29
апреля 2024
понедельник
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Дубна

Начало большой работы

Экономика — 15 Марта 2012, 15:23

Владимир Путин, возглавляющий наблюдательный совет Агентства, определил для АСИ роль одного из социальных лифтов, который должен помочь молодым людям направить их энергию в созидательное русло. АСИ уже начало работу по внедрению «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ». О деятельности АСИ и стандарте читателям «Встречи» рассказывает генеральный директор Национального инстиута системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак.
– Где будет проходить апробация «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ»?
– Присоединяться к его внедрению предложено всем регионам России. В этом году отобрано 6 пилотных регионов. На их базе будут отрабатываться положения стандарта. А затем уже он с пакетом соответствующих документов будет представлен другим регионам, чтобы они внедряли его в жизнь.
– Какие регионы выбраны пилотными?
– Республика Татарстан, Пермский край, Липецкая, Калужская, Ульяновская и Свердловская области. С Республикой Башкортостан, Астраханской и Челябинской областями заключены соглашения о внедрении стандарта.
– По какому принципу их выбрали?
– Думаю, подбор регионов происходил по разным критериям. Кого-то выбирали по результатам того, что уже сделано в направлении привлечения инвестиций, кого-то – по готовности работать по единой идеологии АСИ. Это ведь тоже критерий. Возможно, не все еще регионы готовы работать по стандарту.
– Что представляет собой этот стандарт?
– Это документ, состоящий из 15 разделов или первоочередных требований к региональным органам власти. Требования нацелены на улучшение инвестиционного климата в регионе – начиная со стратегического планирования работы региона с инвесторами.
Стратегический план должен определять, какой бизнес и в каких отраслях интересен данному региону, а также какие действия должен предпринять регион, чтобы быть интересным данному инвестору. То есть формулируется некая гарантия прав и интересов инвесторов. Регион берет на себя обязанность никоим образом им не препятствовать, обслуживать их интересы, предоставлять гарантии, льготы и прочую поддержку – улучшать нормативную базу, снижать уровень негативного регулирования.
Затем в регионе должны быть созданы институты, которые работали бы с инвесторами, причем не только с приоритетными. Это может быть совет, в который вошли бы представители бизнеса, или специальное агентство.
Большой блок касается раскрытия информации о деятельности органов власти, о работе с привлечением инвестиций, о том, какая инфраструктура существует в данном регионе, каковы планы ее развития. Естественно, обязателен сайт с полной информацией о регионе не менее чем на двух языках. Там должны быть и статистика, и планы, и стратегия. То есть речь идет о широком спектре информации, которую инвесторы хотят и должны получить.
Кроме того, предусмотрены требования к реализации положений стандарта. Например, сайт должен быть не просто на двух языках, а наполнен вполне определенной информацией. Совет должен не только включать в себя представителей бизнеса, но и собираться с установленной периодичностью и заниматься выделенным кругом проблем, принимать решения и заданным образом их реализовывать. При этом все должно быть прозрачно и открыто, чтобы кто угодно мог оценить, насколько регион присоединился к стандарту, как он выполняет или не выполняет его требования.
Беседовал Владимир Володин
Малый бизнес и экономика страны
Отчего малый бизнес России не производит практически ничего, кроме услуг, объяснил президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.
– Статистические данные убеждают нас, что сколько-нибудь значительных изменений с 1997 года не произошло ни в структуре малого бизнеса, ни в его месте в экономике. Что за причины тому? Первая. Экономическая система, которая сложилась в России и воспроизводится в последнее десятилетие, в принципе выталкивает наверх те предпринимательские структуры, которые никакого отношения ни к предпринимательству, ни к инновациям не имеют.
Это виды бизнеса, устроенные по принципу: «распил» – «откат». Это бизнес, принадлежащий друзьям или родственникам чиновников соответствующего уровня, значительная часть дохода которых формируется за счет прямого или косвенного участия в обслуживании государственных поставок и так далее. Это то, что в западной литературе называется непроизводительным и деструктивным предпринимательством. То есть предпринимательством, которое не производит инновационную ренту, а «пилит» ренту административную или политическую, доедает очередной этап распределения или перераспределения приватизированной когда-то собственности.
Вторая причина – коррупция стала системной. Когда сегодня заводят речь о борьбе со взятками, хочется просто смеяться. Гд е вы видели чиновников, берущих взятки? Коррупция в России уже давно приняла другие формы. Чиновник ничего не вымогает – он с достоинством и по праву присваивает часть активов тех фирм, которым он покровительствует. Он фактически выступает в качестве неофициального партнера по бизнесу. Если в 90-е годы мы говорили про братков, про разнообразные «крыши», то сегодня никаких крыш, кроме чиновничьих, по сути, не осталось.
Свойства системной коррупции таковы, что для превращения из того игрока, которого «доят», в того, который «доит» сам, нельзя быть малым предпринимателем. Если вы – владелец заводов, шахт и пароходов, то вы можете открывать ногой определенные чиновничьи двери и, договариваясь с сидящим в этом кабинете чиновником, брать его в младшие партнеры. Но, если вы – владелец какой-нибудь прачечной, кондитерской или чего-то подобного, то ситуация окажется прямо противоположной. Это вас возьмут в партнеры, это вам разрешат открыть и поддерживать бизнес.
В рамках такой системы бизнесом можно рентабельно заниматься, если он средний или крупный. Малым бизнесом можно заниматься только от глубокой безысходности или голого идеализма.
Третья причина. Я бы охарактеризовал ее как невосприимчивость сложившейся системы к каким бы то ни было инновационным стимулам.
В экономике, где 80% добавленной стоимости создается двумя сотнями крупных вертикально интегрированных холдингов, в основном работающих с добычей полезных ископаемых, встает вопрос: в каких инновациях они нуждаются?
– Они нуждаются в инновациях для повышения эффективности своей работы.
– Эти инновации создаются опытными юристами, разрабатывающими изощренные схемы по уводу средств, аффилированию, слиянию, либо наоборот – расщеплению.
– У добывающих компаний уже возникли проблемы с добычей. Так что там тоже нужны модернизация и инновации.
– Проблемы с добычей можно решать за счет высоты маржи, а не за счет модернизации. И пока что ситуация в мировой экономике позволяет это делать.
Наконец, есть четвертая проблема. У нас все время дискутируется вопрос о том, какое нужно государство: сильное или слабое. Но почему-то никто не переводит его в другую плоскость: нужно умное государство. Умным государство, представляющее собой корпорацию чиновников, выстроивших себе виллы и блокирующих все каналы социальной мобильности для населения, а также контролирующих практически весь бизнес в стране, не может быть по определению.
Вот в последние годы у нас упирают на такие меры, как содействие самозанятости. Для этого выдают пособия, чтобы начать свое дело. Много говорилось о том, что малый бизнес пока еще мало участвует в системе госзаказа. Надо увеличить для него квоту и строго наказывать тех, кто эту квоту не выполняет и так далее.
Возникает вопрос: разумеется, поддерживая самозанятость, государство решает важные проблемы. Но все-таки, в моем понимании, это проходит скорее по ведомству социальной политики, чем по ведомству поддержки предпринимательства. Потому что в подавляющем большинстве предприятия, создаваемые людьми от полной безнадеги, – это типичная самозанятость, это – мелкий кустарный промысел, который дает кусок хлеба своему владельцу, но зачастую не дает даже этого. Я вспоминаю единственную статью, которую мне удалось найти в нашей прессе: с год тому назад «Известия» попытались посмотреть, что происходит с теми, кто эту поддержку получил. Картина оказалась безрадостной: подавляющее большинство этих людей очень скоро разоряется, а те, кто не разоряется, становятся именно кустарями.
Скажу и о системе госзаказа. Если мы соглашаемся с тем, что бизнес в России выполняет обслуживающую функцию при чиновничьей корпорации, что в силу этого он носит в основном непроизводительный характер, то чего мы хотим добиться, еще более увеличивая встроенность малого бизнеса в коррупционные схемы госзаказа? Как минимум, мы не лечим болезнь.
Поэтому очевидно, что умное государство должно по-умному отнестись и к тому набору мер, которые применяются для содействия предпринимательской активности вообще, и малому бизнесу в частности.
– Тогда возникает следующий вопрос: где взять это умное государство?
– Как и где могут для начала взяться точки роста? На мой взгляд, это, во-первых, может быть тот средний бизнес, который мы характеризуем, как «газели». Все-таки бизнес, построенный на распилах, по определению не может расти темпами 20–30% в год в течение 5–6 лет. Как правило, за это время из него все уже забирают. Если же он растет, значит, обладает некими компетенциями, позволяющими в этой агрессивной среде выживать. Компетенции очень часто связаны с тем, что данный бизнес строится таким образом, что он труднодоступен бюрократическому пониманию, либо это бизнес в сфере высоких технологий.
– Либо это бизнес, дающий, на самом деле, еще больший процент развития. Но все, что идет сверх названных 20–30%, снимается в пользу чиновничьей «крыши».
– Именно так. Но в любом случае речь идет о достаточно эффективном и самодостаточном бизнесе. И ему для еще более эффективного развития много чего не хватает. Ему не хватает кадров – их просто негде взять.
– Очень многие предприниматели утверждают, что рынок труда погиб.
– Рынок труда сегодня в таком состоянии, что, если вы хотите реализовать какой-то крупный проект, то, например, сварщиков надо свозить со всей России. Иначе их не хватит для строительства крупного цеха. Еще бизнес нуждается в более-менее вменяемой и предсказуемой налоговой политике. И еще ощущается нужда в том, чтобы значительная часть налогов от его деятельности оставалась там, где этот бизнес работает – на муниципальном и региональном уровне.
Беседовал Владимир Володин


Версия для печати

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Встреча  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Знамя труда  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Ключ  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Курьер-Инфо  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая панорама  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новый шанс  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  Площадь Мира  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Протвино Сегодня  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Спорт  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Химкинские новости  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Электрогорские вести  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  митинг  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  склады  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +9 +11
утром +13 +15 днем +18 +20
Котировки
USD ЦБ РФ 91,7791 -0.2343
EUR ЦБ РФ 98,0270 -0.6917

Партнеры









































все партнеры