27
апреля 2024
суббота
 

Новости вашего района

Балашиха Железнодорожный Реутов Домодедово Дубна Химки

Online-интервью

Андрей Воробьёв рассказал о планах по развитию региона в 2015 году

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил в эфире телеканала «360° Подмосковье» 29 января, глава региона рассказал о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства в 2015 году и ответил на вопросы телезрителей.
задайте ваш вопрос

Чеховский

Русская шаль, Коленкур и жена Наполеона

Культура — 1 Ноября 2014, 07:53

В Музее - усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» открылась уникальная выставка

Ткань в любом доме, как в усадебном, так и крестьянском, сопровождала человека на протяжении всей его жизни - от рождения до ухода из этого мира. Поэтому организаторы выставки «Художественные ткани XVII - XX веков в дворянской усадьбе», используя материалы из собрания Усадьбы «Лопасня-Зачатьевское», частных московских коллекций В.Никифорова, Д.Андреева и А.Савинова, постарались показать самые разные употребления, проявления и использование мануфактуры. Выставка состоит из четырех довольно компактных, но ярких и представительных блоков.

Ольга Калинина

ПОЧТЕННЫЙ ЗАМОК БЫЛ ПОСТРОЕН...

Безимени-13.jpgПервый раздел - XVIII век, где представлены ткани, которые использовали, в первую очередь, для декора. То есть - это драпировочные ткани, которыми обтягивали стены. Сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина в описании дома Онегина: «Почтенный замок был построен, как замки строиться должны... в гостиной штофные обои...». Штофные обои -это не бумажные обои, а именно тканные и, как известно, в Михайловском удалось восстановить, правда, вышитые обои, исполненные крепостными мастерицами.

- В более обеспеченных домах использовали ткани, и у нас здесь представлен уникальный купон, выполненный в Московской губернии в Богородском уезде на фабрике Лазаревых, - рассказывает автор выставки, старший научный сотрудник Музея-усадьбы «Лопасня-Зачатьевское» Александр Савинов. - В то время было уже достаточно тканей технических - знаменитый полотняный завод, позже принадлежавший Гончаровым, где, в основном, изготавливалась парусина, используемая для флота, который строил Петр I. А вот художественные ткани в XVII - XVIII

веке были все привозными. Образованная по распоряжению Петра I в 1720 году для производства декоративных тканей, фабрика стала одной из первых в России и Подмосковье. С середины XVIII века владельцами этой фабрики становятся Лазаревы, купцы армянского происхождения, благотворители; знаменитый род, великие просветители, создатели института восточных языков в Москве. Производство располагалось в подмосковном селе Фря-ново, где выпускали ткани по европейским образцам. Золотой век развития фряново-лазаревских тканей приходится на середину XVIII - первую четверть XIX века. И купон, представленный в экспозиции - часть обоев, копия лазаревских тканей с оригинала французских, - по всей видимости, лас-салевских шелков: барочный узор на терракотовом фоне. (Шелка лионского художника по тканям Филиппа де Лассаля украшали самые роскошные дворцы Европы второй половины XVIII века). А купон уникален тем, что сохранен полностью с два раза повторенной подписью. На задельном его крае имеется марка, которую нужно расшифровывать и читать навыворот справа налево: Ф Д Е Л Л В С Ф. Что в переводе означает фабрика дворянина Елизара Лазаревича Лазарева в селе Фрянове. То есть, это -начало куска, представляющего большую редкость. Но здесь мы видим и французские оригиналы. Это

- бархат золотный. Основа - жёлтый шёлк и золот-ная нитка. Узорная парча: на серо-голубом фоне

- цветы серебром. Бархат декоративный... Как образец плательных или обиходных тканей - фрагмент парчи середины XVIII века: по салатовому фону выткан узор золотом и серебром. Подобная ткань была использована для коронационного платья Екатерины II, которое хранится в Оружейной палате. Не так давно наш музей получил в дар туалетный столик, внутри которого лежал кусок ткани, требующий реставрации. При подробном рассмотрении мы увидели великолепный образец барочной лазаревской ткани - мелкие букеты, перевитые лентами. Ткани были очень дорогими в цене и часто имели повторное использование. В исторических хрониках есть упоминание о том, что после смерти Елизаветы Петровны часть ее огромного гардероба была уложена в Троице-Сергиеву Лавру и использована для изготовления литургических предметов. Позже, в советское время, они были взяты из ризницы, как вышедшие из обихода, и из них были вновь реконструированы платья императрицы.

Безимени-14.jpgКак передать словами несравненную красоту рисунка, игру живых красок, бег тончайшей переливчатой нити? Невозможно. Более того, не всякая ткань «хочет фотографироваться». К тому же, зачастую художники, создавая цветы или букеты, вкладывали в свой рисунок семантическое звучание. Так, маки означают спокойствие, умиротворение; розовая или красная роза - любовь. Так что каждый кусок ткани несет некое смысловое значение. Поэтому всё надо видеть своими глазами, чтобы по-настоящему оценить высочайший художественный уровень мануфактурных изделий.

БЕЗ ШАЛИ ВЫХОДИТЬ В СВЕТ НЕПРИЛИЧНО

В 1811 году французский посол генерал Колен-кур приехал к одной русской помещице, чтобы купить на ее фабрике шерстяную узорную шаль в подарок жене Наполеона. Но не купил - помещица отказала генералу из патриотических соображений. Другой, нижегородский вариант приключений незадачливого генерала был рассказан князем Иваном Долгоруковым, бывшим губернатором Владимира. Путешествуя из Москвы в Нижний в 1813 году, он упоминает о помещице Надежде Мерлиной: «У нее отличная фабрика шалевая, их ткут особенным манером. Они во всей России известны, их славят даже в столицах, и они до того громки и ценны, что некто Коленкур, французский посланник у двора Российского, торговал на ее фабрике превосходной работы шаль, будто бы для жены Наполеона, и давал за нее 10 тысяч, но госпожа Мерлина, кака патриотка, не захотела выпустить в чужое государство домашнего сего изделия». «Какие живые краски! Какие замысловатые узоры: все в совершенстве», — живописует князь Долгоруков мерлин-ские шали.

Эта легенда существует в разных вариантах, и в ней фигурируют разные помещицы, но речь всегда идет о русской шали, Ко-ленкуре и жене Наполеона.

Европейская мода начала XIX века была не слишком удобной для местного климата: открытые платья в стиле ампир не давали никакой защиты от холода. Настоящим спасением оказались шали, моду на которые ввела первая жена Наполеона -Жозефина Богарне. Её коллекция насчитывала около 400 восточных, европейских и даже русских шалей. Сейчас часть её коллекции хранится в Лувре.

О существовании восточных шалей Россия знала давно, поскольку их завозили через Великий шёлковый путь. В Европу они попали в XVII веке в ходе колонизации Индии, но настоящий бум начался только после Египетской экспедиции Наполеона, когда он, вероятно, ограбив очередных английских купцов, привез в подарок Жозефине её первую шаль. Вслед за первой дамой шалями озаботилось всё светское общество сначала Франции, а затем и остальной Европы, включая Россию. Тогдашние модные журналы, еще не используя слова must, просто сообщали, что без шали выходить в свет неприлично. Платки, шали, палантины становятся неотъемлемой частью женского туалета. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, носили дома, в театре, на балах. При однообразных по цвету нарядах яркий платок, шаль или палантин приобретали важный цветовой эффект. В XIX веке шерстяные платки и шали стали распространенным головным убором и в их изготовление вовлекаются Поволжье, Подмосковье, Рязанская и Воронежская губернии. Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной. В 1806 году в Нижегородской губернии, в вотчине помещицы начали ткать так называемые кашмирские шали, которые были чудом ремесла. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния. И сейчас существуют мастерские по изготовлению старинных тканей. Работа эта тончайшая: в течение дня выполняется всего 2 см.

Цены даже на самые простые шали были космическими, по 2000-3000 рублей (корова, к примеру, стоила 30 рублей). Самую дорогую елисеевскую шаль за 12 000 рублей купил Николай I для императрицы. В воронежском же варианте легенды речь идет о 25 000.

Безимени-15.jpgВ начале XIX века под шалью понимался большой квадратный или прямоугольный кусок ткани из очень тонкой шерсти, вытканный вручную, с узором по краям, а в уникальных случаях - по всей площади. Прежде всего, речь шла о восточных шалях - кашмирских, персидских, турецких. Самыми тонкими, сложными в исполнении и дорогими были кашмирские шали. Для их производства требовался особый длинный пух с горла горной козы, который в провинции Кашмир в период линьки коз племя гуджджаров собирало с кустов и скалистых выступов.

Как и Елисеева, помещица Мерлина была новатором - она пыталась приспособить индийские технологии под российскую реальность. Поскольку о доставке пуха с горла кашмирских коз не могло идти и речи, приходилось искать замену. Ближайшими поставщиками сырья оказались киргизские кочевники (современные казахи). Чтобы довести пух козы или сайгака до состояния нити тоньше волоса, Мерлина использовала гребни из мамонтовой кости. И может быть, как индийские, они не проходили в кольцо, но было известно, что Наталья Николаевна Пушкина получила в приданое две мерлин-ские шали, которые позже неоднократно выручали семью - вместе с жемчугами Пушкины их периодически закладывали.

Безимени-16.jpgВ экспозиции выставки представлена большая шаль середины XIX века - парафраз или воспоминание о знаменитых индийских шалях, которые в эпоху Наполеона попали в Европу. Эти шали были довольно недолго в употреблении, вышли из моды, но не ушли из домов - ими стали покрывать столы. И сохранилось немало изображений второй половины XIX века, где подобные восточные шали, ниспадая до пола, служат украшением столов.

Коврами и шалями покрывали также вошедшие в моду оттоманки (диваны без спинки), создавая тем самым некий восточный колорит.

С ЧЕМ ЗАМУЖ

ВЫХОДИЛИ

Тема приданого всегда была головной болью маменек. Составлялись специальные списки, под них заказывались вещи. Значимой частью приданого были комплекты постельного и столового белья, где счет велся в дюжинах. Образцами для русских мастеров служили лучшие изделия европейских ткачей. В экспозиции представлены изделия, достаточно характеризующие то, что получала состоятельная девушка в приданое. Это - прекрасные камчатые салфетки с клеймами-марками европейских и российских мануфактур конца XIX - начала XX веков. На скатертях, салфетках и полотенцахрушниках часто вышивали метки в виде монограмм хозяйки. На нескольких образцах столового белья можно разглядеть монограммы из семьи Батюшковых. И не только монограммы. Так, на одной льняной сервировочной салфетке - целое пожелание: «Про-симъ васъ посещать насъ». Мы можем увидеть здесь и салфетку с геральдическим мотивом из дворцового обихода, в центре которой герб одной из приморских великокняжеских усадеб: морской якорь и ключ в дубовом венке. На нижней кромке фабричная марка. Это - немецкая мануфактура. Удивительно плотный шёлк. Царская семья предпочитала делать заказы у немцев.

Безимени-17.jpgА не во дворцах и парадных комнатах дворянских усадеб бытовали хлопчатобумажные ткани. Повседневные крестьянские платки, отрезы ситца, холсты, пестрядь. Незамысловатые платки и ситец часто были господскими подарками на праздники. В описях второй половины XIX века фигурируют и купеческие шали, полушалки, которые тоже входили в состав приданого. Такие вещи берегли, держали в сундуках и они передавались от бабушек к внучкам.

В большом количестве на выставке представлены шёлковые ленты XIX века, которые можно выделить в отдельное производство. Ленты использовались как аксессуары к нарядам, украшение домашних интерьеров. Так, в музее Шаляпина представлены серебряные венки от поклонников его таланта - «Великому певцу», украшенные шелковыми или муаровыми лентами. А из частной переписки мы узнаем следующее: «Маменька, я на свое новое платье перенесла те самые блонды.».

И чтобы иметь представление обо всем здесь рассказанном, увидеть это своими глазами, надо непременно посетить выставку в усадьбе «Лопасня-Зачатьевское», куда приглашают всех желающих сотрудники музея.

Собрание Жозефины насчитывало порядка 400 восточных, европейских и даже русских шалей. Сейчас часть её коллекции хранится в Лувре.



Версия для печати

Облако тегов

41+  Авиаград Жуковский  Аксаков  Альтернатива  Альтернативная газета  Богородские вести  Бронницкие вести  Вести Дубны  Вестник Восточного Подмосковья  Виадук  Видновские вести  Волоколамский край  Волхонка  Воскресенские деловые вести  Вперед (Сергиев Посад)  Вперед (Химки)  Время  Время Чеховское  ГИБДД  Город  Городок  Городские вести  Городской вестник  Городской квартал  Городской ритм  Грань  Деловое Одинцово  Деловой прием  Дмитровский вестник  Добрая газета  Долгие Пруды  Егорьевский курьер  Егорьевское утро  ЖКХ  Жуковские вести  За новую жизнь  Заря  Звенигородские вести  Земля Подольская  Искра-ТВ  Истринские вести  Калининградcкая правда  Каширские известия  Коломенская правда  Компаньон и Ко  Конференция  Котельники сегодня  Красногорские вести  Красное Знамя  Куйбышевец  Ленинская Шатура  Лобня  Луховицкие вести  Лыткаринские вести  Люберецкая газета  МИГ  Маленький город  Маяк  Местные вести  Наша Апрелевка  Наше слово  Неделя в Подлипках  Новая жизнь  Новости недели  Новые рубежи  Одинцовская неделя  Олимпиада  Ореховские вести  Основа  Павлово-Посадские известия  По Ярославке  Победа  Подольский рабочий  Призыв  ПроТВинформ  Пульс Ивантеевки  Пушкинский вестник  Пущинская среда  РЖД  Реут  Родники  Рошальский вестник  Своя газета  Север Подмосковья  Сельская Новь  Сенеж  Сергиевские ведомости  Серебряно-Прудский вестник  Серп и Молот  Серпуховские вести  Слет  События  Совет  Солнечногорский курьер  Сочи  Спутник  Ступинская панорама  Угрешские вести  Уполномоченный по правам человека  Утро Вечера Мудренее  Факт  Центр города  Черноголовская газета  Чеховский вестник  Шаховские вести  Щербинский вестник  Ярославка - реклама  Ять  аренда  аттракционы  ветераны  взятка  дети  дороги  дума  жилье  завод  земля  игры  инвестиции  инновации  интернет  кино  конкурс  космос  марафон  милиция  молодежь  перестрелка  песня  пожар  праздник  преступление  приставы  рецензии  свинокомплекс  спорт  студенты  суд  театр  терроризм  убийство  учителя  футбол  хоккей  церковь  школы  школьники  экология  эрудиты 
  
Погода +14 +16
утром +15 +17 днем +14 +16
Котировки
USD ЦБ РФ 92,0134 92.0134
EUR ЦБ РФ 98,7187 98.7187

Партнеры









































все партнеры