воскресенье
Новости вашего района
Online-интервьюАндрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей. задайте ваш вопрос ЧеховскийСлово об игумене Иларии (Иване Фёдоровиче Бабыкине)Общество — 1 Ноября 2014, 07:53К 500-летию Вознесенской Давидовой Пустыни (1515-2015гг.) Продолжение. Начало в №79 В июле 1905г., после смерти жены, жизнь 43-летнего Ивана Фёдоровича Бабыкина резко изменилась - он ушёл от мирской жизни в монастырь, став послушником Вознесенской Давидовой Пустыни. В этой святой обители 23 ноября 1906г. был пострижен в монашество под именем Иларий. Рукоположен во иеродиакона 9 ноября 1907 г., во иеромонаха - 25 января 1908 г. Несколько лет был настоятелем монастырского подворья в Москве, включавшего часовню возле Москворецкого моста, где хранилась особо почитаемая древняя чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Во многом благодаря трудам иеромонаха Илария в 1911-1912 гг., в преддверии 400-летия Вознесенской Давидовой Пустыни, внешний вид московской часовни был обновлён, а внутри она была великолепно отделана. Как и тысячи других церквей и часовен, после революции, в 20-х годах, она была закрыта. Чудотворная икона Всемилостивого Спаса тогда же бесследно исчезла. Иеромонах Иларий в 1911г. был назначен казначеем Давидовой Пустыни. В 1913г. награждён набедренником, а в 1916г. -наперсным крестом от Священного Синода. После кончины настоятеля Вознесенской Давидовой Пустыни архимандрита Валентина (в миру Венедикта Егорова) Иларий с 8 апреля по 30 октября 1916 г. исполнял обязанности настоятеля святой обители. С 1916 по 1923 гг., когда настоятелем обители был архимандрит Никон (в миру Николай Соловьёв), Иларий продолжал своё служение в монастыре. Именно в эти годы началось активное разрушение большевистскими властями уклада монастырской жизни, было конфисковано практически всё имущество, закрывались находившиеся в обители храмы. В 1923г., после назначения архимандрита Никона епископом в Пермскую епархию, Иларий в сане игумена стал последним настоятелем перед закрытием Вознесенской Давидовой Пустыни. 20-е годы были временем стремительно набиравшей обороты богоборческой политики правящей тогда в СССР коммунистической партии - ВКП(б). Закрывались тысячи православных храмов, монастырей, часовен. Десятки тысяч священнослужителей лишали гражданских прав, изгоняли из церквей, оставляли без средств к существованию, арестовывали и отправляли в лагеря, ссылали в отдалённые регионы страны. Уже тогда генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин (Иосиф Джугашвили) выдвинул тезис об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму», в ходе которой Русская Православная Церковь становилась одним из основных объектов для жестоких репрессий. Не миновала чаша сия и многих насельников Вознесенской Давидовой Пустыни, которых власти и органы ОГПУ воспринимали как опасных «государственных преступников», «легальную контрреволюционную силу, пользующуюся влиянием в массах». Один за другим властями закрывались монастырские храмы, несмотря на протесты верующих. В конце 20-х годов ОГ-ПУ активно собирало информацию о «контрреволюционной деятельности» монахов Давидовой Пустыни, провело ряд арестов, после чего игумен и немногие оставшиеся насельники были изгнаны, а обитель к 1930г. полностью закрыта. Тогда игумену Иларию было опасно возвращаться в родную деревню Дедя-ково, находящуюся всего в 3 км от монастыря. Один из его двоюродных братьев - Алексей Алексеевич Бы-быкин - в 1937г. был арестован и расстрелян за «контрреволюционную агитацию» (в 1989г. реабилитирован). А два других двоюродных брата ещё с 1918г. были причислены к «эксплуататорскому классу» и лишены избирательных прав: Матвей Иванович Бабыкин значился «заводчиком», а Иван Иванович Бабыкин - владельцем булочной в Москве. Возможно, поэтому игумен Иларий после изгнания из Давидовой Пустыни перебрался в соседний Серпу-ховский район, где некоторое время служил простым священником в церкви Казанской иконы Божией Матери, что на погосте Речма близ села Новинки. Кстати, такой выбор мог быть не случайным: эта церковь находилась всего в 1,5 км от Вос-кресенок, родной деревни матери игумена, где могли жить его родственники. Затем игумен Иларий, очевидно по возрасту и состоянию здоровья, оставил службу. По тогдашним законам он, как бывший священнослужитель, до 1937 г. был лишён избирательных прав, не мог получать пенсию и продуктовые карточки. В конце 30-х годов и Казанский храм разделил участь многих местных церквей: был закрыт, разорён, а последний его священник - Иоанн Голов - репрессирован. 22 декабря 1938 г. в возрасте 76 лет игумен Иларий (Иван Фёдорович Бабы-кин) скончался от паралича сердца. Последние свои дни он провёл в д. Плешки-но Лопасненского района -всего в нескольких километрах от Казанского храма, родного Дедякова и дорогой для него Вознесенской Давидовой Пустыни. Сведений о том, где упокоился прах игумена Ила-рия, к сожалению, нет. Пока можно сделать лишь некоторые предположения. Первое. Для жителей д. Дедяково приходской была Преображенская (Новоспасская) церковь с. Лег-чищево. Там Иван Бабы-кин был крещён, там он был обвенчан со своей женой. На кладбище при этой церкви веками хоронили его предков и родичей. Оно находится всего в 2 км от д. Плешкино. Кроме того, именно эта церковь исторически относилась к Давидовой Пустыни. Но следует учесть, что в 1937г. последний настоятель церкви в с. Легчищево - священно-мученик о.Владимир Крас-новский - был расстрелян по ложному обвинению в «контрреволюционной агитации», а церковь была закрыта. Поэтому есть вопрос: разрешались ли в 1938г. захоронения на прицерковном кладбище в Легчищеве? Второе. Нельзя исключать, что игумена Илария могли похоронить на кладбище церкви Преображения Господня села Старый Спас. Эта церковь - приходская для жителей д. Плеш-кино, где скончался священнослужитель. Она также недалеко от деревни, в 3 км. И самое главное - Староспасская церковь, где можно было отпеть покойного священнослужителя, никогда не закрывалась, даже в страшные годы сталинских репрессий. О возможных потомках игумена Илария практически ничего не известно. Обнаружена лишь запись о том, что в 1917г. живущим при Давидовой Пустыни и даже участвовавшим в выборах депутатов Учредительного собрания значился его старший 35-летний сын - Павел Иванович Ба-быкин (хотя он не был ни монахом, ни послушником). Младший сын Петр родился 10 января 1885 г., других сведений о нём нет. В середине 30-х гг. в д. Дедяково оставались жить близкие родственники игумена Илария: его родной младший брат Алексей Фёдорович Ба-быкин, 1875г.р., с женой Александрой Тимофеевной и их сыновья - Фёдор Алексеевич, 1909г.р., и Михаил Алексеевич, 1917г.р. Хочется верить, что эта публикация в преддверии 500-летия возрождённой Вознесенской Давидовой Пустыни поможет в поисках новых и уточнении имеющихся данных о жизни нашего земляка игумена Илария (Бабыкина), его служении на благо всех православных Лопаснен-ского края. Если у кого-то из читателей есть любые дополнительные сведения об игумене Иларии и месте его захоронения, о его возможных потомках, связанные с ними фотографии и документы, пожалуйста, откликнитесь: моб. 8-903-612-82-39. Юрий КОБЯКОВ, краевед, староста д. Пешково с/п Баранцевское В 20-е годы закрывались тысячи храмов и монастырей. Не миновала чаша сия и многих насельников Вознесенской Давидовой Пустыни, которых власти и органы ОГПУ воспринимали как опасных «государственных преступников». Версия для печати Лента новостей |
Погода
+17 +19 утром +23 +25 днем +26 +28
Котировки
Партнеры |