воскресенье
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос Шаховский«В человеке должно быть все прекрасно…»Наука и образование — 7 Июня 2013, 22:50Закончился учебный год. Впереди – экзамены. Волнуются выпускники, беспокоятся родители: каковы будут результаты экзаменов? Куда смогут поступить бывшие школьники для продолжения образования? Эти заботы тревожат родителей больше, чем заботы об урожае на огородах или летнем отдыхе. А администрация школ, отдел народного образования, учителя будут подсчитывать баллы, полученные учениками на ЕГЭ, будут сравнивать, у кого результат выше, кто лучше потрудился - Марья Петровна или Анна Ивановна. И так продолжается уже в течение нескольких лет. Словно мы все забыли об основной функции школы – воспитывать гармоничную личность, способную верно и честно служить своему Отечеству. Кто подсчитает, сколько та же Марья Петровна выпустила людей достойных, трудолюбивых, этически и эстетически воспитанных? Всем хорошо известно, что далеко не всегда школьная оценка соответствует нравственному уровню девушки или юноши. Великий русский писатель А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Такого прекрасного человека и обязана воспитывать школа. Начинать нужно с воспитания патриотизма. С ранних лет ученики слышат вопрос: с чего начинается Родина? Ответ, как правило, стандартный: с картинки в букваре, с любви к родному краю, родителям, близким людям. Но человек вырос, повзрослел и утратил чувство сопричастности к судьбе Отечества, потерял и совесть, и честь, и чувство долга. Слово «патриотизм» вызывает у него насмешку. Государство начинает понимать, чем грозит стране утрата чувства патриотизма, долга, чести, совести. Оно ускоренными темпами пытается научить россиян любить Отечество. Появилось даже ведомство, координирующее соответствующие общественные проекты; до 2015 года планируется реализовать программу патриотического воспитания граждан общей стоимостью более 777 миллионов рублей. В Послании Федеральному собранию президент РФ В.В. Путин призвал соотечественников «обращаться к патриотизму и солидарности». Ускоренными темпами нельзя воспитать духовную, гармоничную личность. Кропотливую работу в этом направлении должна проводить школа. Учитель – главное звено в цепи связи человека с Родиной, обществом, народом. Но сегодня учителю очень трудно работать: много бумажной волокиты, бюрократизма, требований жить и работать по той или иной инструкции… Одна аттестация психологически ломает учителя: чтобы доказать, кто ты есть, нужно предоставить горы справок, планов, написать (напечатать обязательно) целый том всевозможных доказательств, подтверждений… Потом специальная комиссия (видимо, сами Боги) будет решать, кто и чего стоит. Сколько зря потраченного времени вместо того, чтобы уделять внимание каждому ученику. На мой взгляд, именно перегрузка учителя лишним способствует росту дефицита духовности в нашем обществе. Нужно учитывать и тот факт, что учитель должен обладать умением сопротивляться тем обстоятельствам, которые сложились в нашей жизни, а значит, и вокруг учителя. Умеет учитель им противостоять – научит этому и своих учеников. Что это за обстоятельства? Всем они известны: социальная несправедливость, неуважение к небогатым людям, настоящему труженику, воровство, взяточничество, хамство чиновников… Молодые люди все это видят и слышат об этом – результат воспитания плачевен: молодежь пассивно относится к своим гражданским обязанностям, ее интересуют только деньги, удовольствия всякого сорта и иногда стремление покинуть «эту страну». И немало молодых людей покидают ее… Чем измерить, какими баллами, подсчетами тот внутренний мир, дух учителя, благодаря которым учитель ежедневно, ежечасно учит своих питомцев бороться против зла, пороков, негативных сторон нашей жизни и несправедливости? Какая комиссия сможет оценить духовный мир Марьи Петровны, благодаря которому ее воспитанники обладают культурой, стремлением улучшить нашу жизнь, жить честно, по правде? Такой учитель борется за будущее нашей страны, и нельзя это недооценивать. Ведь почему многие люди еще хватаются за образ прошлого? Почему есть еще люди, которых не отпускает тоска по Сталину? Потому что они ищут спасение от сегодняшних неудач, бедности, несправедливости, насилия, жестокости, хаоса в «железной руке». А искать спасение нужно в настоящей элите. Не в той, что отдыхает на Мальдивах, покупает виллы, строит особняки, имеет яхты, а в той элите, которая обладает культурой, истинной образованностью, желанием честно жить и трудиться. Такой элитой можно считать сегодняшнего хорошего учителя. Если учитель дал ученику хотя бы импульс и желание быть лучше, образованнее, умнее – уже хорошо. Если учитель сам умеет работать душой, то и ученики его будут в будущем трудиться так же. Сейчас век научно-технического прогресса. Уже и первоклассника учат в школе тыкать пальчиком в компьютер. Интернет – это удобно, но он убивает у человека способность мыслить, самому добиваться знаний. Уже электронные учебники появились, ученик будет сам учиться, а учебник ему даже оценку выставит. Я проработала уже не просто большую, а огромную жизнь, и уверена, что ничто не сможет заменить личность учителя, его живое слово и книгу в его руках. Об этом говорит весь мой педагогический опыт, а воспитывала я, думаю, не самых худших людей. Нельзя сводить роль учителя к второстепенной. Наверное, кое-кто думает, что мои взгляды, рассуждения устарели, что я принадлежу уже прошлому… Да, я понимаю, что уже «в списках не значусь». Боюсь, что очень скоро и молодые учителя не будут «в списках значиться», ведь век электроники уверенно шагает по планете. И если кто-то приветствует: «Здравствуй, новая школа!», то я с чувством ностальгии по утраченному говорю: «Прощай, старая школа!» Я маленький, незаметный человек, с которым можно и не считаться, но вспомним опять-таки великого Чехова, его пьесу «Вишневый сад». Писатель предупреждал: вырубим вишневый сад – погубим все то лучшее, что было в дворянской культуре, погрязнем в невежестве и варварстве. Так и случилось… Не вырубить бы и нам, людям XXI века, свой вишневый сад… Э. МАКАРОВА, учитель русского языка и литературы Шаховской школы № 1, заслуженный работник образования Московской области Версия для печати
О подготовке к работе в зимний период Шаховского филиала Западных электрических сетей ОАО МОЭСК рассказывает корреспондент Н.Голубева.
Все радиостанции Шаховский
Лента новостей |
Погода
0 +2 утром 0 +2 днем +1 +3
Котировки
Партнеры |