16
июня 2024
воскресенье
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Дубна

По следам одного побега

Общество — 2 Октября 2014, 11:40

4 октября исполняется 71 год со дня, когда наш земляк, ученик первой школы Владимир Крупский  вместе с летчиком Аркадием Ковязиным совершил побег из немецкого плена на самолете. О факте этого побега в своей книге «Кому ты так обязан», изданной в канун 65-летия Победы, упоминал писатель, публицист Валерий Кириллов, приводя текст сообщения калининских чекистов в НКВД СССР. Во многом благодаря именно этой публикации внуку Владимира Крупского Анатолию Крупскому удалось несколько лет назад восстановить историю побега и выполнить волю своего родного деда-фронтовика – побывать на могиле его погибшего брата.

Теперь, уже в канун 70-летия Великой Победы, в газете «Советская Россия» был опубликован материал В.Я. Кириллова, в котором автор открывает новые страницы этой поистине героической истории…

«Заинтересуйтесь. Л. Берия»

В мае 2014 года в телефонной трубке раздался незнакомый молодой голос:

– Это Анатолий Крупский, предприниматель из города Дубны…

«Крупский… Крупский…», – пытаюсь сообразить, откуда мне известна эта фамилия.

Анатолий продолжает:

– В Интернете я обнаружил вашу книгу «Кому ты так обязан», а в ней – сообщение калининских чекистов в НКВД СССР, в котором упоминается Владимир Михайлович Крупский, родной брат моего деда.

Вот та выдержка из книги.

«Ушел из жизни полковник КГБ СССР в отставке Евгений Степанович Федоров, издавший книгу «Правда о военном Ржеве», но так и не успевший издать книгу о подполье в Калинине. Незадолго до кончины Евгения Степановича мы разговаривали с ним по телефону. Мне хотелось прояснить ситуацию относительно сообщения, поступившего 5 октября 1943 года из Калининского УНКВД в НКВД СССР:

«Из Калинина. Принято по ВЧ. Сов. секретно. Москва. НКВД СССР – тов. Серову.

В 14:00 4.10. 43 г. на территории Оленинского района Калининской области приземлился самолет марки «Штолк» (итальянский). Экипаж самолета в составе: 1) Ковягин Аркадий Михайлович, 1915 г. рождения, уроженец г. Свердловска, летчик, имел звание лейтенанта, служил в 212 авиаполку дальнего действия, попал в плен в 1941 году, когда сделал вынужденную посадку на оккупированной немецкой территории в Ленинградской области. В плену окончил школу диверсантов. 2) Крупский Владимир Михайлович, 1922 года рождения, уроженец Ленинградской области, в Красной армии с 1940 года, служил в 4-м стрелковом полку 93-й стрелковой дивизии в должности помощника командира взвода. В плен попал в 1941 году под г. Невель.

Оба, будучи в плену, работали на рижском аэродроме. При приземлении задержаны постами службы ВНОС. 4.10.43 г. в 8:00 захватили указанный самолет и вылетели курсом на Иваново, из-за нехватки горючего приземлились в Оленинском районе. Самолет исправный, находится на месте посадки и охраняется командой поста службы ВНОС. Экипаж самолета направлен в Москву».

На сообщении значится: «Тов. Абакумов, заинтересуйтесь. Л. Берия. 5/10». Руководитель «Смерша» В.С. Абакумов направил письмо по инстанции с указанием «немедленно расследовать и доложить».

Чем завершилось расследование? Что это были за люди? Смельчаки, улетевшие из немецкого плена? Или диверсанты? Евгений Степанович при всей своей информированности этого, к сожалению, не знал…»

«Много пережито, Миша!»

Спустя некоторое время благодаря Анатолию Крупскому мне стали известны некоторые подробности того, как сложилась дальнейшая судьба отважных беглецов, а также удалось сделать некоторые уточнения относительно их биографий.

По словам Анатолия Владимировича, родился Владимир Михайлович в 1922 году не в Ленинградской области (почему в сообщении Калининского  УНКВД и в некоторых других материалах указан ленинградский адрес, выяснить не удалось), а в г. Таганроге, где проживал со своими родителями до 1938 или до 1939 года. В Дубну семья Крупских переехала после того, как отец Владимира Михайловича, Михаил Теофилович, получил назначение начальником финансового отдела здешнего машиностроительного завода.  Мама, Клавдия Арсентьевна, занималась домашним хозяйством. Забот ей хватало, ведь в семье было трое сыновей и дочь.

После окончания в 1940 году средней школы  Владимира Крупского призвали в Красную армию. Войну он встретил в 4-м стрелковом полку 93-й стрелковой дивизии. Во время боев, оказавшись в окружении, попал в плен. Работал кочегаром на военном аэродроме в Риге. В лагере подружился с бывшим летчиком Аркадием Ковязиным (в сообщении Калининского УНКВД ошибочно указана фамилия  Ковягин).

А.М. Ковязин перед войной был в Новосибирском авиаотряде. В Красную армию его призвали в феврале 1941 года, служил в 212-м отдельном дальнебомбардировочном авиационном полку 81-й авиационной дивизии. С июня по ноябрь 1941 года экипаж Ковязина совершил 52 боевых вылета. В числе первых он бомбил Кенигсберг, штаб генерала Гудериана возле города Почепа, под Брянском. В октябре 1941 года Ковязина наградили орденом Красного Знамени, а 5 ноября во время ночного полета его самолет был подбит в районе Риги. При выходе из окружения экипаж нарвался на немцев. В бою получивший ранение и отстреливавшийся до последнего патрона   Ковязин был захвачен в плен.  Поначалу находился в концлагере «Кресты» под Псковом, оттуда его перевели в лагерь под Лугой. Летом 1942 года Ковязин бежал, но его поймали. В 1943 году Аркадия Михайловича перевели в лагерь №350 под Ригой…

Познакомившись поближе, Крупский и Ковязин стали  вынашивать дерзкий план побега. Для начала пользовавшийся доверием у коменданта аэродрома Крупский упросил того перевести Ковязина кочегаром в один из ангаров.  Осуществить побег решили на самолете связи «Физлер-Шторьх-156» (в сообщении Калининского УНКВД название самолета указано неверно). Ковязин знал, что у него короткий разбег при взлете и что он прост в управлении.

Из характеристики «Физлера-Шторьха-156»: принят на вооружение в Германии в 1937 году; экипаж – 2 чел.; крейсерская скорость – 130 километров в час; дальность полета – 385 километров; практический потолок – 4600 метров; масса – 930 кг; масса в снаряженном состоянии – 1325 кг; вооружение – один направленный назад пулемет   калибра 7,92 мм на шкворне; самолет мог сесть практически везде – для него было достаточно взлетной полосы длиной 60 метров, а при встречном ветре и того меньше.

Важную роль для успеха задуманного играла погода. Наконец, 4 октября 1943 года выглянуло солнце, стих ветер.  Когда технический состав ушел обедать, Крупский и Ковязин незаметно для охраны пробрались к подготовленному для полета самолету, юркнули в кабину. С первого раза завести мотор Ковязину не удалось. Заподозрив неладное, немцы отрядили к самолету велосипедиста. Приблизившись, тот поднял крик, отчаянно замахал руками. Еще мгновение, и все закончится для русских беглецов самым трагическим образом, но…мотор завелся!  Остальное было делом большого летного опыта Ковязина. Через три часа самолет приземлился возле деревни Липовка, в пятидесяти километрах западнее г. Ржева. Беглецы не могли сдержать своей радости. Они плакали и целовали родную землю.

Как и полагалось в таких случаях, А.М. Ковязин и В.М. Крупский были направлены на фильтрационную проверку. По запросу Анатолия Крупского, сделанному в 2010 году в Российский государственный военный архив, пришел ответ: «В фильтрационно-проверочной картотеке управления ФСБ по Москве и Московской области значится Крупский Владимир Михайлович, уроженец Ленинградской области, Полновского района, с/х Дубница, последнее место жительства до призыва в армию: Калининская область, Кимрский район, Новостройка. В Красной армии занимал должность помощника командира взвода 4 стрелкового полка 93 стрелковой дивизии, воинское звание – сержант. Находился в плену с сентября 1941 г. по декабрь 1941 г.Проживал на оккупированной территории до 4 октября 1943 г. Работал в немецкой армии кочегаром… Прибыл в проверочно-фильтрационный лагерь №174 из Внутренней тюрьмы НКГБ ССС, г. Москва, 9 октября 1943 г. Регистрационный номер 26121… 12 декабря 1944 г. – убыл в РВК». На карточке имеется пометка «Проверен 16 июня 1944 г.  №90»

Сохранились письма Владимира из лагеря брату  Михаилу:

«21.VII. – 44 г. Здравствуй, братишка! Только что получил письмо из дома с фотокарточками всех вас. Итак, как ты уже слышал, я жив и здоров. Папа пишет, что ты ст. сержант комсостава эскадрильи, с чем и поздравляю. Но, откровенно говоря, я почему-то думаю, что ты не останешься в тех. составе, а переквалифицируешься на летчика.

Я понимаю, Миша, что это очень трудно в настоящих условиях, даже невозможно, но мне почему-то показалось, что это будет именно так, что ты со своим характером не сможешь долго провожать и встречать машины… Мишуха,  пришли мне, пожалуйста, еще одну фотокарточку. У меня есть ты в форме сержанта за 42 год, а сейчас уже 44. Я, к великому сожалению, сам не могу пока что сфотографироваться… Много времени прошло с момента последнего письма от тебя,  и очень много пережито, Миша!

Могу тебе сказать, что из юнца превратился во что-то более оформленное. Не раз приходилось посмотреть в глаза смерти при всевозможных обстоятельствах. Последний раз это произошло в конце 43 года, когда мы с другом летчиком Аркадием Ковязиным решили «оседлать» немецкий самолет, чтобы перелететь издалека на «большую землю». Мы таки его «оседлали» и очень удачно. Ты можешь себе представить, братишка, что было написано на их рожах, и их фигуры, согнутые в вопросительный знак, когда они увидели хвост нашего самолета. Самолета, который они только что ремонтировали. Несмотря на всю ответственность момента и серьезность положения, я не смог не улыбнуться, увидев эту кинокомедию, да и сейчас не могу без смеха это вспоминать.

Я нахожусь в Подольске, и пока ничего определенного в моем положении нет, но я думаю еще повоевать, и неплохо повоевать.

Ну, прощай, братишка. Обнимаю и целую. Володя»

«9.09. 44 г. Здравствуй, Мишуха! Только что прочитал еще раз три твои письма, и, откровенно говоря, стало очень грустно на сердце. Милый Мишуха, ты слишком много спрашиваешь, а я могу очень мало ответить. В отношении времени нашей разлуки мы поговорим, когда будем сидеть за одним столом. Описать в двух словах это совершенно невозможно, а более обширно потребуется составить чуть ли не книжонку. В одном ты прав, Миша, что по годам я младше тебя, но тот путь, который я прошел за последние годы, заставил меня понимать жизнь именно такой, как она есть – с редкими радостями и продолжительными невзгодами. Но я не обижаюсь на свою судьбу. Это суровое время только закалило меня для будущей жизни, и сил у меня для этого, конечно, теперь хватит…

В отношении того, почему я не хотел встречи с папой и мамой, ты вряд ли поймешь, но физических недостатков я не имею. Все цело и все на месте.

Ну, пока, Мишуха. Крепко обнимаю, Володя»

Свидетельством того, что проверка в фильтрационном лагере прошла для В.М. Крупского успешно, явилось то, что ему сохранили воинское звание «сержант». А решающую роль в освобождении Владимира Михайловича из лагеря сыграло взятие  нашими войсками осенью 1944 года г. Риги – только тогда спецслужбами была установлена в деталях история побега Ковязина и Крупского, подтвердившая правдивость того, что они рассказали. После этого Владимир Михайлович воевал с врагом пять месяцев.

Из справки, полученной Анатолием Крупским в 2009 году из  Центрального архива Министерства обороны РФ, следует, что командир стрелкового отделения 273 стрелкового полка 104 стрелковой дивизии Владимир Михайлович Крупский, уроженец Ростовской области, г. Таганрог, погиб 6 апреля 1945 года в Югославии. В картотеке учета награжденных погибший не значится.

Сбудется ли надежда?

Место гибели Владимира Михайловича стало известно его родственникам из пришедшей «похоронки». Осенью 1945 года  Михаил Михайлович, проходивший службу в 115-м истребительном авиаполку, базировавшемся в Венгрии, получил от командования части разрешение посетить могилу брата на краевом кладбище в городе Мурска-Собота (сейчас это территория Словении). Однако  выполнить волю отца и матери не удалось: он был задержан на границе югославскими пограничниками. Шло время. Судьба брата продолжала волновать Михаила Михайловича. В 1958 году он прочел в журнале «Огонек» очерк Г.А. Григорьева, рассказывающий  о героическом поступке Аркадия Ковязина и своего брата Владимира, и без промедления обратился к автору с просьбой сообщить адрес бывшего летчика Ковязина. Так получилось, что одновременно  Григорьев получил и письмо от сына Владимира Крупского, родившегося в 1944 году в Риге. Работая кочегаром, Крупский встречался с местной девушкой Анной, она родила ему сына, которого он никогда не увидит…

С помощью Григорьева Михаил Михайлович разыскал в г. Свердловске Ковязина. После побега летчика долго мытарили по лагерям, в небо он больше не поднялся, довоевывал в пехоте. В мирное время работал бригадиром  электрослесарей треста Уралэлектромонтаж… Затем удалось найти в Риге родного племянника, названного в честь отца. А в 1980-м (в тот год Ковязина не стало)  Михаил Михайлович предпринял вторую попытку получить разрешение на выезд в Югославию. По этому поводу он обращался письменно к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному и тогдашнему лидеру Югославии Иосифу Броз Тито, но в силу сложившихся политических обстоятельств поездка не состоялась.  В 2002 году Михаил Михайлович скончался, и дело его продолжил внук Анатолий. Наведя справки в архивах, он написал обращение к президенту РФ с просьбой о представлении Владимира Михайловича к награде. Ведь если старший лейтенант запаса Аркадий Михайлович Ковязин в 1965 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1965 г. № 3541-VI был заслуженно удостоен за героический побег ордена Ленина, а затем и медали «За Победу над Германией», ему возвратили орден Красного Знамени, то Владимир Михайлович Крупский  остался без награды. Скорее всего, потому, что его уже не было в живых. В своем письме Михаилу Михайловичу в 1969 году А. М. Ковязин отмечал: «Я тоже думаю, если бы Володя был дома, то военкомат, в котором он был бы на учете, наверное, что-нибудь предпринял…»

Добавим к этому, что несколько лет назад Анатолий Владимирович Крупский совершил поездку в Словению, побывав на могиле Владимира Михайловича, выполнив  тем самым наказ своего деда-фронтовика. Активное содействие в этом оказала ему сотрудница муниципалитета города Мурска Собота Алина Герек – переписку с нею Анатолий установил с помощью Интернета.

– Надеюсь, в канун 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне о Владимире Михайловиче Крупском вспомнят, воздав ему должное, – говорил мне Анатолий Владимирович. – Он по праву это заслужил. В таком случае история героического побега получила бы свое логическое справедливое завершение.

Валерий Кириллов, г. Тверь

Версия для печати

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Курьер-Инфо  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  Люберецкая панорама  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Новый шанс  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ять  аренда  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  склады  спорт  студенты  суд  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +26 +28
вечером +22 +24 ночью +18 +20
Котировки
USD ЦБ РФ 89,0658 0.8578
EUR ЦБ РФ 95,1514 0.3190

Партнеры









































все партнеры