суббота
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЕгорьевскийЖемчужное чудо ТоропцаКультура — 3 Августа 2011, 10:16Женщинамдавноизвестно, чтоихоценивают—особенноприпервомзнакомстве —нестолькопоумуидостоинствамхарактера, сколько поодежде. Недаромстариннаяпословицаговорит, что «поодежкевстречают, по умупровожают». Ноеслидля многихсовременныхженщинкостюм—этопрежде всегозеркалоихсути, тов стародавнююэпохуодежда человекабыласвоеобразной «визитнойкарточкой»: поней судилиостепенизнатности илибогатства, профессии иместепроживания, овозрастеисемейномположении. Отом, замужемлиюная красавица, встреченнаяслучайнопарнемуколодца, он могопределитьпоееголовномуубору... Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника – гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твердой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Кокошник был не только украшением женщины, но и ее защитой. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия. Кокошники изготавливали в городах, в больших селах и монастырях специальные мас-терицы-кокошницы. Кокошники были собственностью семьи и переходили к очередной владелице по наследству, поэтому нередко подвергались пере- делке: подгонке по размерам, а также замене изношенных частей новыми. Впервые его надевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. В коллекции Егорьевского музея есть праздничный головной убор торопецкой девушки. Торопец – небольшой старинный городок, располагающийся ныне в Тверской области, славившийся в прошлом не только ремесленными и торговыми традициями, но и красотой нарядов своих жительниц. Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. Историк-краевед М. И. Семев-ский в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» писал: «Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, а головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах – жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее – бусы жемчужные в несколько рядов». Экспонат Егорьевского музея представляет собой головной убор цилиндрической формы со скошенным от макушки к затылку верхом. Твердая основа перекрыта парчой. На очелье, низанное рубленым перламутром, нашито 19 «шишек» с жемчужиной наверху каждой. В просторечье подобный кокошник называли «шишак». Количество шишек зависело от достатка семьи и доходи- ло до тридцати. Стоил такой головной убор иногда дороже недвижимого имущества – от 2 до 7 тысяч тогдашних, царских, рублей. «Шишак» был своего рода визитной карточкой Торопца. При финансовых затруднениях его можно было заложить или дать напрокат на время свадеб, что приносило семейству определенный доход. Свидетельство об этом сохранилось даже в местных песнях: Вы, торопецкиедевушки, Новгородскиелебедушки, Ввасжемчужныекокошники, Позакладаммногохаживали, Многоденегонинашивали, Когдарубль, когдадва, Когдавсехполтора... По преданию, передаваемому из уст в уста, когда сваха надевала этот убор на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить ей с мужем в любви и согласии еще большее количество лет. Жемчуг был одним из излюбленных материалов Древней Руси. Этот камень добывался в том числе и в реке Торопе, от которой, по одной из версий, и происходит название города. Ловцы жемчуга, прежде чем нырять, парились в бане, одевались во всё чистое. Найдя в ракушке инородное тело – соринку, которая обволоклась слизью, клали ее в рот, два часа держали, потом сплевывали в чистую льняную тряпицу, заворачивали в нее и носили на груди до затвердевания. В те времена жемчуга было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями. Возникновение жемчужин в раковинах всегда было окутано легендами. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию, оставался живым, и в женском костюме сделался как бы символом жизни. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем сла- вянским народам Восточной и Западной Европы. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д. Древний обычай разделял головные уборы на девичьи и женские. Девичьи охватывали голову обручем, не покрывая целиком, оставляя возможность потенциальному жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки. Ритуал смены головного убора – с девичьего на женский («окручивание») – был центральным моментом свадебных торжеств. От этого ритуала, кстати говоря, пошло и выражение «окрутить девку», т. е. заставить ее выйти за себя замуж. В коллекции Егорьевского музея представлен «Портрет торопецкой купчихи на смертном одре». На нем изображена лежащая женщина, одетая в праздничную одежду. На полотне можно увидеть всю красоту торопецкого старинного костюма, ведь для погребения усопшего обряжали в самый лучший наряд. Изображенная на портрете женщина совсем недавно вышла замуж и еще не успела родить первого ребенка, о чем можно судить по надетому «шишаку». Она умирает, и хоронят ее как невесту, так как верят, что она скоро предстанет в Царствии небесном невестой перед Богом. В старообрядческой среде бытовала традиция изображать на картинах людей умирающих или умерших, потому что люди верили, что после смерти наступает жизнь, но не физическая, а духовная – жизнь в Царствии Божьем. Это почиталось за благо, смерть не устрашала, а была переходом в мир иной. Родным и близким оставалось изображение, запечатлевшее этот переход. СветланаПЛАНКИНА. Версия для печати
"Историческое прошлое. Город и люди" - председатель Совета ветеранов ОМВД по Егорьевскому району, заслуженный работник МВД СССР, заслуженный юрист МО, полковник милиции в отставке Александр Леликов читает главы из своей книги "Пятая образцовая" об истории школы № 5.
Все радиостанции Егорьевский
Лента новостей
Происшествия — 7 Октября 2015, 00:03
— Егорьевское утро
В Егорьевске обнаружены "фиктивные" судебные приставы
Общество — 29 Ноября 2014, 10:13
Реконструкция моста на автодороге МБК Егорьевск вышла на завершающий этап |
Погода
+14 +16 утром +15 +17 днем +14 +16
Котировки
Партнеры |