30
мая 2024четверг
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЧеховскийРахманинов и ЧеховОбщество — 23 Апреля 2013, 19:35«Весна просится в душу», - однажды справедливо заметил А.П.Чехов.
В этом году весна запаздывает. Уже так хочется весны с наглыми воробьями, зелены¬ми пейзажами, бегущими ручьями, длинными тенями, синим бескрайним небом. Хочется музыки от природы - красивой и настоящей, в общем, рахманиновской «Весны», «Маргариток», «Весенних вод» и «Сирени». «Синяя, глубокая, бескрайняя», - отозвался о музыке Рахманинова А.Кончаловский.
Знаменитая ньютоновская теория 1665 года убеждает нас в том, что музыка имеет цвет. Ученый с помощью стеклянной призмы разложил музыкальную октаву на солнечный спектр. Ноте «до» соответствует красный цвет, «ре» - фиолетовый, «ми» - синий, «фа» - голубой, «соль» -зеленый, «ля» - желтый, а «си» - оранжевый. По¬пробуем лучше узнать о синем цвете в музыке от исследователей, литераторов и философов.
Гёте в своем труде «Учение о цвете» синий цвет назвал увлекательным и сравнил его с гипнотическим сеансом, а Кандинский дополнил: «Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному».
Музыка Рахманинова глубокая, мощная, чисто русская, проникновенная, как чуткая, захватывающая проза Чехова. Слушая и то и другое, чувствуешь, как дышит скромная и сдержанная русская природа.
Начинающий композитор и пианист познакомился с известным писателем 20 сентября 1898 года в Ялте после концерта, который давал гастролировавший С.В. Рахманинов вместе с Ф.И. Шаляпиным. Антон Павлович сказал молодому музыканту: «Я все время смотрел на Вас, молодой человек, у Вас замечательное лицо - вы будете большим человеком».
Через три дня Антон Павлович в письме к сестре Марии Павловне: «Милая Маша, возьми 1 экземпляр «Мужики» и «Моя жизнь», заверни в пакет и в Москве, при случае, занеси в музыкальный магазин Юргенсона или Гутхейля для передачи Сергею Васильевичу Рахманинову».
Получив в подарок рассказы, С.В. Рахманинов выслал А.П. Чехову печатный экземпляр партитуры своей «Фантазии для симфонического оркестра «Утес», на титульном листе сделав следующую надпись: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого, с тем же эпиграфом, служило программой этому музыкальному сочинению. 9 ноября 1898 года».
З. А. Прибыткова, племянница композитора, вспоминала: «.Рахманинов обожал Чехова. Все в нем было Сергею Васильевичу дорого, близко и понятно: его светлая лирика, умный юмор, любовь к родной природе, жизненная правда. И, наконец, что особенно подкупало и пленяло Сергея Васильевича в Чехове - это изумительная чеховская музыкальность».
«Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гудение жуков, тишина, тепло - как это ново и необыкновенно, и хотя весна повторяется каждый год» (из повести «Моя жизнь»).
Любая чеховская фраза создает настроение особого лиризма: «В каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и по¬коем» («Ионыч», 1898). А.Б. Дерман, исследователь Чехова, полагал, что строй этих фраз отдаленно напоминает читателю ритмичный музыкальный «строй наиболее печальных мест из церковных молитв «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание.»
Чеховские представления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств изложены просто. «Нужны чистые, поэтические и естественные побуждения, столь же прекрасные, как мир природы... Человек должен быть достоин земли, на которой он живёт... Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь!» - в подобных утверждениях Чехова, близких к рахманиновским музыкальным устремлениям, проявляется нерв, сердце его поэтики.
Рахманинов часто встречался с Чеховым в Москве, Ялте. Во время этих встреч Сергей Васильевич играл для Чехова свои сочинения, произведения П.И. Чайковского. Рахманинов видел в Чехове некоторые черты сходства с характером Чайковского. В воспоминаниях композитора встречаются такие строки: «.Чайковский был самым обаятельным. Его душевная тонкость неповторима. Он был скромен. Из всех, кого я знал, только Чехов походил на него.»
Через всю жизнь пронес Рахманинов любовь к личности и творчеству А.П. Чехова. 29 января 1932 года писал своей двоюродной сестре С.А. Сатиной в Оклахома-Сити: «.Кончаю чтением второй том писем Чехова. Что это за прелесть! Не оторвешься! Что за умный, очаровательный человек! И как жалко, что узнал его по-настоящему только после его смерти.»
Известный актер, режиссер, племянник А.П.Чехова, М.А. Чехов, бывая у С.В. Рахманинова, часто читал по его просьбе рассказы А.П. Чехова.
В 1906 г. Рахманинов написал романс «Мы отдохнем» на слова А.П. Чехова из пьесы «Дядя Ваня» и даже мечтал написать оперу по этой пьесе.
1 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения С.В.Рахманинова, гениального композитора, пианиста, дирижера.
В прошлом году, на пасхальной неделе, я отправилась на ярмарку за подарками. Остановилась около шелковых платков
- яркие, нарядные, после долгой бесцветной зимы, они просились в сумку все. Мне понравились только два. Один - синий, с розовыми цветами, желтыми завитками, другой
- кремовый, с таким же рисунком. Платки стоили дорого, и я на мгновенье задумалась. Художник - продавец решил мне помочь и задал один интересный вопрос: «А вы умеете слышать цвет?» Я ответила: «Да». Тогда он сказал: «Синий - это музыка Рахманинова, а кремовый - Чайковского». Я выбрала синий рахманиновский.
Версия для печати Лента новостей |
Погода
+22 +24 ночью +17 +19 утром +25 +27
Котировки
Партнеры |