15
мая 2024
среда
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Ногинский

Российская школа сегодня. А завтра?

Наука и образование — 18 Октября 2014, 14:09

За всю свою историю отечественное образование претерпело множество различных изменений. Оно находилось в постоянном поиске альтернативных, конкурентоспособных образовательных подходов и программ. Эти изменения были разные: как полезные и крайне необходимые, так и ненужные, бессмысленные и даже вредные. Однако, несмотря на многочисленные эксперименты и нововведения, отечественное образование, увы, осталось неизменным в главном - оно не может обеспечить оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка.
Искусственно введённые по западному образцу ЕГЭ, ФГОСы большой пользы не принесут, ведь система образования (особенно школьного) во многом осталась советской, кстати, признанной не самой плохой. Недаром же многие десятилетия тому назад Финляндии приглянулась именно советская система школьного образования, которой там пользуются до сих пор и которая была доведена финнами до мирового уровня. Наследие выдающегося советского педагога и психолога А. С. Макаренко нами вообще не используется. Зато немцы, японцы молятся на созданную им систему воспитания и развития: японские фирмы, например, строятся по лекалам трудовой колонии нашего педагога; с 1950-х годов немцы издают работы А. С. Макаренко массовыми тиражами и сейчас регулярно переиздают их. Последнее переиздание его собрания сочинений было осуществлено - вот где позорище-то! - одной западной косметической компанией с характерным предисловием: «Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было...»
А что у нас, в России? Кризис в системе образования и воспитания. Если в советское время (да и в дореволюционной России тоже) система образования и воспитания строилась на принципах творчества, инициативы и уважения к ученику, то нынешняя образовательная система построена очень специфично - во главе угла стоит оценка деятельности ребёнка (он должен выполнить задание по образцу, и учитель должен оценить, насколько он к нему приблизился). И я не уверен, что каждый учитель понимает этот виртуальный образец. Это неперспективный и даже тупиковый подход.
Мы забываем, что живём в информационном мире, который меняется стремительно, а система образования всё продолжает готовить детей к жизни в иллюзорном мире, и введение ЕГЭ или ФГОС - новшеств из другой области - не даст особого эффекта. Поэтому успешность человека сегодня зависит не от механического выполнения заданий, а от того, насколько быстро и правильно он реагирует на меняющиеся условия, приспосабливается к ним, продуцирует новые идеи. Современное конкурентоспособное образование должно быть направлено на сохранение и развитие творческого потенциала ребёнка в большей степени, чем на решение конкретных задач и оценивание деятельности ребёнка в соответствии с какими-то надуманными стандартами.
Что необходимо для результативного процесса обучения? Главное - расставить приоритеты.
Первым приоритетом в российском образовании должно стать создание безопасной среды в школе. Чтобы ни один учитель не кричал на ребёнка, не унижал его, чтобы детям в школе было комфортно и интересно. Необходима ориентация детей на доверие, сотрудничество, творчество и взаимопомощь.
Каждый ребёнок рождается с познавательным интересом, он любопытен и любознателен, жаждет узнавать новое, поэтому второй приоритет эффективного образования - стремление сохранить этот познавательный интерес, развить его и научить ребёнка гибко и творчески обращаться с новой информацией. Здесь важно понять: ребенок, который в этом году впервые пришёл в школу, станет полноценным специалистом (окончив школу и получив высшее образование) - вдумайтесь! - примерно через двадцать лет. Как изменится мир за это время!
Третий приоритет - мнение учеников о том, что они хотели бы изменить в школе, должно учитываться дирекцией и учителями. Это даст ученикам ощущение собственной значимости, ценности. Это очень важный опыт для детей - к ним прислушиваются, их мнение уважают, они чем-то могут управлять.
Конечно же, в сложившейся системе российского среднего образования накопилось много проблем. Хочется сказать о фундаментальном противоречии, с которым сталкивается каждый учитель в средней школе. Весь образовательный процесс ограничен довольно жёсткими рамками программы, а каждый учитель находится в позиции эксперта, постоянно оценивающего ученика. Успеваемость, оценка становятся практически единственным критерием успешности ребёнка в школе и качества работы учителя. Но это уже анахронизм! От этого давно ушли те же европейские страны, на которых мы постоянно оглядываемся.
Процесс образования и воспитания индивидуальный творческий, он не требует строгой стандартизации и регламентации. И он не может обойтись без профессионалов по призванию, педагогов-новаторов, добрых и честных учителей!
Если уж так нужно что-то оценивать в ученике, то в школе должна действовать неформализованная система индивидуального оценивания исключительно знаний, умений и навыков.
Не надо превращать школу в примитивный быт, как поход на рынок или в магазин. Тогда школа не будет проблемой для детей, которые сейчас ошущают её как «поле битвы», а всё, что происходит в школе, не имеет отношения к реальной жизни. Она не будет проблемой и для родителей, которые всегда виноваты в том, что у них «не те, и не такие дети», что у них не хватает денег платить везде, всем и за всё. Школа не будет в тягость и самим учителям, которых из творческих работников превращают в бюрократов, обязанных вместо индивидуального подхода к ребёнку, живого общения с детьми считать никому ненужные баллы и заполнять никому ненужные циркуляры.
Одно все же успокаивает, что у современной российской школы, при всей сложности её жития-бытия, есть перспектива. Какая она сегодня и какой будет завтра эта перспектива -вопрос не риторический. Он лежит в плоскости личностной, профессиональной и творческой. Из этого следует, что сегодня (а лучше - ещё вчера!) необходимо переосмыслить, перестроить своё отношение к самой ШКОЛЕ - мощному институту позитивной (и негативной тоже) социализации личности, - сделать всё возможное, чтобы учебный и воспитательный процессы в школе не мешали, а активно способствовали гармоничному развитию ребёнка, помогали раскрытию дарований каждого ученика и бережно стимулировали творческую мотивацию, творчество, доброту и порядочность.
Многие школы имеют свой вектор развития. Российская школа в целом не плохая и не хорошая. Она разная, как и вся наша жизнь. И паниковать, думаю, не стоит, потому что все то, чем я поделился с вами, уважаемый читатель, переживали наши прадеды, деды, родители. Но учителям следует постоянно держать в голове золотые слова известного русского педагога И. Ф. Гербарта, который говорил, что «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели». Именно при таком отношении российская школа вновь приобретёт своё лицо, своё достоинство, авторитет и уважение, займёт исторически сложившиеся, но временно сданные позиции.
Ю. КЛЕЙБЕРГ, академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета, г. Ногинск
О плюсах и минусах современной системы образования «БВ» поговорили с родителями учащихся разных типов школ - государственной общеобразовательной, негосударственной и специализированной для одарённых детей.
Альбина (ierocyiapcTBeiioe образовательное учрежтде^ие):
- Плюсом сегодняшней системы образования считаю профильное разделение классов, особенно актуально это для старшеклассников, которые уже выбрали свою будущую профессию и, соответственно, те предметы, какие им нужны.
Ещё одним достоинством считаю, что во многих школах сегодня вводится английский язык с первого класса. При этом думаю, что программа начальной школы очень растянута.
Большим минусом считаю введение ЕГЭ как оценку знаний выпускников школ. Получается, что сегодня на уроках учат выполнять задания тестов, а не учат предмету. Дети механически заучивают ответы по ЕГЭ, порой даже не понимая их смысла. С введением экзаменационного тестирования выпала такая составляющая системы образования, как умение мыслить, думать. Более того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, многие вынуждены дополнительно заниматься с репетиторами.
Наталья (гocyiapcтвeiiaя общеобразовательная школа):
- Я считаю, что раньше дети ходили в школу за знаниями, а сейчас за заданиями. Моя внучка учится в четвёртом классе общеобразовательной школы, на мой взгляд, детям сегодня в соответствии с ФГОС навязывают много ненужного. В школе она находится с утра до 15:00 ежедневно, благодаря дополнительным занятиям типа окружающего мира или труда, которые сделали обязательными. Ещё и домашние задания, которых задают очень много, всё надо успеть выполнить!
Получается, что времени на кружки, секции, дополнительное образование, спорт, на то, что ребёнку действительно нравится и увлекает его, просто-напросто не остаётся. А ведь детям ещё необходимо бывать и на свежем воздухе, а не только за партой сидеть!
Изменилось отношение учителей к образовательному процессу: ссылаясь на занятость, они отказывают в дополнительных занятиях тем, кто не понял ту или иную тему предмета. Широко практикуется репетиторство.
И, вообще, считаю, что неправильно сегодня расставлены акценты в образовании, мы пытаемся создавать комфорт в школах за счёт родителей, но не задумываемся, что не это даёт нашим детям знания и необходимые в жизни навыки.
Светлана(специализированное образовательное yчpeжieiиe шля oiapёiiыx i-етей):
- По моему мнению, успех обучения состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка предметом и образовательным процессом, чтобы он с удовольствием ходил в школу за знаниями, а не воспринимал это только как обязанность.
Для этого учитель должен быть увлечён своим предметом, постоянно пополнять знания, тогда и ученик будет «заражаться» этим стремлением к познанию. Нельзя объять необъятное, пусть будет хотя бы что-то одно, например, увлечение математикой, уже тогда ребёнок будет с удовольствием ходить в школу каждый день.
Но, увы, пока у многих учителей в наших среднестатистических школах очень формальный подход к обучению.
Подготовила Екатерина БОРОДИНА


Версия для печати

You need Flash player 8+ and JavaScript enabled to view this video.

Репортаж со Дня учителя

4 октября в Доме ученых чествовали педагогов, работников детских садов, учреждений дополнительного образования. Лучшие были удостоены наград.Более подробно в репортаже нашего корреспондента.
Все радиостанции Ногинский

Лента новостей

Облако тегов

Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +13 +15
ночью +8 +10 утром +14 +16
Котировки
USD ЦБ РФ 91,2573 -0.1018
EUR ЦБ РФ 98,8267 0.1585

Партнеры









































все партнеры