состоялся: Каманин: «Какой у вас рост?» У меня Он: «А сколько вам лет?» Я: «27». Он: «Вот это неправда. От силы 16!» Я призналась: «Да, 15». Каманин: «И что вы хотите?» Я: «Хочу летать!» Он: «Так летайте в аэроклубе спортсменом. Это же интересно». Я: «А я уже там летаю, но хочу быть профессионалом!» Он: «Зачем же?» Отвечаю: «Хочу отомстить фашистам!» Каманин: «Да они кончились давно. Нет их больше!» Я: «Нет, я хочу отомстить!» Он: «За что это вы так обиделись на них?» И я рассказала ему свою историю. На что Каманин сказал: «Тогда ладно. Вы мне симпатичны, но я не могу вам дать разрешение. Есть приказ правительства — женщин в большую авиацию не брать! Езжайте к Ворошилову». Я так и сделала. Ворошилов тогда принимал напротив Библиотеки им. Ленина в подвале — там было большое помещение, красиво обставленное. И я ждала там, наверное, четыре дня. На пятый дежурные прогонять меня стали, а я им: «Дождусь! Не выгоняйте! Вот напишу Сталину, что вы меня не пускаете». И тут Ворошилов идет — красивый, невысокий, в зеленом мундире, золотые два ордена Боевого Красного Знамени на груди. Он задавал мне те же вопросы, что и Каманин, а я вновь рассказала, почему так хочу летать. И вот вижу, как Ворошилов пишет Каманину разрешение допустить меня до экзаменов в летное училище. Всё! Вышла я от него на улицу, и сразу всё таким красочным стало, красивым — мечта сбылась! Конечно, с моим маленьким ростом было очень тяжело. Меня всё не хотели пускать летать. И вот я у коменданта училища попросила цапли — такие металлические устройства, которыми лазают по столбам, — и меня каждый вечер вешали вниз головой. Я где-то прочитала, что можно так вытягивать рост. И что вы думаете, вытянула! Стала Училище закончила с отличием, и мне дали звание лейтенанта. Ну, теперь надо было пробивать дорогу в испытатели. Стала работать в аэроклубе, участвовать в парадах. Но в армию меня не брали. А я всё равно пробилась. Меня направили к В. С. Серёгину в полк. Очень хороший человек, он мне всячески помогал, хорошо ко мне относился. Я летала тогда на Ил-14. И как-то мне Серёгин говорит: «Если ты хочешь летать на истребителе летчиком-испытателем, то какую-нибудь гадость про истребители скажи при командире полка Иванове». И вот я однажды догоняю их: «— Товарищ командир, можно к вам обратиться?» — Можно! — Можно к товарищу полковнику Серёгину обратиться? — Обращайтесь! — Товарищ полковник Серёгин, скажите, на чем вы сегодня летали? — задаю вопрос. — На Ми-15, Ми-17. — И вам нравятся эти самолеты? — Очень нравятся. Все люди их любят! — Нет, они на валенки похожи. Они некрасивые, — говорю я. Иванов: «Глянь на нее! Весь мир любит, а ей не нравятся! Серёгин! Научить и доложить!» Вот так я стала летчиком-испытателем. Все сначала сомневались, что у меня получится. Но я не подвела. — Я также знаю, что вы пробовали стать и космонавтом. Почему не вышло? — Вот награда, видите? (Показывает на грудь, увешанную медалями.) Это награда вручалась тому, кто прошел комиссию, но не полетел. Тогда Хрущёв был у власти, он сказал: «Женщин-ученых не брать в космос!» И когда мы подняли бучу: «Почему?!», нам ответили, что это указание ЦК КПСС и что Хрущёв назначил Терешкову. А потом я уже оставила попытки полететь в космос. Моя работа мне была интересней. Иные космонавты один раз слетают, и всё, а у меня — каждый день полет. Я летала 37 лет, из них на испытаниях — 24 года. — А сильно хотелось поначалу в космос? — Хотелось! И комиссию я хорошо прошла. Но я всегда получала наслаждение от своей работы. Во-первых, женщин-летчиц больше не было. Я была одна, и ко мне все относились с большой симпатией. Я считаю, что прожила очень хорошую жизнь, бурную. Помимо этого я еще написала 20 книг. — А, кстати, как вы в себе открыли талант писательницы? — Ну, не особый талант (смеется). Просто констатация фактов из жизни — делюсь своим опытом, так сказать. Когда меня уже демобилизовали, надо было себя срочно чем-то занять. Не могу сидеть без дела. Вот и стала писать. — Исходя из своего жизненного опыта, что вы пожелали королёвцам — людям, живущим в таком именитом городе? — Королёв… Этому городу, мне кажется, положено быть где-то на Луне! Когда я подъезжаю на электричке к вашему городу, у меня всегда возникает, не скажу, что дрожь — нет, а какое-то такое замирание сердца, потому что моя бы жизнь была абсолютно другой, если бы я полетела в космос. Ну, а пожелания я бы сказала своими стихами: Написать бы в небе размашистым почерком, Калёным пером самолётных ракет: «Примите, жители Королёва, От испытателя самый горячий, сердечный привет! Идите правильным курсом к цели. Хвала вам, товарищи, так держать! Ведь очень важно, чтоб мы умели Всех дальше, быстрее и выше летать! МАРИНА ЛАВРЕНТЬЕВНА ПОПОВИЧ — советская летчица, писательница и уфолог, доктор технических наук, профессор. Родилась в 1931 году в Смоленской области. Окончила Московский авиационный техникум, Центральную объединенную летно-техническую школу и Академию гражданской авиации. В авиации с 1947 года. Марина Лаврентьевна — действительный член семи академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых. Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряной медалей им. С. П. Королёва, Большой Золотой медали Международной авиационной федерации. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Кроме того, ее именем названа звезда в созвездии Рака. Марина Попович — автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин. Летчица не раз приезжала в Королёв и читала лекции для студентов Колледжа космического машиностроения и технологий. Беседовала Анна КЛОЧНЕВА Версия для печати
Пушкино включат в "Губернское кольцо Подмосковья"
Все радиостанции Пушкинский
Лента новостей
Политика — 29 Сентября 2015, 14:39
— Пушкино сегодня Интернет-портал
Подмосковная земля снова снова не дает покоя сообразительным людям
Происшествия — 26 Сентября 2015, 15:24
— Пушкино сегодня Интернет-портал
На станции "Софрино" сошел с рельсов вагон электрички
Политика — 15 Апреля 2015, 14:10
ОНФ просит Генпрокуратуру проверить законность приказа, принуждающего учителей Королева к благотворительности
Культура — 12 Декабря 2014, 13:02
В ивантеевском клубе авторской песни «Гриль-бард» прошла очередная встреча |
Погода
![]() ![]() вечером +22 ![]() ![]()
Котировки
Партнеры
|