09
мая 2024
четверг
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Щелковский

Жить по максимуму

Общество — 11 Мая 2013, 15:30

Этому принципу летчик-испытатель Алексей Никашин всегда оставался верен

Судьбы летчиков-испытателей часто подобны полету августовских звезд – они также ярки и коротки. Сегодняшней публикацией газета «Время» совместно с Государственным краснознаменным научно-испытательным институтом ВВС начинает цикл рассказов о людях, внесших неоценимый вклад в становление и развитие отечественной военной авиации.

Алексей Иванович Ника-шин родился в 1906 году в Москве, в семье мелкого служащего, обремененного большой семьей. Он рано узнал нужду и труд, а с ними и смысл бурных событий, происходивших в стране. Ни-кашин в возрасте семнадцати лет пошел служить в Красную армию. Воевал в полку, где комиссаром был его родной брат – Василий. В 1923 году Алексей демобилизовался, вернулся в столицу, пошел работать на завод, а по вечерам учился в электротехническом техникуме. Он был молод, полон энергии. Ему нравилось жить так, чтобы ни один час, ни одна минута не пропадали даром. Он решил стать летчиком. Поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, потом продолжил обучение в 1-й военной школе летчиков на Каче (под Севастополем) и в Школе воздушного боя в Серпухове.

После успешного окончания летной школы была двухлетняя служба в Смоленской авиаэскадрилье. В 1929 году в ее составе он отправляется на Дальний Восток для участия в боевых действиях на КВЖД. На личном счету Ни-кашина были десятки боевых вылетов и несколько сбитых самолетов противника. Свой первый орден – Боевого Красного Знамени отважный летчик получил из рук Михаила Ивановича Калинина. Потом в часть, где он продолжал службу, пришла телеграмма: «Откомандировать Никашина на учебу в Военно-воздушную академию имени Жуковского». И вот он снова в Москве, на этот раз в качестве слушателя инженерного факультета прославленного учебного заведения.  И   здесь  Алексей Иванович остается верным своему принципу: «Жить по максимуму». Находит время и использует любую возможность, чтобы не только отлично учиться, но и совершенствовать свою летную квалификацию. Во время каникул мчится в Коктебель, чтобы участвовать там во всесоюзных планерных состязаниях, или в строевую часть, чтобы потренироваться в полетах на истребителях.

Окончив Военно-воздушную академию РККА, Ника-шин становится одним из первых летчиков-испытателей с высшим инженерным образованием.

***

Неудивительно, что и в НИИ ВВС, куда он прибыл в 1935 году, он тоже повел себя в соответствии со своим жизненным  принципом.

В разные годы Никашин проводил испытания опытных изделий конструкторских бюро Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Горбунова, Гудкова, а также ряда самолетов зарубежного производства.

Первый вылет на самолете И-301 (ЛаГГ-1) с Центрального аэродрома летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин совершил 28 марта 1940 года. Дабы сэкономить время, в испытаниях принимали участие представители заказчика – НИИ ВВС. Назначенный   руководителем бригады военных испытателей, Михаил Иванович Тара-кановский приступил к изучению самолета еще летом 39-го. Он принимал участие в оценке проекта И-301, работе макетной комиссии и вел наблюдение за ходом постройки прототипа. Первый полет прошел успешно, и Никашин заявил, что не видит никаких препятствий к выполнению  следующего.

***

С 31 марта 1940 года испытательные полеты пошли своей чередой с интервалом в один-два дня. Летных происшествий с И-301 не было, однако отказы оборудования случались. В ходе заводских испытаний дважды пришлось менять мотор, трижды текла гидросистема. Никашин отметил чрезмерные нагрузки на органы управления, вместе с тем он оценил пилотажные качества истребителя как удовлетворительные, а самолет счел доступным летчикам средней и ниже средней квалификации.

В конце апреля последнего предвоенного года самолет начали готовить к первомайскому воздушному параду над Красной площадью. Отполированный «рояль» вишневого цвета (так прозвали механики И-301 за превосходную внешнюю отделку) эффектно продемонстрировал 1 Мая летчик Ника-шин. Заводские испытания закончили 12 апреля, и вскоре машину предъявили на государственные испытания, которые проводились в НИИ ВВС.

Ведущими летчиками на И-301 назначили П.М. Сте-фановского и С.П. Супруна. Никашин ознакомил их с особенностями техники пилотирования и выпустил в первый полет. Погода благоприятствовала, серьезных отказов   матчасти   не  произошло, и уже через четыре дня Таракановский смог подвести предварительные итоги, в частности определить максимальную скорость горизонтального полета – 585 км/ч. Напомним, дело было в 1940 году…

Доработку первого экземпляра завершили к 11 августа, машину в воздух опять поднял Никашин. К сожалению, Алексей Иванович поддался на уговоры представителей завода сэкономить день и полетел уже под вечер. Сам полет прошел успешно, но посадку пришлось выполнять против заходящего солнца; в этих условиях летчик не смог правильно определить высоту на выравнивании – шасси не выдержало удара при грубой посадке, стойки основных опор пробили обшивку центроплана, узел крепления костыля также сломался.

Происшедшее сорвало сроки повторных государственных испытаний, но все же поломка – не катастрофа. В Химках удвоенными темпами велись работы по ремонту первого И-301 и постройке «дублера». К октябрю 1940 года ожидалось, что обе машины будут готовы к полетам.

Несмотря на то что самолет И-301 с двигателем М-105П не отвечал предъявляемым требованиям, он все же был машиной нового поколения по сравнению со старым истребителем И-16. Вопрос с его серийным производством был в принципе решен. Совет народных комиссаров постановил начать серийный выпуск истребителя на заводе ¹ 23 в Ленинграде.

Никашин провел заводские и государственные испытания истребителей И-185 и ЛаГГ-3 (Ла-5).

***

Жизнь летчика-испытателя Никашина оборвалась 12 июня 1943 года при испытании истребителя Гу-1 (ГУ-37). При первом взлете самолет, после чрезмерно большого разбега, набрав по прямой высоту до двухсот метров, свалился набок и пошел в пике до земли.

Ответа на вопрос, почему это произошло, нет и по сей день, но тогда мнения многих специалистов, поставивших свои подписи под ранними заключениями по машине, были категоричны: «Виноват  конструктор».

Юрий КАКАДИЙ



Версия для печати

Лента новостей

Общество

А ордер есть?

Облако тегов

Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +2 +4
ночью +1 +3 утром +5 +7
Котировки
USD ЦБ РФ 91,8239 0.7008
EUR ЦБ РФ 98,9461 0.6399

Партнеры









































все партнеры